Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Семь холмов столичного туризма
К 2020 году поток туристов в Москву планируется удвоить, а к 2018 году, когда в городе пройдет чемпионат мира по футболу, столица должна войти в число ведущих туристических направлений мира как по числу гостей, так и по доходам в отрасли. Таковы стратегические планы московского правительства.
Председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей ШПИЛЬКО  в интервью «Интерфакс-Туризм» рассказал, как он видит пути решения этой более чем амбициозной задачи.
 
Проектом программы по развитию туризма в Москве, одобренным правительством столицы, предполагается, что в 2016 году город примет 3,5 млн туристов из стран дальнего зарубежья, а общее количество гостей составит 6,8 млн человек. Не завышены ли эти цифры?
Нет, это вполне реально. Ежегодно через московские аэропорты в город приезжает около 4 млн иностранцев. Примерно столько же останавливаются в гостиницах. Приезжающие на автобусах и железнодорожным транспортом в эту цифру не входят. То есть реальное количество гостей в российской столице гораздо больше, чем показывает официальная статистика.
Надо иметь в виду, что, в соответствии с законом РФ «Об основах туристской деятельности», туристом считается лицо, временно въехавшее на срок не менее 24 часов или с ночевкой, но более чем на полгода с культурно-познавательными, культурно-спортивными, деловыми, религиозными и иными целями, не получающее дохода от местных источников. Другими словами, почти всех, кто приезжает в Москву, кроме трудовых мигрантов, беженцев и нелегалов, можно считать туристами.
Другое дело, что цифра в 4 или даже 5–6 млн иностранных туристов для такого города как Москва, мягко говоря, небольшая, и над ее увеличением еще работать и работать.
 
Перед Комитетом по туризму Москвы поставлена задача повысить доходы от туризма?
Туризм – сфера рыночных отношений, его нельзя развивать только как социальный проект, город вправе рассчитывать на отдачу, в том числе в виде соответствующих налоговых поступлений. Уверен, что у Москвы есть все шансы войти в десятку крупнейших городов мира с весомыми доходами от туризма. Однако сегодня у нас нет объективных статистических данных не только о числе туристов в Москве, но и о том, сколько они тратят, сколько город зарабатывает на туризме.
Даже разработка необходимых для соответствующих расчетов методик – отдельная, сложная задача, не говоря уже о сборе самой информации и оценке мультипликативного эффекта от развития туризма. Речь идет не только о совершенствовании статистики в части оценки турпотоков и финансов, но и о данных об инвестициях, занятости, движении основных фондов. Пока доходы от турбизнеса учитываются главным образом по налоговым поступлениям от гостиниц, большинство из которых попадает в федеральный бюджет.
У нас состоялась плодотворная встреча с руководством Минспортуризма и Ростуризма, на которой говорилось о том, как объединить усилия для разработки методик оценки результатов работы туротрасли. Если удастся это сделать в Москве, Ростуризм сможет распространить полученный опыт на другие регионы.
 
Какую задачу в сфере развития туризма вы назвали бы главной?
На данном этапе – подтянуть уровень развития культурно-познавательного туризма. Сейчас Москва является российской столицей двух видов туризма – делового и речного круизного. Это не значит, что нет проблем, например, с развитием MICE-индустрии. Не хватает современных конгрессных площадей, мешает визовый режим и т.д. Средний уровень загрузки отелей в высокий деловой сезон (осенью и весной) составляет около 60%. А летом и на новогодние каникулы он падает до 40%, а то и ниже.
То есть гостиницы простаивают в период высокого сезона поездок с целью отдыха и развлечений. Отсюда вытекает задача увеличения массовых рекреационных турпотоков, что невозможно сделать без популяризации туристических возможностей Москвы. Речь идет о схеме продвижения города как туристического центра по принципу «увеличение спроса на поездки – рост предложения». Вряд ли это легко сделать, ведь Москва в разных рейтингах неизменно лидирует по дороговизне отелей. Кроме того, городу явно не хватает бюджетного размещения.
 
