Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2012
« Вернуться к журналу  

Анатомия банкротства
 
«Капитал Тур» и «Ланта-тур вояж» - не единственные туроператоры, которые столкнулись с финансовыми трудностями за последние два года. 
 
АННА БАСЫРОВА
 
Резонансным банкротством последних лет на отечественном туррынке стал крах турецко-австрийского оператора Vasco, который «утащил» за собой свою российскую дочку «Детур». Это произошло в 2008 году. Банкротство стало импульсом для пересмотра правил игры, но зимой 2010 – 2011 стало понятно, что рынок опять штормит. Обанкротился крупнейший оператор - «Капитал Тур». Нынешней зимой такая же участь постигла «Ланту-тур вояж». Версии развития ситуации на рынке звучат разные.
Самым громким новогодним скандалом 2012 года стал крах компании CTS Travel. CTS Travel была основана 24 февраля 2010 года, ее офис располагался в Потаповском переулке на Чистых Прудах. На официальном сайте туроператора было представлено большое количество предложений для частных и корпоративных клиентов, большая часть из которых - дорогостоящие, престижные направления: Мальдивы, Сейшелы, Карибы. В результате банкротства туристов компании не выпускали из отелей, поскольку оператор не оплатил их проживание. До последних дней 2011 года компания активно рекламировала новогодние «спецпредложения» на престижные направления, а 30 декабря была исключена из единого реестра туроператоров Ростуризма в связи с непредоставлением финансовых гарантий на 2012 год. В «Первой страховой компании», где была застрахована ответственность оператора, поспешили сообщить, что оплачивать будут только полные турпакеты.
 
От «Инны» до «Капитала» и обратно
Созданная в 1992 году Инной и Игорем Бельтюковыми «Инна-тур» к началу 2000-х годов стала одним из крупнейших туроператоров. Бельтюковы прославились на туррынке тем, что для создания компании заложили собственную однокомнатную квартиру. Вскоре «Инна-тур» стала общепризнанным лидером на французском направлении. В период с 1995 по 2003 годы она была бессменным лидером среди агентов национального авиаперевозчика «Аэрофлот - российские авиалинии».
В сентябре 2000 года «Инна-тур» стала первым туроператором в России, привлекшим стороннего инвестора. Компания продала 75% своих акций группе «Гута». По данным газеты «КоммерсантЪ», к концу 2000 года оборот «Инны» составил $40 млн, а спустя пару лет вырос втрое. Однако уже в 2003 году отношения партнеров испортились. Инна и Игорь продали «Гуте» оставшиеся 25% акций и со скандалом покинули компанию. Многие конкуренты «Инны-тур» считали, что разрыв произошел из-за слишком агрессивной политики продвижения фирмы на направлениях массового отдыха. В «Гуте» ее посчитали слишком затратной. Сама Инна Бельтюкова объясняла произошедшее иначе. По ее словам, по договоренности с «Гутой» они стали искать стратегического инвестора и уже в начале 2000-х встречались с топ-менеджерами TUI. Однако затем «Гута» изменила планы, что и стало причиной разрыва отношений. В 2004 году «Инну» купила компания «ВИП Сервис». С 2008 года группа «ВИП Сервис / Инна Тур» входила в рейтинг журнала «Форбс» и по итогам 2009 года занимала 38 место среди 200 крупнейших непубличных компаний РФ.
Уже через полгода после ухода из «Инны» Бельтюковы основали новую компанию  «Капитал Тур». На начальных этапах фирма получила $5 млн инвестиций от двух российских банков. Партнером Инны и Игоря Бельтюковых также стала Мила Граник. На тот момент она владела американской турфирмой Sunrise, занимавшейся отправкой туристов на Карибские острова. Она помогла «Капитал Туру» поднять первую чартерную цепочку из Москвы в Доминиканскую Республику. Правда, уже в 2005 году Мила Граник отошла от дел. Она продала Sunrise и свою долю в «Капитале».
С самого начала «Капитал Тур» вышел на рынок как многопрофильный туроператор с достаточно агрессивной политикой. Еще в 2004 году его руководство сообщало газете «Туринфо» о том, что оборот компании составляет $40 млн при 52 тысячах обслуженных клиентах. В 2009 году оборот компании вырос до $507 млн, а количество клиентов - до 1,7 млн, из которых 272 тысячам были проданы полные турпакеты, а 1,4 млн — авиационные и железнодорожные билеты.
