Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Октябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Спросите туроператора
Исполнительный директор компании «Астравел» Геннадий КОТОВ
К сожалению, программа развития туризма в РФ общей стоимостью в 327 млрд рублей разработана без участия таких ведомств, как Минкультура, Минохранприрода и Минтранс (во всяком случае, об этом нигде не сказано). А ведь от них не в меньшей степени зависит реализация столь амбициозного проекта. Они могли бы внести свой вклад в развитие индустрии туризма и, может быть, скорректировали бы свои планы с учетом этой программы. Без их участия эта программа выглядит ущербно.
Непонятен смысл выбора первоочередных объектов финансирования. Объекты всемирного культурного и природного наследия, которых в России 24, и которые больше всего интересны туристам, оставлены практически без внимания. Разработчики не удосужились продумать маршрутную систему в стране, в зависимости от которой и следовало бы в основном развивать туристские кластеры. Например, вдоль основных круизных маршрутов: деньги выделены лишь Плёсу, остальным приволжским городам - копейки.
Предусматривается строительство нескольких кемпингов в кластерах, но не продумано обустройство инфраструктуры для автотуристов на основных трассах подъезда к ним. Странно, что в программе не нашлось места даже для обустройства трассы века — автодороги Чита — Владивосток, которая позволяет пересечь всю Евразию и могла бы стать «меккой» для «колесных» туристов, которые и раньше старались покорить эти расстояния из Европы.
Очень слаб акцент на развитие экологического туризма в заповедниках и национальных парках, которые во всем остальном мире являются важнейшими объектами посещения. В России насчитывается 100 заповедников и 39 национальных парков. Но почему-то только в Бурятии предлагается выделить более 10 млрд на развитие четырех туристско-рекреационных кластеров.
Кстати, один из них — автотуристский кластер в Кяхте, на границе с Монголией, стоимостью 1,8 млрд, расположен в степной зоне, где отсутствуют сколько-нибудь интересные объекты культуры и природы. Незаметно влияние Минрегиона (участника этого проекта), которое должно бы настоять на развитии туристской инфраструктуры в районах проживания малых народов: потенциал российских регионов в плане этнотуризма просто огромен.
В нашей стране проживают 182 народа. А в мировой практике этнические особенности, самобытность места и культуры все чаще становятся дополнительными факторами туристской привлекательности. Республике Тыва, например, выделено в десятки раз меньше, чем Липецкой области, где будет создано два кластера на общую сумму более 7 млрд рублей. Однако в Туве имеется всемирно известная Убсунурская котловина и большое этническое своеобразие, а Липецкая область, к сожалению, никогда не числилась в «наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма» (это цитата из программы).
В документе правильно сказано, что для внутреннего туризма наибольший интерес представляет пляжный и оздоровительный туризм, затем - экскурсионный и приключенческий. Иностранные клиенты больше привержены при поездках в нашу страну туризму познавательному, экологическому и приключенческому. Вот здесь Минохранприроды как раз и могло бы сказать свое слово, подкрепленное специально выделенными для этого средствами (обустройство маршрутов по всем международным стандартам – недешевое удовольствие, да и подъездные пути к ним тоже стоят немало).
В программе говорится, что  один из популярнейших видов внутреннего и въездного туризма — круизный – требует особого внимания, однако предусматривается обустройство причалов только в Плёсе, Ростове-на-Дону и Константинове.
Отмечу, что самая главная проблема при работе с российским турпродуктом - несоответствие цены и качества, особенно в сравнении с аналогичными предложениями в развитых странах. Заоблачные цены на авиаперевозку и катастрофическое сокращение сети аэродромов для малой авиации не позволяют подавляющему большинству населения Сибири и Дальнего Востока посетить хотя бы один раз в жизни столицу своей страны, не говоря уж о Санкт-Петербурге, Золотом кольце или черноморских курортах. Выросло не одно поколение россиян, которые лучше знают столицы государств Юго-Восточной Азии.
С другой стороны, сворачивание авиаперевозок во многие районы сдерживает развитие въездного приключенческого и экологического туризма. Огромную проблему при реализации российского турпродукта представляют сложности при получении иностранцами въездных виз. Я понимаю, что МИД старается действовать адекватно визовым требованиям к российским туристам. Но давайте посмотрим, кому же все-таки больше нужен иностранный турист? Почему бы не отменить визы для туристов из развитых стран в одностороннем порядке. Это, может быть, подвигло к таким же действиям и другую сторону.
Если не разразится очередной кризис, который обещают нам некоторые экономисты, то и внутренний и въездной туризм, конечно же, получит в будущем году свое дальнейшее развитие. Тем более что принята такая серьезная программа. Однако Дума не дремлет и обещает для туристских фирм очередные сложности, которые не обсуждались широкой туристской общественностью так, как обсуждался, например, Закон о рыболовстве. А ведь туристское законодательство касается намного большего числа жителей страны, чем любителей рыбалки.
 
