Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Август 2011
« Вернуться к журналу  

Связанные одной целью
Музеи были и остаются одним из основных объектов интереса путешественников во всех странах мира. О возможностях сотрудничества с туристическим бизнесом и о том, каким должен быть успешный современный музей, рассуждают заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию Владимир Матвеев, заведующий экскурсионно-лекционным отделом Русского музея Валерий Ахунов, директор Музея кошки (Ленинградская область) Анна Кондратьева, и заместитель директора Тверской областной картинной галереи по музейно-просветительской работе Владимир Ткалич.
1 вопрос
Что, на ваш взгляд, главное для успеха музея, в том числе экономического?
Владимир Матвеев
Вряд ли буду оригинален, если скажу, что важно абсолютно все. Почему, к примеру, чтобы посетить один музей люди выстраиваются в очередь, а в другой, находящийся примерно в тех же условиях, никого не зазвать? Деньги, конечно, имеют значение, но они не первичны. Очень многое зависит от активности организаторов музея, наличия налаженных партнерских связей, в том числе и с туристическим бизнесом, и, само собой, от «качества» экспонатов. Если Государственный Эрмитаж имеет возможность привезти в Петербург большую выставку из мадридского музея Прадо, которую открывает король Испании Хуан Карлос I – это по-настоящему знаковое событие культурной жизни даже в таком городе, как наш. Вместе с тем и маленькие музеи вполне могут быть успешными, если у них есть та «изюминка», которая интересна людям. В конце концов вопрос, в какой музей пойти, решают именно посетители.
Валерий Ахунов
Я отвечу так – инфраструктура. Для музея, у которого уже есть имя и все остальное, наличие комфортной для посетителей инфраструктуры как раз может быть решающим фактором посещаемости. Удобный подъезд, наличие большой стоянки, способность принять людей с ограниченными возможностями – все это способствует успеху учреждения. Даже у музея с уникальными экспонатами, если в нем посетитель чувствует себя некомфортно (например, в нем маленький или грязный туалет), могут быть трудности. Как и театр, он тоже начинается с вешалки. В конечном счете важно все, но проблему востребованности музея надо начинать решать с организации логистики вокруг учреждения: об этом должны заботиться и городские власти. Когда до хорошего музея по объективным причинам трудно добраться, это может способствовать падению спроса на его услуги.
Анна Кондратьева
На мой взгляд, в первую очередь должна присутствовать перспективная идея. Особенно это касается организации современных музеев, которые зачастую вынуждены начинать с нуля и с первых шагов конкурировать за посетителя с теми, кто уже работает на рынке. Деньги – это всего лишь средство реализации идеи, и если она действительно интересная, они обязательно найдутся.
Вместе с тем я бы назвала обязательным условием для успеха и наличие энтузиастов, которые хотят и могут воплотить замысел в реальность. Это особенно важно в том случае, когда музей создается заново и для того, чтобы сделать его посещаемым, надо прилагать очень много усилий. Когда есть такие люди, даже объективные «минусы» (например, не очень удачное расположение музея или недостаток выставочных площадей) можно превратить в «плюсы».
Владимир Ткалич
Считаю, что в таком рейтинге первые места должны занимать люди и экспонаты. Ведь именно люди должны хранить, представлять и заинтересовывать посетителей экспонатами. Когда есть эти две составляющие, у музея будет и успех. Деньги, конечно, тоже имеют значение. Но… Известно, что в музейной системе заработки невелики. К сожалению, очень редко бывает так, что люди имеют работу, которая приносит удовольствие и деньги одновременно – чаще либо одно, либо другое. И подавляющая часть сотрудников музеев зарабатывает мало, но при этом работой своей вполне довольна.
Другое дело, что подчас провинциальным музеям не хватает средств на пополнение коллекций, реставрацию экспонатов и развитие дела – государство хоть и увеличивает финансирование, но денег много никогда не бывает. В этом случае большое значение  имеют организаторские способности руководства музея, активность его сотрудников.
2 вопрос
Реальный и виртуальный музеи: конкуренты или соратники?
Владимир Матвеев
Если у человека есть желание посетить реальный музей, то я не вижу никаких препятствий для того, чтобы он стал посетителем его виртуального прообраза. Надо понимать: жизнь в сети – это вовсе не та жизнь, которая существует в действительности. В качестве аналогии могу привести пример с интимными услугами по телефону. Всем они вроде бы хороши, но все равно это не по-настоящему. По-моему, виртуальный музей – это своего рода справочник. Мотивация. Образовательный ресурс. В конце концов – отличный повод для того, чтобы отправиться в реальное музейное учреждение. Но он ни в коем случае не может полностью заменить последнее. Просто потому, что при посещении настоящего музея человек получает массу ощущений и эмоций, которые он вряд ли когда-то сможет пережить в виртуальном пространстве. При грамотной организации работы виртуальный и настоящий музеи в обозримом будущем не станут конкурентами.