«Капитал Тур» вышел на рынок с собственным ноу-хау. Предполагалось, что это будет международный холдинг, в который войдет российский оператор, отправляющий туристов за рубеж, и совместные предприятия в принимающих странах. Собственно ноу-хау компании заключалось в том, что «Капитал Тур» собирался получать доходы с совместных предприятий на паритетных началах, но вкладываться в эти предприятия должны были иностранные партнеры. Вместо денег «Капитал» гарантировал принимающим компаниям увеличение турпотока из России как минимум в два раза. Такой подход был удобен крупным зарубежным компаниям, обладающим собственными отелями и другими объектами туристической инфраструктуры. Известно, что, экономя на туре, на месте россияне обычно оставляют значительные суммы денег.
«Капитал Тур» ввел в оборот и другие новинки. Например, в компании было принято решение отказаться от института уполномоченных агентств в пользу собственных представительств. Все агентства компании получили равные условия сотрудничества. Благодаря многопрофильности «Капитал Тура» работать с ним было удобно: не бросаясь в поиски по различным системам, менеджеры агентств бронировали весь спектр услуг у одного поставщика. В результате уже в 2006 году, по данным газеты «КоммерсантЪ», компания обслужила 658 тысяч туристов, став по этому показателю абсолютным лидером. Для сравнения, второе место занял «Тез Тур», отправив за год за рубеж 650 тысяч человек. В 2007 году услугами «Капитала» воспользовались уже почти 1,4 млн человек.
Сама Инна Бельтюкова объясняла такие темпы развития высокой технологичностью компании. Однако конкуренты думали иначе. Большинство из них и тогда, в 2006–2008 годах, говорили о заниженных ценах на продукт «Капитала». Отмечалось, что с каждого проданного пакета Инна Бельтюкова уходила в минус на $50–100. Более того, некоторые агентства вспоминали, что при раскрутке направления Инна предлагала менеджеру за каждый проданный тур по $100. Правда, находились и контраргументы: по большинству направлений комиссия «Капитала» не превышала стандартные 10%. Некоторые турагентства получали по 12–15%.
Руководство «Капитал Тура» не отрицало, что норма прибыли у бизнеса небольшая. По словам Инны Бельтюковой, она и задумывала такую норму прибыли, которая должна была окупаться большими оборотами. Инна Бельтюкова признавала на одной из пресс-конференций, что росту «Капитала» помогают банковские кредиты. Рассчитываться с банками она хотела также за счет инвесторов. Однако поиск инвесторов превратился из планов в срочную необходимость уже в ноябре 2010 года.
В сентябре 2010 года «Русславбанк» отказался от спонсирования оператора. Задолженность «Капитала» перед этим коммерческим учреждением составила $11 млн. Банк начал списание денег со счетов компании, в результате чего «Капитал Тур» был отключен сразу от нескольких систем бронирования авиабилетов. В банковской сфере понимали, что на тот момент «Капитал» задолжал им слишком много (озвучивалась сумма в $42 млн), чтобы тихо уйти с рынка. Поэтому было принято негласное решение не предпринимать односторонних действий в отношении оператора.
Первым соглашение нарушил «Московский кредитный банк». Этому банку «Капитал» задолжал 45 млн рублей. В ноябре 2010 года «МКБ» через суд заморозил счета «Капитал Тура», в результате чего деятельность компании оказалась парализована. Так, на открытый в «Мастер-Банке» счет ООО «Капитал Тур» был наложен арест в пределах 44,304 млн рублей. Банк предлагал «Капиталу» пролонгировать кредит до января 2010 года, но туркомпания это предложение не приняла. Тем не менее под прессом общественного резонанса (заложниками проблем «Капитала» оказались более 10 тысяч туристов) и после очередных переговоров с Инной Бельтюковой, «МКБ» отозвал свое исковое заявление к «Капиталу» и разморозил счета компании.
Друг за другом требования к «Капитал Туру» стали предъявлять все новые кредиторы. Выяснилось, что «Мастер-Банку» компания задолжала  от 120 до 150 млн рублей, «Глобэксу» - 116 млн рублей. Еще один кредитор ― «Росбанк» - сумму задолженности не анонсировал. Хуже всего складывалась ситуация за границей, где туристов либо не заселяли в отели, либо не выпускали из гостиниц до полной оплаты проживания. Все это время Инна Бельтюкова вела переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов и искала инвесторов.
