туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Флот выходит на пенсию
В настоящее время в России находятся в эксплуатации свыше ста речных пассажирских теплоходов. Все они далеко не молоды - как минимум старше 20 лет. И, несмотря на всеобщую озабоченность и понимание сути проблемы, в течение последних лет перемен к лучшему почти не наблюдается.
Из тех, кому за…
«Нам остро не хватает современных комфортабельных круизных судов», –заявляет директор по развитию фирмы «Самараинтур» Михаил Сегал. С ним согласен генеральный директор петербургской компании «Мир» Валерий Фридман: «У нас много рек, по которым, в принципе, могли бы быть организованы очень интересные маршруты. Но для этого существующий флот, большая часть которого построена еще в середине прошлого века, мало подходит. Как воздух нужны современные комфортабельные суда, отвечающие международным стандартам». Какие теплоходы сейчас в ходу? Из построенных десятилетия назад на верфях Австрии, Чехословакии или Германии наиболее комфортабельны четырехпалубные суда 302 («Александр Шолохов», «Николай Бауман», «Русь» и т. д.) и 301 проектов («Санкт-Петербург», «Кронштадт» и т. п.) А также четырехпалубники проекта 92-016 («Валериан Куйбышев», «Федор Шаляпин» и пр.), способные принимать около 300 пассажиров. В классе трехпалубных судов продолжают лидировать австрийские «Илья Репин», «Александр Пушкин» (проект Q-040) и «Сергей Есенин» (проект Q-065). На этих судах каюты довольно тесные, но пассажир может рассчитывать хотя бы на свой санитарный блок. Еще более старые немецкие суда 588 проекта («Родина», «Попов», «Плеханов» и т. п.) берут на борт до 200 пассажиров, но здесь «удобства» (за исключением люксов и полулюксов) находятся, в основном, «на этаже». Кроме названных по рекам и каналам страны до сих пор ходят двухпалубники 305 проекта («Свешников», «Звонков» и т. п.), вмещающие более 130 человек. Есть и уникальные случаи: на одной из северных рек, к примеру, до сих пор эксплуатируется двухпалубный теплоход постройки 1911 года, вмещающий немногим более 50 пассажиров. Лучшие суда кроме комфортабельных кают имеют ресторан (рестораны), бары, видео- и музыкальный салоны, конференц-зал, сауну, парикмахерскую, медпункт. Сейчас теплоходы одного и того же проекта могут значительно отличаться по степени комфортности. Например, некоторые суда 588 проекта серьезно реконструированы и по уровню комфорта приблизились к четырехпалубным собратьям. Как считает председатель совета директоров компании «Инфофлот» Александр Соснин, многие теплоходы только внешне выглядят по-старому: «начинка» полностью изменена. Владельцы судов стараются максимально их «облагородить», постепенно приспосабливая под возросшие требования пассажиров. Значительно вырос и уровень сервиса, так как на части судов (особенно на тех, которые ранее были заняты перевозкой иностранцев, а теперь возят россиян) применяют систему питания «все включено», используют целый ряд дополнительных сервисов. Однако стремление судовладельцев к реконструкции теплоходов и улучшению условий размещения пассажиров ограничено вполне объективными причинами: суда строились давно и уже не могут полностью отвечать требованиям сегодняшнего дня. По настоящему отвечающих современным международным нормам судов в России раз, два - и обчелся. Далеко не на всех кораблях есть интернет и возможность смотреть телепрограммы в прямом эфире, детские комнаты, прачечные и спа-салоны. Анимации, как правило, тоже нет, и во время переходов между местами стоянок пассажиры большую часть времени предоставлены сами себе. «Старение флота – одна из главных проблем речных круизов, – считает генеральный директор компании «ВодоходЪ - Санкт-Петербург» Олег Зеленков. - Как бы то ни было, но обновлять флот все равно придется, так как все время ходить на судах, построенных еще в советские времена, просто нереально». С ним солидарна генеральный директор компании «Латти» Елена Бондаренко: «Хотя сейчас реконструировать суда научились таким образом, что удается значительно повышать уровень комфорта пассажиров, переделывать теплоходы до бесконечности невозможно…» Все эксперты уверены, что без появления на наших реках новых судов развивать речной туризм не удастся. Логика проста: из-за постоянного роста цен на береговое обслуживание стоимость круизов растет. И рано или поздно она вступает в противоречие с уровнем комфорта на теплоходах, поскольку клиент (особенно люди, побывавшие в аналогичных путешествиях за рубежом) становится все придирчивее. Кого сейчас устроит