Валерий Ахунов
Виртуальный и реальный музеи никогда не будут конкурентами. Почему? Потому что сейчас многие люди в России попросту не имеют возможности посетить настоящий музей. Если раньше транспорт был достаточно дешев, и для человека поездка в Москву или Петербург, например, не была разорительна, он вполне мог себе позволить поехать туда на выставку. Когда я был студентом, я сам неоднократно так поступал. В настоящее время проезд так дорог, что мало кто, во всяком случае в нашей стране, готов на такие траты. В этом отношении виртуальный музей – отличная возможность познакомиться с музейными экспонатами, не покидая места жительства. Русский музей недавно отпраздновал своеобразный юбилей – мы открыли 80-й филиал. Проводим с ними совместные конференции, делаем программы – работаем. И делаем это для того, чтобы познакомить потенциальных посетителей с нашими сокровищами. Но надо понимать, что виртуальный филиал – это только начало знакомства с музеем, которое в конечном итоге все равно предполагает посещение реально существующего учреждения культуры.
Анна Кондратьева
Виртуальный образ музея и его реально существующее воплощение действительно должны быть собратьями и служить одной цели. И если первый отбирает у второго посетителей – это говорит лишь о том, что неправильно выстроена вся работа с ними в целом. Сейчас в интернете можно найти любую информацию, однако это вовсе не означает, что люди не хотят посещать музеи. Потому что в реальный музей они приходят скорее не за знаниями, а за ощущениями. За действительностью, которой так не хватает в виртуальном мире. Ведь в настоящем музее можно не только что-то увидеть, но и почувствовать запах. Ощутить тепло или холод. Проникнуться той атмосферой, которая создана для посетителей.
Владимир Ткалич
Сайт музея в интернете – прекрасное дополнение к реально существующему учреждению культуры. Сегодня значительная часть молодых людей «живет» в виртуальном мире, и привлечь их в мир настоящий можно только через участие в интернет-сообществе. Поначалу мы действительно очень боялись создания виртуального музея и сильно сомневались в его необходимости. Но практика показала, что эти опасения были напрасны, так как с помощью сети нам удалось привлечь к сотрудничеству поколение, которое мы никак не могли «затащить» в реальный музей. Мы показали молодым людям подготовленные нами виртуальные проекты, а они, оценив их, заявили, что могут сделать и получше. И действительно сделали: один из них на конкурсе в Русском музее Петербурга занял первое место. Поэтому виртуальный и реальный музеи чаще всего становятся единым механизмом, позволяющим существенно расширить аудиторию посетителей.
3 вопрос
Продолжите, пожалуйста, фразу «Современный музей – это…»
Владимир Матвеев
Это целый комплекс возможностей для организации интересного с разных точек зрения досуга посетителей. Конечно, главной все равно остается деятельность по изучению, сохранению и показу экспонатов. Однако музей должен стараться соответствовать своему времени и использовать все способы привлечения людей. Варианты могут быть самыми разными, включая организацию концертов, образовательных и развлекательных мероприятий. И, конечно, современное музейное учреждение в своей работе, в том числе и с посетителями, должно использовать передовые технические и технологические достижения. Общение с коллегами показывает, что иногда, даже имея ограниченный бюджет, музейщики организуют знаковые для культурной жизни того или иного региона события. Скорее всего,  по-настоящему современный музей и должен быть ее центром.
Валерий Ахунов
Новый социум. Значительная часть нашей культуры, без которой жизнь общества в целом невозможно представить. При этом каждый музей, большой или маленький, столичный или провинциальный, по мере своих возможностей этот социум формирует. У кого-то эта работа получается лучше – и музей действительно становится центром притяжения для всего города или даже региона. А кто-то еще отстает и живет по старинке, предпочитая «просиживать» целые дни в залах, в которые посетители уже давно не ходят.
Практика музейной работы показывает, что и в маленьких городах или селах энтузиасты умудряются поставить работу так, что туда с интересом ездят даже из столиц. В этом отношении сотрудничество с туристическим бизнесом для музейщиков жизненно важно: если его удается организовать на хорошем уровне, то вероятность появления того самого социума становится гораздо выше. А если нет – результат может быть плачевным.
Анна Кондратьева
Он ни в коем случае не должен быть неким замершим и закостеневшим пространством, в котором годами ничего не изменяется. Музей, даже имеющий совершенно четкую направленность и связанный, например, с какими-то персонажами истории, все равно должен быть живым организмом, все время предлагающим посетителям что-то новое, интересное, увлекательное. С другой стороны, нельзя скатываться и в омут зрелищности, стараясь привлечь людей каким-то не всегда оправданным интерактивом. Такое, к сожалению, тоже подчас случается. Поэтому современному музею нужно грамотное, хорошо продуманное сочетание познавательных и развлекательных факторов.