Стоит отметить, что Инна Бельтюкова всегда славилась своей почти гипнотизирующей убедительностью. Поэтому совсем скоро после приостановки деятельности у «Капитала» появился потенциальный инвестор - банк Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга «МФК». В «МФК» сообщали, что инвесторы договорились с владельцами «Капитал Тура» о денежных вливаниях на сумму до $15 млн. Для того, чтобы сделка состоялась, банкиры выдвинули свои требования. В течение 10 дней Бельтюковы должны были разработать детальный бизнес-план на ближайшую и среднесрочную перспективу для определения точной потребности в денежных средствах. Помимо этого, руководством туроператора должна была быть достигнута договоренность с банками-кредиторами о комплексной и полной реструктуризации финансовой задолженности «Капитал Тура», а в течение срока переговоров с кредиторами не должно было происходить радикальных изменений финансовых показателей компании. Эти требования «Капитал Туру» выполнить не удалось, сделка не состоялась.
В «Капитал Туре» не спешили с заявлением о собственном банкротстве. На все вопросы журналистов Инна Бельтюкова отвечала односложно: «В настоящее время переговоры с банками не завершены, о дальнейших действиях мы сообщим позже». Переговоры с потенциальными инвесторами то активизировались, то снова срывались вплоть до конца 2010 года. 30 декабря Арбитражный суд Москвы наконец зарегистрировал заявление ООО «Капитал Тур» о собственном банкротстве. Интересно, что на первом слушании 14 февраля 2011 года суд не усмотрел в компании признаков банкротства и посоветовал разобраться с бухгалтерией. Процедура наблюдения в отношении компании была введена примерно через два месяца.
16 мая 2011 года Арбитражный суд Москвы признал обоснованным заявление о собственном банкротстве ООО «Компания Капитал Тур». В обоих случаях временным управляющим был назначен Евгений Шкляев.
Неожиданный поворот произошел на первом собрании кредиторов «Капитал Тура». Точнее, собрание так и не состоялось из-за того, что на него не явились основные кредиторы. Ими оказались ООО «Компания Капитал Тур» и лично Инна Бельтюкова. По данным, указанным в определении арбитражного суда, сумма задолженности «Капитал Тура» перед ООО «Компанией Капитал Тур» составляет 668,6 млн рублей. Самой Инне Бельтюковой ее же «Капитал Тур» задолжал 81,1 млн рублей. Для сравнения, одному из крупнейших кредиторов банку «Русский славянский банк» бывший оператор должен 238,1 млн рублей, «ВДМ кредиту» - 138,6 млн рублей, «Глобэксу» - 109,7 млн рублей. Сама Инна Бельтюкова подтвердила информацию о том, что она является крупнейшим кредитором собственной компании: по данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Компания Капитал Тур» принадлежит владельцам ООО «Капитал Тур» супругам Инне и Игорю Бельтюковым. Сложившуюся ситуацию Инна Бельтюкова объяснила тем, что в сентябре 2010 года она взяла кредит у «Мастер-Банка» и вложила эти деньги в спасение оператора «Капитал Тур».
Инна Бельтюкова неоднократно заявляла в прессе, что не намерена оставлять туристический бизнес. Поэтому пока шла процедура банкротства двух «Капитал Туров», она вновь вспомнила об «Инне-тур». Этой компанией по-прежнему владел «ВИП-Сервис». Инна Бельтюкова начала переводить в штат «Инны-тур» топ-менеджеров «Капитала», перевезла офис «Инны» на проспект Мира (здесь раньше находился «Капитал») и принялась за активное развитие бизнеса. Соучредителем «Инны» стала бывшая заместитель генерального директора туроператора «Капитал Тур» Татьяна Сергеева. Работающие в компании до прихода «капиталовцев» сотрудники начали делиться информацией по поводу слишком частых посещений «Инны» Инной Бельтюковой. Пошли слухи, что она купила «Инну-тур» либо заняла в ней руководящую должность. Эти слухи опроверг Дмитрий Горин, сообщив, что Инна Бельтюкова просто помогает трудоустроиться своим бывшим сотрудникам.
В «Инне-тур» также решили запустить необычную программу лояльности для туристов, пострадавших от банкротства «Капитала». На сайте «Капитал Тура» появилось сообщение о том, что компания считает своим «профессиональным и гражданским долгом» возместить ущерб, нанесенный партнерам и клиентам. В рамках возмещения агентствам предлагалась повышенная комиссия от «крупных туроператоров». Известно, что участие в программе принимало только ЗАО «Инна-тур». Агентства благодаря повышенной комиссии могли якобы предоставлять клиентам весьма существенные скидки. Иными словами, чтобы клиенту возместить потерянные когда-то 1000 долларов за тур «Капитала», ему надо было купить 10 туров аналогичной стоимости с «беспрецедентной скидкой» в 10%. Программа лояльности сразу вызвала оживленное обсуждение рынка, участники которого зачастую проводили аналогии с «МММ».
