туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Без права на провал
Гражданская авиация нашей страны сегодня в каком-то смысле напоминает наспех отремонтированный дом старинной постройки. С одной стороны – прочный фундамент, сохранившийся еще с советских времен, яркий фасад. А с другой стороны – многочисленные проблемы, которые мало видны прохожим с улицы, но зато хорошо известны жильцам.
Количество пассажиров, перевезенных самолетами гражданской авиации РФ, на протяжении 1990-х годов неуклонно снижалось. Наиболее провальным стал период конца 1990-х годов, когда пассажиропоток держался на отметке в 22 млн человек. В начале нового тысячелетия ситуация постепенно начала выправляться. В 2010 году пассажиропоток составил 57 млн человек, по итогам прошлого года он увеличился до 64 млн. Прогноз Росавиации на текущий год – 70,5 млн пассажиров и 183,4 млрд пкм. Это уже близко к показателям 1991 года – 88 млн пассажиров и 160 млрд пкм.
Иная картина рисуется при взгляде на «развитие» (точнее сказать – регресс) сети аэропортов ГА: в 1992 году их было свыше 1,3 тысячи, на сегодняшний день осталось 315. Правда, количество международных аэропортов выросло с 19 до 70. Многие воздушные гавани сегодня хорошо оснащены самой современной техникой, они динамично развиваются, улучшают качество обслуживания пассажиров. Лучше меньше, да лучше? Возможно, хотя для огромной территории России три с небольшим сотни аэропортов недостаточно даже с точки зрения неспециалиста.
Зато сокращение количества авиакомпаний отечественной авиаотрасли явно пошло на пользу. В 1990-е годы число эксплуатантов воздушного транспорта исчислялось несколькими сотнями. Должным образом контролировать их деятельность было просто невозможно, тем более после многолетнего существования единого советского «Аэрофлота». В 2000 году количество эксплуатантов сократилось до 296.
По состоянию на 1 января 2012 года в нашей стране было зарегистрировано 126 авиакомпаний. В 2009 году Росавиация аннулировала 17, в 2010 году – 10, в 2011 году – 36 сертификатов эксплуатанта. Нет сомнений в том, что и в дальнейшем количество авиапредприятий в РФ будет сокращаться. Тем более что сегодня основной объем пассажирских перевозок - около 83% от общего количества – выполняют всего 15 авиакомпаний. Они, как отмечают эксперты, эффективно наращивают производственные показатели при соблюдении стандартов безопасности полетов.
Директор Научного Центра №19 ГосНИИ ГА, выступая на 4-ой международной конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ», состоявшейся в марте 2012 года, привел достаточно красноречивые цифры. В 2009 году более 40% авиакомпаний РФ находились в кризисном финансово-экономическом положении (нестабильная платежеспособность или угроза банкротства). На их долю приходилось 24% рынка по финансовому обороту. К 2011 году доля потенциальных банкротов снизилась до 33%, их финансовый оборот составляет 16,7% от общерыночного показателя. Иными словами, в обозримом будущем количество авиакомпаний в нашей стране так или иначе должно сократиться еще примерно на треть.
Есть мнение
На 9-ом международном авиационном форуме «Крылья России», который прошел осенью прошлого года, исполнительный вице-президент Airbus по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону Кристофер Бакли выступил с докладом о перспективах развития авиационного транспорта в РФ.
По его мнению, сегодняшнее состояние российской авиаотрасли характеризуется следующими трендами: все большую роль на рынке играют авиаальянсы, хотя пять ведущих перевозчиков РФ пока не склонны к объединению; объемы дальнемагистральных перевозок растут, но рентабельность внутренних маршрутов остается очень низкой; маршрутные сети до сих пор чрезмерно сконцентрированы в Москве, тогда как инфраструктура и аэропорты на периферии развиты недостаточно; медленно развивается сегмент бюджетных перевозок, в российских условиях дискаунтеры трансформируются в мульти-модельных перевозчиков.
Вместе с тем Кристофер Баркли отметил, что российский туристический рынок развивается в соответствии с общеевропейскими тенденциями. Сегодня в Европе действуют два крупных туроператора-эксплуатанта ВС – немецкий TUI Travel и британский Tomas Cook. Явные тенденции – авиакомпании создают или покупают туроператоров для заполнения избыточных емкостей, а туроператоры в свою очередь создают или покупают авиакомпании для создания вертикально-интегрированных структур. Происходит эскпансия на развивающиеся рынки. В России, по мнению Кристофера Баркли, происходят схожие процессы. Создаются вертикально-интегрированные структуры (Tez Tour – I Fly, Pegas Touristik – Nordwind и Orenair), некоторые авиакомпании активно участвуют в турбизнесе («Глобус» и S7 Tour, «Трансаэро» и Transaero Tour). |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|