Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Держи карман России шире
7 августа 1817 года начала действовать Нижегородская ярмарка. Точнее, 7 августа — день рождения Нижегородской ярмарки в том виде, в котором ее со временем узнала вся Россия и весь мир. Потому что Волга с незапамятных времен была весьма удобным торговым путем и местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Еще в середине IX века в ее среднем течении сложился, как писал известный историк нижегородского торжища Безобразов, «коммерческий центр», просуществовавший до нашествия монголо-татар на Русь. Крупнейшим волжским торгом в те времена был тот, что происходил на Арском поле близ Казани. Собственно в Нижнем Новгороде крупная ярмарка впервые прошла вскоре после его основания, во второй половине XIV века. В те времена среди «торговых гостей» на Волге мелькали и весьма колоритные личности, вроде нижегородских ушкуйников, которые в свободное от разбоя время также по мере сил способствовали развитию волжской торговли.
В 1524 году Василий III, воспользовавшись тем, что татары в очередной раз ограбили русских купцов, запретил им ездить в Казань и учредил русскую ярмарку в Васильсурске, но пограничный городок никак не мог быть местом успешного проведения ярмарок. Вскоре после этого образовалась ярмарка у Макарьевского монастыря, в 90 км от Нижнего, однако точная дата основания ярмарки неBookmark: cite_ref-Shum_0-0известна. В 1641 году на этом месте она была утверждена официально и просуществовала до 1817 года, когда — якобы после пожара - ее перенесли в Нижний Новгород. На самом же деле власти прекрасно понимали, что ярмарка давно переросла рамки монастырской слободы. Тем не менее в течение многих десятилетий она продолжала называться Макарьевской.
В течение первой половины XIX века главным ароматом ярмарки был чайный — именно сюда везли из Кяхты многим еще непривычный напиток, вскоре сделавшийся одним из непременных символов русского быта. «Золотой век» ярмарки настал в начале 1850-х годов, когда в Нижний пришла железная дорога и на ярмарку поехали торговые люди практически со всего мира. Бывало, что 20-тысячный Нижний в то время принимал до 200 тысяч гостей. Для ярмарки, получившей прозвище «кармана России», на протяжении всей ее истории работали лучшие архитекторы — Главный дом  был возведен Августином Бетанкуром, а первый ярмарочный собор — Огюстом Монферраном.
Большое количество гостей способствовало развитию «культурной программы» нижегородского торга. Уже в первоначальном плане застройки ярмарки было предусмотрено здание театра. Его первым владельцем стал князь Шаховской, чья крепостная труппа выступала на ярмарке до 1830-х годов. В Нижний стало приезжать все больше актеров из  Москвы и Петербурга. Уже в 1845 году Александр Николаевич Островский констатировал, что ярмарочный театр ничуть не уступает московскому. С середины XIX века славились и симфонические концерты, проходившие в зале Главного ярмарочного дома.
С 1896 года рядом с ярмаркой стали проводиться и Всероссийские выставки, на которых впервые демонстрировались многие технические новинки. Одна из реликвий тех времен сохранилась до сих пор — водонапорную башню конструкции мало кому известного тогда Владимира Шухова выкупил для своего тамбовского имения Полибино известный промышленник и меценат Юрий Нечаев-Мальцев.
Славилась ярмарка не только многомиллионными оборотами, но и купеческими разгулами по ее окончании. Именно отсюда пошло гулять по всей купеческой России любимое развлечение многих «кит китычей» - «шансонетка на блюде». В зал на огромном подносе вносили женщину, вместо одежды на которой были многочисленные закуски, и купец должен был закрыть освободившее место на теле женщины соответствующего размера купюрой.
Вместе с НЭПом в 1930-м году прекратила существование как «классово чуждое явление» и Нижегородская ярмарка, а район, где некогда шумели лавки и балаганы, превратился в трущобный. В постсоветское время ярмарка стала возрождаться, но, как известно, в одну реку, будь она даже Волга, дважды не войдешь, и весьма символично сегодня выглядит шедевр Монферрана, практически полностью скрытый уродливыми советскими многоэтажками.
 
Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72