Совсем скоро ситуация прояснилась. На поле вышел новый игрок -  группа «Ре-Инвест» в лице ее основного владельца Алексея Алякина. На пресс-конференции, проведенной после подписания договора с «ВИП-Сервисом» о приобретении «Инны-тур», Алексей Алякин заявил, что намерен в скором времени вывести «Инну» в Tор-10 российских туроператоров. Он планировал вложить в «Инну-тур» около $10 млн. Инвестором должна была стать сама группа «Ре-Инвест». Клиентам «Инны-тур» помимо турпродукта Алякин планировал предлагать кредиты. «Мы вложим деньги не в «Инну-тур» конкретно, а в саму систему. Нет еще на рынке ни одного продукта, куда банковский сегмент был бы введен хотя бы частично. Мы будем пытаться его вводить. Это может быть кредитование под турпродукты, кобрендинговые продукты, предоставление мгновенных кредитов за рубежом, сервисы по телефонии и так далее», - сообщил Алексей Алякин. Сумма сделки не разглашалась, но гендиректор «ВИП-Сервис» Дмитрий Горин сообщил, что «Инна» продана на выгодных условиях.
Алексей Алякин не стал ломать концепцию работы «Инны-тур». Осталась многопрофильность, штат и даже программа лояльности, придуманная Инной Бельтюковой. Алякин стал гендиректором компании, а Татьяна Сергеева - его заместителем. На пресс-конференции Алексей Алякин сообщил, что высоко ценит достижения Инны Бельтюковой. Поэтому пообещал создать для нее новую должность – «независимый директор» и всячески прислушиваться к ее мнению. Правда, вскоре гендиректор «Инны-тур» сменился. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», 28 декабря 2011 года во главе компании встал Константин Фокин. Он на протяжении долгих лет работал с Инной Бельтюковой, занимался обычно техническими вопросами и IT-технологиями.
Алексей Алякин в соучредителях и руководителях ЗАО «Инна-тур» больше не значится. Анонимный источник в отрасли рассказал, что он по-прежнему сотрудничает с Инной Бельтюковой. Их периодически видят вместе на бизнес-мероприятиях. Но его статус в компании неизвестен.
Интересно, что за несколько месяцев до сделки с Алексеем Алякиным, 2 апреля 2011 года, в ЕГРЮЛ появилось еще одно ЗАО «Инна». Его единственным учредителем и руководителем значится Татьяна Сергеева. Юридический адрес ЗАО «Инна» совпадает с ЗАО «Инна-тур» (проспект Мира, д. 95, стр. 1). Эта компания так и не была внесена в единый федеральный реестр туроператоров, что позволяет сделать вывод о том, что пока ее заморозили. Как предположил один из источников, «Инну» создали как новую компанию для Инны Бельтюковой, но в ней отпала необходимость из-за появления «Ре-Инвеста». Возможно, она пригодится в будущем.
 
СПРАВКА «ТБ»
Инна Бельтюкова окончила экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ). В 1988 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Планирование туристско-экскурсионной деятельности в СССР». В 1991 году проходила стажировку в американском туристическом агентстве Moore Travel, штат Миссури. С 1988 по 1991 годы была старшим научным сотрудником ЦЭНИИ при Госплане РСФСР. С 1992 по 2002 годы являлась акционером и генеральным директором компании «Инна-тур». С 2003 года возглавляла «Капитал Тур», являясь совладельцем компании.
Группа компаний «Ре-Инвест» основана в 1994 году, она объединяет кредитные, строительные, транспортные организации и предприятия культурно-развлекательной сферы. В группу входят банки «Интеркапитал», «Окский», занимающие в рейтинге «Интерфакса» 578-е и 898-е места по собственному капиталу. Среди активов группы также значатся банки «Пушкино» (180-е место в рейтинге по активам в регионе Москва) и «АБ-Финанс» (160-е место). Другой актив — кинокомпания Pygmalion Production.
Алексей Алякин является председателем правления ОАО КБ «АБ-Финанс», имеет десятилетний опыт работы на госслужбе (Департамент управления имущественным комплексом в сфере транспорта и связи). Он также представлял интересы Минимущества в управлении и работе ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Московское речное пароходство», ОАО «Новороссийский морской торговый порт». Алексей Алякин имеет степень доктора экономических и политических наук, звание профессора кафедры региональной и муниципальной экономики. В июле 2011 года он стал гендиректором компании «Инна-тур». Пробыл на этой должности до 28 декабря 2011 года.