Владимир Ткалич
Современный музей – это интересные экспонаты и оптимальное количество посетителей. А кроме них – большая просветительская работа, наличие различных виртуальных проектов, анимационные программы. И многое другое, без чего невозможно развитие. У нас есть такой музей – Домотканово, в котором находится усадьба Дервизов, от которой почти ничего не осталось. Но там устраивают праздник «Сиреневое Домотканово». В честь сирени, которую очень любил известный русский художник Серов. И на этот праздник люди приезжают не только из Твери, но и из Петербурга, и из Москвы. Потому что интересно,  необычно. Во главе современного музея обязательно должны стоять люди креативные, нестандартно мыслящие, способные выйти за привычные рамки музейной работы. И если это удается сделать – музей как раз и превращается из хранилища экспонатов в центр культурной жизни.
4 вопрос
Какова основная проблема во взаимодействии музеев и туристических компаний? Какой вариант сотрудничества наиболее приемлем?
Владимир Матвеев
Музей, на мой взгляд, должен по большей части ориентироваться на интересы конкретного посетителя. При этом неважно, является ли он индивидуалом или находится в составе большой группы, привезенной турфирмой. Главное – насколько мы, музей и посетитель, интересны друг другу. Именно он – наш главный партнер. Однако это не умаляет роли турбизнеса, поскольку мы работаем на одном поле в интересах клиента, и должны прислушиваться к мнению друг друга и стараться найти такие решения, которые удовлетворяли бы все стороны. Поэтому стоит идти путем взаимных договоренностей, учитывая и специфику работы в сфере туризма. Надо сказать, что в Петербурге взаимодействие музеев и турбизнеса вышло на достаточно высокий уровень и потому, что в этом процессе активно участвует Северо-Западное отделение РСТ: всегда проще договариваться, если есть какая-то объединяющая и выражающая позицию партнеров сила. 
Валерий Ахунов
Я работаю в Русском музее «всего» 30 лет. И могу сказать, что во взаимоотношениях с туристическими фирмами у нас никогда никаких проблем не возникало. Потому что портить с ними отношения – все равно что рубить сук, на котором сидишь. Во многом именно они наши кормильцы, и поэтому мы стараемся всячески развивать и расширять с ними сотрудничество. Конечно, между нами бывают какие-то трения, но мы прекрасно понимаем, что от работы туроператора, от того, как он сформирует программу или турпакет, в нашей жизни зависит очень многое. Если оператор не поставит ваш музей в официальную программу, то турист, возможно, и дойдет до него самостоятельно, но при этом из привезенных в город ста гостей до музея дойдет всего один. Разве музею это выгодно? Поэтому правильный путь только один – договариваться так, чтобы это было интересно и музею, и туристической фирме.
Анна Кондратьева
В отношениях с турфирмами главная проблема для таких небольших музеев, как наш, – недостаток информации. Ведь многие большие государственные музеи - это бренды, сложившиеся за многие годы и хорошо известные не только в России, но и далеко за ее пределами. Ситуация такова, что в любом туристическом справочнике о них есть сведения, в то время как о десятках других музеев их нет. Поэтому основная задача при работе с туристическими компаниями – предоставить им как можно больше информации о себе. Причем лучше делать это при личной встрече: взять и привезти в музей директоров этих фирм, чтобы они собственными глазами увидели то, что мы можем показать их клиентам. Если складываются дружеские доверительные отношения, то сотрудничество быстро развивается к удовольствию обеих сторон. А если их нет – не поможет и формальный письменный договор.
Владимир Ткалич
Если вспомнить советские времена, то существовавшая тогда система сотрудничества между музеями и сферой туризма характеризовалась главным: она обеспечивала плановую постоянную загрузку, которая была известна на месяцы вперед. Сейчас такой системы нет, и из всей массы турфирм (а в Твери их более 200) лишь единицы всерьез занимаются приемом гостей. Дошло до того, что некоторые музеи пошли по пути создания собственных компаний, которые занимаются привлечением туристов. Это позволяет увеличить доходы и сохранить качество услуг, обеспечив постоянный приток посетителей. Однако, на мой взгляд, каждый все-таки должен заниматься своим делом. К тому же сейчас заметно возрастает поток индивидуальных туристов, которые приезжают сами по себе – именно они могут быть интересны как музеям, так и турфирмам. И еще: музеи как бюджетные учреждения нередко очень забюрократизированы, и туристические компании реально могут помочь им в создании каких-то интересных программ, выставок и т. д. – именно такой путь сотрудничества был бы оптимальным.
Подготовил Владимир СЕРГАЧЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72