тур стоимостью в 15–20 тысяч рублей, если «удобства» в конце коридора, а в каюте даже один человек размещается с трудом? Вывод один: нужны современные комфортабельные суда. Причем не любые, а приспособленные к реалиям России. Ведь многие зарубежные теплоходы, хотя новы и обладают гораздо более высоким уровнем комфорта, рассчитаны исключительно на спокойные воды Дуная или Сены. И если их «переставить» в Ладогу с ее нередкой 2–3-метровой волной, то безопасность пассажиров гарантирована не будет. Делается ли что-то в этом направлении? Планы есть Разговоры о том, что новые суда нужны, не утихают уже несколько лет. Периодически возникают планы по лизингу зарубежных теплоходов, строительству своих. Но до последнего времени дальше разговоров дело так и не шло. Это в целом понятно. Купить новый современный теплоход (или хотя бы взять его в аренду) – дело очень затратное. Речь идет о десятках миллионов евро. Даже крупные российские компании, специализирующиеся на речных круизах, вкладывать средства в такие затратные и сулящие доходы лишь в очень отдаленной перспективе проекты не спешат. Единственным «живым звуком» в этом направлении остается идея создания новых круизных судов «Сура» (класса «река») и «Золотое кольцо» (класса «река–озеро»), которые могут быть реализованы в Нижегородской области на базе Городецкого судостроительного завода. Идея имеет вполне реальные очертания: круизный оператор ООО «ГАМА» и судоходная компания «Ока» (при помощи областного Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг) уже начали реализацию инвестиционного проекта. За счет своих технических качеств новые теплоходы вполне могут вписаться в речные российские реалии. Главная их особенность - применение колесного движительно-рулевого комплекса с применением гребных колес, что позволяет, по словам инициаторов проекта, повысить управляемость, маневренность и устойчивость судна на курсе, обеспечить возможность выхода пассажиров на необорудованный берег. Есть и другие привлекательные черты, такие как низкий уровень шума, наличие балконов в каютах, большая скорость и высокая проходимость. Последнее особо важно, так как из-за небольшого водоизмещения и малой осадки теплоходы способны ходить по рекам с ограниченными глубинами и извилистым фарватером, а также под мостами в Москве, что позволяет формировать такие маршруты, как «кругосветка» по Оке, Волге и каналам столиц. Имеются у проекта и чисто экономические выгоды: стоимость строительства судов в России на 30% ниже, чем за рубежом, а срок окупаемости вполне обозрим и составляет 8–10 лет. Однако проекты проектами, но реализуются ли они на практике? И здесь есть успехи. В конце сезона 2010 года первое малое круизное судно с колесным ДРК «Сура» (на 40 мест, стоимость строительства – 60 млн рублей) спущено на воду. Ожидается, что к лету 2011 года оно будет сдано в эксплуатацию. Следовательно, уже может пойти в серию. С «Золотым кольцом» (200 мест), рассчитанным на эксплуатацию и в реках, и в озерах, ситуация сложнее. Есть рабочий и эскизный проекты, а технический проект находится на согласовании. Поскольку строительство возможно лишь после завершения процедуры согласований, при сжатых сроках, теплоход может быть запущен в эксплуатацию только к навигации 2013 года. А если процесс затянется, то новых судов российским рекам не видать еще как минимум 4 года. К этому времени большая часть эксплуатируемых сейчас речных круизных лайнеров перешагнет 30-летний рубеж. И кроме как «пенсионерами» их уже назвать будет нельзя. Что же тормозит интересный и выгодный турбизнесу проект? Как обычно – деньги. Но варианты есть. «Для обеспечения российских туроператоров новыми круизными теплоходами необходим финансовый механизм государственной поддержки на федеральном уровне, – уверен министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг правительства Нижегородской области Василий Казаков. – Наиболее вероятна схема долевого участия государства в строительстве судов с последующей сдачей их туроператорам в аренду (с правом выкупа). Другой вариант – сочетание государственных гарантий с компенсациями затрат на страхование проекта». Увы, о других аналогичных проектах, претендующих на серийность и способных хоть как-то изменить качественный состав российского речного круизного флота, пока ничего не известно. Да и этот единственный, если не будет поддержан государством или какими-либо крупными инвесторами, может так и остаться в разряде экспериментов. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|