 
Несчастье помогло
Торговая марка «Ланта-тур» была зарегистрирована в 1991 году. Изначально фирма не занималась туризмом, но позже в ней появился туристический отдел. Его и возглавила Людмила Пучкова. Со временем туристический профиль фирмы стал доминирующим, а потом и единственным. Людмила Пучкова выкупила бизнес у бывших собственников компании, и в 1997 году фирма была преобразована в холдинг «Ланта-тур вояж».
По иронии судьбы «Ланта-тур вояж» долгое время считалась одним из основных конкурентов «Капитал Тура». Интересы компаний пересекались на французском направлении. Оно было основным у «Ланты». Другими ключевыми направлениями туризма в «Ланте» стали Чехия, Италия, Юго-Восточная Азия. По итогам 2009 года в рейтинге крупнейших российских турфирм «Ланта-тур вояж» занимала 17 место с оборотом в 3,3 млрд рублей и 120 тысячами обслуженных клиентов, из которых 106 тысяч приобрели полные турпакеты.
В ночь с 27 на 28 января 2012 года «Ланта-тур вояж» официально объявила о приостановке своей деятельности. В письме, разосланном партнерам-агентствам, говорилось, что приостановка работы связана с невозможностью надлежащим образом финансово обеспечить туристам заказанные услуги. Прием денежных средств во всех офисах продаж компании на территории РФ был прекращен с 28 января 2012 года. Компания также рекомендовала тем туристам, которые еще не успели улететь за границу, не пытаться это делать. Изначально сообщалось о примерно трех тысячах туристов за границей и тысяче людей, ожидающих своего тура. Со временем выяснилось, что пострадало около 7 тысяч клиентов.
Турбизнес обвинил в банкротстве «Ланты» одного из ее кредиторов «Мастер-Банк». Ту же кредитную организацию, которая первой наложила арест на счета «Капитал Тура». По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, «Мастер-Банк» не дал «Ланте» очередной кредит в 30 млн рублей. Она также отметила, что на российском туррынке царит демпинг, а компании приходилось следовать установленным конкурентами правилам. Однако в «Мастер-Банке» свою причастность к банкротству компании отрицали. «У такой крупной компании не может быть одного единственного кредитного института», — заявил советник председателя правления «Мастер-Банка» Егор Альтман.
Приостановка деятельности «Ланты-тур вояж» стала неожиданностью для рынка и вызвала не меньший общественный резонанс, чем банкротство «Капитала». Сыграл свою роль и  еще один фактор: проблемы оператора совпали с предвыборной президентской гонкой. Поэтому развитие ситуации происходило несколько по иному сценарию.
Во-первых, руководством «Ланты» быстро заинтересовался следственный комитет. Буквально за сутки следствие нашло в действиях Людмилы Пучковой признаки мошенничества и возбудило уголовное дело.
Этого не случилось с Инной Бельтюковой. Все обращения в милицию туристов компании и ее партнеров были отклонены. Этот факт вызвал недоумение не только у турбизнеса, но и у банков. Так, тот же банк Прохорова «МФК» написал письмо на имя министра внутренних дел Рашида Нургалиева с просьбой обратить внимание и на другие финансовые пирамиды в турбизнесе. Они напомнили, что потери банков при банкротстве «Капитала» составили не менее $50 млн. «Анализ представленных в наш адрес документов из разных источников позволил сделать однозначный вывод: Бельтюкова И.В., являясь руководителем коммерческих организаций ООО «Капитал Тур», ООО «Компания Капитал Тур» в период с апреля по ноябрь 2010 года, незаконно получала кредиты путем предоставления бухгалтерской документации, содержащей заведомо ложные сведения», - говорится в письме «МФК».
Банк подал заявление в ГУВД Москвы, но там им не заинтересовались: не были соблюдены ни сроки рассмотрения, ни предписанные законом процедуры. Например, в ГУВД так и не вызвали на допрос сотрудников «Капитала», его бухгалтеров, не проверили отчетность двух компаний и целевое использование кредитных средств. Почти весь текст постановления об отказе в возбуждении уголовного дела основывается на объяснении самой Инны Бельтюковой. В «МФК» выразили сомнения, что деньги удастся вернуть, но попросили возбудить уголовное производство в отношении Инны Бельтюковой, как это было сделано следственным комитетом России в отношении Людмилы Пучковой. Информации о том, что на письмо «МФК» был получен ответ, нет.