Генеральный директор компании «Криптон» Сергей ПОЛУЯНОВ
Недавно принятая федеральная программа по развитию туризма в регионах РФ, конечно, перспективна, но это очень долгосрочный и затратный проект. И, как всегда у нас бывает, на полноценную реализацию программы может не хватить денег и времени. Жаль, потому что идея – хорошая, и ее осуществление поможет развитию наших рекреационных зон. А значит, и у турфирм появится больше работы. Пока же у россиян наибольшим спросом пользуется отдых в Краснодарском крае и на Кавказских Минеральных Водах. На третье место можно поставить экскурсионные программы по России, в частности, по Золотому кольцу. На четвертом месте законно находится региональное санаторно-курортное лечение. В этом сегменте, конечно, лидирует подмосковный сектор. Здесь сосредоточено большинство санаториев и домов отдыха.
Самые перспективные направления из перечисленных выше - это санаторное лечение в Кавминводах и Краснодарский край. Кавминводы - по причине все большего интереса туристов к санаторно-курортному лечению. Краснодарский край – из-за модернизации этой рекреационной зоны в преддверии Олимпиады.
При работе с российским турпродуктом мы сталкиваемся с теми же проблемами, с которыми сталкивается любой оператор на внутреннем рынке. Это слабо развитая инфраструктура курортов, недостаточно качественный сервис, что, кстати, влечет за собой вынужденную постоянную работу с ассортиментом. Нам приходится отказываться от объектов, которые не могут качественно наладить свой сервис. А это значит, что мы постоянно находимся в состоянии поиска и переговорного процесса, чтобы не уменьшать ассортиментную базу.
К сожалению, наши здравницы не реагируют оперативно на изменение конъюнктуры рынка. В итоге мы имеем такую весьма невзрачную картину, как в прошедшем сезоне 2011 года. Тогда цены на отдых в Турции и Египте были зачастую ниже, чем на наших курортах. Российским здравницам не хватает гибкости в ценообразовании, лояльности в условиях сотрудничества с туроператорами. Думаю, что это основные проблемы внутреннего туризма.
Есть, конечно, еще вопросы продвижения отечественного туристического продукта, которые государство должно решать более финансово емко. По сути, без поддержки государства продвижение отечественных курортов и их полноценное развитие невозможно. Что касается ближайшего будущего, думаю, что после минувшего летнего сезона многие объекты размещения на курортах пересмотрят свою ценовую политику и условия сотрудничества. Возможно, это придаст определенную динамику роста интереса туристов к отдыху на отечественных курортах в 2012 году.
 
Генеральный директор компании «Саянское кольцо» Юлия НАУМОВА
До сих пор крайне мало средств выделяется на продвижение России за рубежом. На международных выставках, где принимает участие наша страна, до сих пор стоят какие-то постсоветские стенды со скучающими людьми, непонятными табличками и полным отсутствием анимации. Кого они могут привлечь? Ощущение такое, что ответственные за организацию и оформление стенда России вообще не бывают на этих выставках и не видят, как представляют свои страны другие участники. Видимо, пока какую-нибудь международную выставку и российский стенд не посетит первое лицо государства, ничего не изменится. Стыдно иметь такие вот стенды.
Остальное, впрочем, еще хуже – реклама в интернете, журналах. У нас проходит сотни спортивных, культурных событий, из России постоянно выезжают команды спортсменов, артистов, музеи с кочующими выставками. Почему нельзя сделать удобные электронные путеводители о стране, с фильмами и музыкой в красивой упаковке? Пусть делегации вывозят их и раздают тысячами на своих же мероприятиях. Эту информацию также можно выдавать в посольствах всем, кто оформляет визы в Россию, на международных рейсах. Так все будут помогать своей стране.
Наша компания как оператор по трем регионам - Красноярскому краю, Хакасии и Туве – в этом сезоне может отметить растущий спрос на поездки по Транссибирской магистрали туристов-индивидуалов из Европы. В этом году число гостей, остановившихся в Красноярске на один-два дня, увеличилось на 20%. Во время остановок туристы посещают основные достопримечательности города – музеи, заповедник «Столбы», Красноярскую ГЭС. Максимально востребованным направлением по Туве стали эзотерические программы с шаманами. Они интересны как группам, так и индивидуалам из Германии, Австрии, Швейцарии, Франции.
Наибольший потенциал сегодня мы видим в комбинированных экскурсионно–этнографическах турах. В одной такой поездке туристы могут посмотреть несколько регионов и получить максимально насыщенную программу. Основная проблема при работе с отечественным турпродуктом - высокие цены на проживание, питание, транспортные услуги, чаще всего не соответствующие предоставляемому качеству. Собственники мест размещений и пунктов питания никак не могут понять, что сначала в регион нужно привлечь туриста хорошими ценами. Завышая цены сейчас, они просто теряют желающих, которые выбирают другие регионы. 
Еще одна  проблема - это нежелание бизнесменов работать по безналичному расчету, оформлять отчетные документы, подписывать договоры. Юридическая и бухгалтерская безграмотность - это бич регионального бизнеса. К прочим проблемам можно отнести отсутствие инфраструктуры (туалеты, придорожные кафе) на федеральных трассах, устаревшие пассажирские корабли (1970 года выпуска) на Енисее, отсутствие круизных лайнеров на главной сибирской реке, старые самолеты и аэропорты, а также отсутствие регулярного и удобного авиасообщения между крупными городами, поселками.
Если говорить о Туве, то этот перспективный регион связан авиасообщением только с Красноярском, причем рейсы выполняют совсем маленькие самолеты. С точки зрения продаж нашего продукта основная проблема – неизвестность региона как для иностранного, так и российского туриста. Отсюда и такой медленный темп развития.
 
Подготовил Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72