С этими рейтингами не все однозначно. Они составляются в основном по цене «от стойки» отелей бизнес-класса. А рассчитывать надо бы по фактическим продажам и дифференцировать по звездности.
Летом, например, многие отели категорий 4–5 звезд принимают тургруппы через туроператоров. При этом стоимость туродня без учета цены авиабилета варьируется в диапазоне от 100 долларов до 100 евро, включая питание, экскурсии, трансферы. То есть соотношение цены и качества в самой Москве для туриста в таком пакете – лучше не придумаешь.
Что касается летних цен в бюджетных гостиницах туристического класса в среднем, по данным соответствующего мониторинга, они составляют около 2 тысяч рублей, хотя можно найти номер и за тысячу. В хостелах цена начинается от 500 рублей, так что дороговизна московских отелей, по крайней мере в высокий сезон группового туризма, – это миф, с которым пора расставаться.
Другой миф – низкий уровень гостиничного сервиса. В Москве сегодня представлено абсолютное большинство мировых гостиничных брендов, причем их присутствие расширяется и в сегменте управления 3-звездными отелями. Например, на московский рынок недавно вышла сеть Best Western. Как известно, управление сервисом в сетевых отелях осуществляется по единым стандартам качества, что в Москве, что в Нью-Йорке, что в Куала-Лумпуре.
Другое дело, что большинство отелей бизнес-класса построено или реконструировано в последние два десятилетия. А гостиницы экономкласса в основной своей массе открывались еще в советское время и нуждаются в реконструкции. Например, остро стоит вопрос их кондиционирования. В этом смысле проблема действительно есть, но растет и интерес инвесторов к этой категории средств размещения.
 
Хватает ли Москве гостиниц экономкласса?
Их действительно не хватает, но реальная картина лучше статистической. Официальная статистика утверждает, что в Москве 215 гостиниц и иных средств размещения, но даже предварительный анализ показал, что их значительно более трехсот. За бортом статистического учета оказываются в основном бюджетные средства размещения – хостелы, мини-отели, а также гостиницы, встроенные в торговые, развлекательные, спортивные комплексы и, как правило, находящиеся на их балансе. То есть, как правило, те же бюджетные места.
В мае мы развенчали еще один миф – о том, что в Москве хостелов раз-два и обчелся. На тот период их было 45 на 2300 мест, в подавляющем большинстве они расположены в центре города. С тех пор открылось еще больше десятка хостелов. Один из последних - на Садово-Кудринской улице, в нескольких минутах ходьбы от площади Маяковского.
Вопрос строительства новых отелей – это в первую очередь вопрос поиска новых площадок и зданий под реконструкцию, улучшения инвестиционного климата. Над этим сейчас активно работает правительство Москвы. У нас в комитете находится несколько интересных проектов создания гостиничных сетей экономкласса, в том числе модульных, быстровозводимых, а также гостиниц с весьма комфортным номерным фондом и минимумом инфраструктуры, хорошо зарекомендовавших себя в Скандинавии.
Мы передаем эти и другие проекты в градостроительный комплекс города, где с инвесторами работает уже Комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. В непосредственной компетенции нашего комитета – стратегия развития гостиничного хозяйства столицы и работа с уже действующими отелями.
 