В дело с «Лантой» вмешался участвующий в предвыборной гонке премьер-министр Владимир Путин. Он не увидел в действиях руководства компании признаков мошенничества и поручил «ВТБ» предоставить компании кредит на сумму, необходимую для восстановления деятельности и возврата туристов с мест отдыха. Соглашение «Ланты-тур вояж» и банка «ВТБ» стало, пожалуй, самым быстрым одобрением корпоративного кредита в истории. Руководство «ВТБ» в лице его главы Андрея Костина приняло решение буквально за ночь.
Можно считать, что договор с «ВТБ» стал гарантией того, что в ближайшее время «Ланта» банкротом себя не объявит. Дело в том, что поручителями по кредиту выступили сами Людмила и Игорь Пучковы. То есть отвечать за возврат этих $7 млн они будут личным капиталом. Этого бы не было, будь кредит дан, например, под залог самой компании.
Свои финансовые сложности Людмила Пучкова объясняла демпингом на туррынке. Он пояснила, что особенно неудачными как для рынка в целом, так и для компании «Ланта-тур вояж» стали последние два сезона. «Новый год практически не продавался. Сказались кризис и демпинг», - отметила гендиректор «Ланты-тур вояж». С ней согласился глава Минспорттуризма Виталий Мутко. Он также присутствовал на церемонии подписания договора. «Это рыночная отрасль, где могут быть свои проблемы. Сейчас мы опять вернемся к обсуждению поправок в закон. Конечно, мы думаем и о введении саморегулируемых организаций. Они имеют свой страховой фонд, который позволит решать такие проблемы без обращения к банку», - отметил Виталий Мутко.
Еще одним обвиняемым по делу «Ланты» оказался «Аэрофлот». Этому перевозчику компания задолжала более 60 млн рублей. В письме, подписанном «бывшими сотрудниками» туркомпании, сообщалось, что заместитель генерального директора по коммерции Андрей Калмыков напрямую использует свои должностные возможности для лоббирования и решения вопросов личного бизнеса. «Ни для кого не секрет, что до своего назначения в Минтранс, а затем в «Аэрофлот» А. Калмыков владел туристическим холдингом «Санрайз», которым он, как нам известно, продолжает руководить и формально владеть через ближайших родственников: свою мать, сестру, жену и ее брата, который, кстати, по нашей информации, также является сотрудником «Аэрофлота». В этой связи не вызывает удивления то, что корпоративные интересы «Аэрофлота» совпали с «деловыми интересами» А. Калмыкова, и он максимально использует ресурс авиакомпании в своих личных целях», - говорится в письме.
Действительно, по данным «СПАРК-Интерфакс», 1% «Санрайз тур» принадлежит Александру Фадееву, а 99% этой компании - «Санрайз эссет менеджмент», которая на паритетной основе принадлежит Оксане (супруга заместителя гендиректора «Аэрофлота») и Евгении Калмыковым. «Мы прямо заявляем, что в приостановлении работы «Ланта–тур вояж», да и «Капитал Тура», виноват А. Калмыков. Это он манипулировал своим правом отключать туроператоров от системы бронирования «Аэрофлота», что и привело к остановке нашей деятельности и невозможности использовать оборотные средства. А делал он это в своих личных целях: устранять конкурентов с рынка и «очистить» дорогу для «семейной» компании «Санрайз», - заявили бывшие сотрудники «Ланты-тур вояж».
В «Аэрофлоте» ограничились коротким обещанием проверить «неуставные» отношения Калмыкова и «Санрайза». При этом представители компании пояснили, что отключить оператора от системы бронирования вручную невозможно. Для этого долг компании должен превысить допустимый лимит.
Сейчас «Ланта» занимается восстановлением работы и поисками инвесторов. На пресс-конференции, посвященной подписанию кредитного договора с «ВТБ», Людмила Пучкова сообщила, что не исключает реструктуризации и слияния с другими операторами. Однако, пока о потенциальных покупателях «Ланты-тур вояж» ничего не известно. Глава «ВТБ» Андрей Костин заявил тогда же, что банк не заинтересован в покупке «Ланты». Людмила Пучкова в свою очередь намекнула, что сотрудничество с «ВТБ» будет продолжаться. Правда, «чтобы не сглазить», о деталях этого сотрудничества рассказывать не стала.
Участники рынка публично выражают «Ланте» свою поддержку. Это же сделал Ростуризм. «Мы желаем успехов компании «Ланта-тур». Хотелось бы, чтобы она возобновила свою работу. Сейчас она проводит аналитику своего финансового состояния», - рассказал глава Ростуризма Александр Радьков на пресс-конференции 14 февраля. Правда, ни сама Людмила Пучкова, ни ее коллеги по цеху не верят в быстрое восстановление бизнеса. «Был нанесен непоправимый урон имени компании. События, которые развиваются сейчас за рубежом, напоминают сюжет боевика. Меры, предпринятые сейчас, - это первая часть наших действий. Вторая часть - продлить существование нашей марки, у которой есть свое ноу-хау, чтобы она стала прибыльной. Кроме того, нам помогает наше отраслевое ведомство Ростуризм, которое предпринимает ряд мер и позволит рынку выйти из того состояния, в котором он находится сейчас. Для нашей компании это будет нелегко», - отметила Людмила Пучкова при подписании кредитного договора.
По словам знакомых с ситуацией участников рынка, Людмила Пучкова пытается вновь наладить отношения со своими партнерами. Не так давно решались вопросы с Royal Caribbean, официальным представителем которой была «Ланта».
К слову, в базе «СПАРК-Интерфакс» можно найти еще одну «Ланту-тур вояж». Это общество с ограниченной ответственностью (ООО), управляющим которого значится Игорь Пучков, а гендиректором Людмила Пучкова. Данных об этой компании в едином реестре туроператоров нет.
Последний парад
Другие уходы с рынка не были настолько резонансными из-за меньшего количества пострадавших туристов. Уходили в основном «нишевики» либо операторы, превратившиеся в агентства.
В октябре 2010 года о приостановке своей деятельности сообщил туроператор «СКМ-Трэвел». Он специализировался в основном на лечебных турах за границей. Интересно, что накануне рассылки агентствам сообщений о невозможности выполнить свои обязательства гендиректор «СКМ» Амар Куликов отрицал банкротство. По его словам, компания столкнулась с непредвиденными финансовыми трудностями. Тем не менее спасти предприятие не удалось. У «СКМ» была фингарантия в страховой компании «СОГАЗ», которая начала выполнять свои обязательства.
Первой «ласточкой» 2011 года стала петербургская компания Pegasus. Изначально «Пегасус» возник в 2007 году как «дочка» «Московского индустриального банка», который выкупил право использования бренда у австрийской компании Pegasus International. Известно, однако, что упомянутый игрок появился на российском рынке в 2007 году по воле «Московского индустриального банка». В 2005 году этот банк создал турфирму «Лагина Тур», затем заключил договор с австрийским оператором Pegasus International и преобразовал свое детище в Pegasus International Tour Operator. На старте компания заявляла об амбициях на таких направлениях, как Австрия, Египет и Турция. Еще в 2008 году оператор перестал формировать собственный турпродукт и работал как агентство.
В июле 2011 года проблемы начались с туроператором «Лужники Тревел». Эта компания также практически отказалась от формирования собственного продукта. Особенно «урожайной» на истории с неоплаченным отдыхом клиентов «Лужников» оказалась последняя неделя июля. Так, 26 июля туристов, чье проживание оказалось неоплаченным, заставляли выселяться из отеля в Чехии либо оплатить размещение. Позже с проблемами столкнулись круизные туристы «Лужников», которых компания пыталась отправить на отдых через Pac Group. От работы с «Лужниками» начали отказываться туроператоры. 28 июля 2011 года Pac Group сообщил, что компания разрывает договорные отношения с «Лужниками» и готовит материалы к подаче в суд в связи с неисполнением договорных обязательств и неоплатой туров. «Мы обращаемся к туристическому сообществу с призывом - отказаться от сотрудничества с компанией «Лужники Тревел» из-за финансовой недобросовестности этого агентства», - сообщается в письме, подписанном генеральным директором Pac Group Ильей Иткиным.
Интересную информацию можно найти в системе «СПАРК-Интерфакс». Наример, на сайте оператора указано, что «Лужники Тревел» работает на рынке с 1997 года, однако юридическое лицо — ООО «Компания «Лужники Тревел», по данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», было зарегистрировано в 2009 году. Выяснилось также, что под именем туроператор «Лужники Тревел» работали и работает несколько компаний. Это существующее ООО «Лужники Тревел», другое ООО с таким названием было ликвидировано в 2011 году, было еще и ООО «Лужники-тур». Основателем всех компаний является Сергей Кильдяшев, а гендиректором Андрей Фалунин. По неподтвержденным данным, «Лужники Тревел» стали «Компанией «Лужники Тревел» из-за того, что вовремя не внесли очередной взнос страховщику, предоставляющему «Лужникам» фингарантию. Соответственно, без фингарантии из реестра «Лужники» были исключены, а вернулись обратно «Компанией «Лужники Тревел». В отношении руководства этой компании было возбуждено уголовное дело.