Москву часто сравнивают с Санкт-Петербургом, причем не в ее пользу. Как увеличить поток туристов?
Питер и раньше был более привлекательным городом в экскурсионном отношении. В последние годы он совершил качественный скачок в процессе своего формирования как туристического направления, отчасти благодаря динамичному развитию морских круизов. Москва по большому счету тоже созрела для такой трансформации. Расширяется первый эшелон объектов показа, в который вошли столичное метро, парковый комплекс музея-заповедника «Коломенское», «Бункер Сталина» на Таганке, появилось множество новых интересных музеев, а существующие обновляют экспозиции. Обновляются экскурсионные программы, событийный ряд. Меняется формат праздника «Широкая Масленица», набирает популярность Фестиваль военно-духовых оркестров «Спасская башня».
В начале сентября мы проводим первый крупный Фестиваль военно-исторических реконструкций, это одна из немногих не занятых пока ниш на мировом событийном рынке. В октябре в городе впервые состоится Фестиваль света. Словом, многое делается для того, чтобы вдохнуть в столичную индустрию гостеприимства новую жизнь. В том числе с точки зрения создания условий, привычных для туристов в других мировых мегаполисах.
Это современная система ориентирования, городской туристический интернет-портал, туристические информационные центры, call-центр и так далее вплоть до туалетов. Каждая из этих задач, казалось бы, немудреная, но с учетом проведения конкурсных процедур по 94-му федеральному закону и создания соответствующей нормативной базы год-другой на это понадобится. Делается многое, но этого недостаточно. По сути, мы только приступаем к ребрендингу города как туристического центра.
 
Туризм – сфера многоплановая. Как складывается ваше сотрудничество с другими комитетами правительства Москвы?
Мы работаем со многими структурными подразделениями правительства Москвы – с градостроительным и транспортным комплексами, департаментами средств массовой информации и рекламы, социальной защиты населения, культуры, образования. Органично выстраиваются отношения с Минспорттуризмом, Ростуризмом, Минрегионом – со всеми ведомствами, имеющими отношение к туротрасли на городском и федеральном уровне.
Палки в колеса нам пока не ставят. Другое дело, что реализация любого проекта требует длительных процедур согласования, выпуска распорядительных документов.
Взять, казалось бы, не самый сложный вопрос – организацию стоянок для туристических автобусов. Двадцать лет автобусы останавливаются в одних и тех же местах, группы туристов высаживают, а водителей штрафуют. Мэр дал четкое указание: вопрос решить. Турбизнес определил места, где надо организовать остановки и паркинги в первую очередь. Хотели управиться к сезону, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры вместе с нами взялся за работу, но процесс согласования с различными инстанциями, вопрос разработки и утверждения схем занял несколько месяцев.
А еще предстоит разработка техзаданий балансодержателями, проведение конкурсных процедур, сама разметка и вывешивание знаков. То есть, как ни крути, а если действовать по закону – еще несколько месяцев работы.
 
У Москвы нет самостоятельной программы развития туризма, она стала частью большой программы развития индустрии отдыха в городе. Не помешает ли это превращению столицы в крупный туристический центр?
Москва – город большой и сложный. Ставка в первую очередь делается на решение масштабных логистических проблем, которые актуальны не только для приезжих, но и для самих москвичей – комплексной застройки, ЖКХ, паркового хозяйства. Что касается отдачи, то торговля, транспорт, промышленность и финансовый сектор приносят в городскую казну доходов больше, чем туриндустрия. Поэтому нереально ждать, что правительство Москвы, отложив все, сосредоточится на развитии туризма.
Соответственно, и в программе развития отдыха и туризма центр тяжести приходится на развитие городского рекреационного хозяйства, включая парки, обустройство дворов, учреждений культуры, спорта. При этом тема гостиничного строительства в значительной степени уходит в городскую программу «Жилище».
Денег на развитие собственно туризма, не считая инвестиций, выделяется, может быть, и меньше, чем хотелось бы – на этот год порядка 270 млн рублей. Но прежде чем претендовать на большее, необходимо обеспечить эффективное использование уже выделенных средств. А это для нашего небольшого комитета, которому придано теперь еще и гостиничное хозяйство и в котором пока не закончилась реорганизация – задача непростая. Решать ее будем вместе со столичным турбизнесом и гостиничным хозяйством.
Опыт работы в Российском союзе туриндустрии и госструктурах на федеральном уровне мне здесь большое подспорье. Возвращаясь к городским госпрограммам, напомню, что в общей сложности их 17, и все они прямо или косвенно работают на развитие туризма.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72