Тогда же, в июле прошлого года, с рынка ушел оператор «Део Трэвел». После 17 лет работы специализировавшаяся на отдыхе в Индии и Юго-Восточной Азии компания закрылась без шума. Руководству удалось не только выполнить обязательства перед клиентами, но и трудоустроить своих сотрудников. Никаких подробных комментариев руководство «Део Трэвел» не предоставляло. Еще весной прошлого года компания освободила занимаемые офисы. По телефону отвечали сотрудники оператора «Квинта тур». Часть персонала «Део» осталась здесь же, в «Квинте». Отдел Юго-Восточной Азии и островов Индийского океана в полном составе перешел в компанию Universal Tours.
5 августа о невозможности продолжать деятельность и исполнить свои обязательства перед клиентами объявил Skytour. Туроператор Skytour существовал с 2006 года. Основные направления деятельности - ОАЭ, Болгария, Вьетнам, Китай, Индонезия, Хорватия, Черногория. Партнеры компании получили лаконичное письмо: «Уважаемые коллеги! В связи с тем, что компания Skytour не может выполнить перед вами свои обязательства по объективным причинам, вы можете забрать оплаченные вами денежные средства в полном объеме в течение 10 дней. С Уважением Skytour». 8 августа Skytour был исключен из федерального реестра туроператоров. По приезде в офис компании никаких денег туристы и агентства не получили. Ростуризм, как и в случае с «Лужниками», обратился в контрольно-надзорные и правоохранительные органы с просьбой проверить указанного туроператора на предмет соответствия его деятельности законодательству РФ.
В начале декабря 2011 года закрылась компания «Аврора Интур». Она проработала на рынке около 15 лет и считалась одним из старожилов туротрасли, занимая небольшие по объему, но крепкие позиции, в первую очередь на чешском направлении. «Аврора Интур» заявила о прекращении своей деятельности и посоветовала обращаться за компенсацией в «РОСНО», а за повторным бронированием туров в «Русский Экспресс». Почему именно к этому оператору, объяснил в интервью АТОР гендиректор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов. «С руководством «Авроры Интур» мы впервые встретились около полутора лет назад, но предложенные мной параметры покупки вторую сторону не устроили. На этом и расстались, хотя наши компании сотрудничали, например, «Аврора» брала у нас часть перевозки на Карлови-Вари», - рассказал Тарас Кобищанов. Позже владельцы «Авроры» снова предложили встретиться и продать компанию на предложенных полтора года назад условиях. Однако за прошедшее время ситуация в «Авроре» осложнилась, и бизнес уже не стоил столько, сколько раньше. «Наши сотрудники провели финансовый анализ, и по его итогам стало понятно, что окупить вложения будет крайне сложно, если вообще возможно. Об этом я прямо сказал владельцам. Однако в холдинге имелись вполне финансово здоровые части: компания «РТК», занимающаяся внутренним туризмом и санаторно-курортным лечением в России, авиационно-транспортная компания, владеющая билетными кассами на Белорусской, а также дочерняя фирма в Сочи. Важно, что данные структуры не имели невыполненных обязательств перед клиентами. Их активы и были нами приобретены и интегрируются в состав холдинга «Русский Экспресс», - пояснил директор «Русского Экспресса».
Он также дал свое объяснение проблемам «Авроры Интур». В дополнение к общему экономическому кризису и связанному с ним падению платежеспособности клиентов, на туррынке наблюдается внутреотраслевой кризис и кризис перепроизводства. «Небольшому монопрофильному оператору бывает особенно сложно: если его направление оказалось под ударом, у него нет других продуктов, способных компенсировать падение, он в наибольшей степени подвержен сезонности и в межсезонье либо перед пиковыми датами, когда нужно переводить большие суммы партнерам, страдает от нехватки оборотных средств. Посмотрите, к примеру, на чешское направление: за последние два года с него ушли «ТрэвелГарант» (интегрированный в «Русский Экспресс»), старожил санаторно-курортного лечения «СКМ-Тревел» и вот теперь «Аврора Интур». Хотя есть и весьма успешные и благополучно себя чувствующие «нишевики», крепко стоящие на ногах», - резюмирует эксперт.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72