Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Май 2012
« Вернуться к журналу  

Комиссионная интрига «Аэрофлота»
ТЕКСТ АННА БАСЫРОВА
Вот уже более полугода национальный перевозчик «Аэрофлот» собирается пересмотреть систему комиссионных вознаграждений для своих агентств. Предполагалось, что отмена комиссий и переход к бонусам произойдут 1 мая 2012 года, однако участники рынка склонны ожидать перемен только 1 июля.
 
Обещание перемен
Попытки отмены комиссий для агентов «Аэрофлот» предпринимает с 2004 года. Тогда компания, ориентируясь на международный опыт и стремясь сократить издержки, начала выплачивать за каждый проданный билет символический 1 доллар США. Агентствам же предлагалось устанавливать собственные надбавки - до 7%. При этом правила игры менялись только для Москвы: в регионах и за рубежом все оставалось без изменений.
Подобный опыт за рубежом действительно есть, и, возможно, «Аэрофлот» мог бы стать первой авиакомпанией, применившей его в России. Однако новое правило вместо новой практики породило конфликт. ЗАО «Транспортная клиринговая компания» (ТКП) отказалось выписывать на своих нейтральных бланках билеты «Аэрофлота» с наценкой. В ответ «Аэрофлот» в одностороннем порядке отказался работать с ТКП. Тогда доля продаж билетов «Аэрофлота» через ТКП была невелика.
Но против «Аэрофлота» сыграл ряд других факторов: спад продаж из-за снижения реализации региональных агентств, которые выписывали билеты в основном на бланках ТКП, отток мелких столичных агентов (им стало невыгодно работать на нулевой комиссии) и выход на новые внутренние маршруты. Поэтому уже 21 апреля 2004 года «Аэрофлот» снова изменил правила: он оставил нулевую комиссию на международных рейсах, но московские и региональные агенты получили 9% комиссии и бонусы в таком же объеме. ТКП в свою очередь стала лишать продавцов «Аэрофлота» доступа к ресурсу «Сирена 2000» через АРС «Сирена-Трэвел».
Конфликт двух компаний серьезно сказался на рынке. Продавцы были поставлены перед выбором: либо продавать «Аэрофлот», либо продолжать выписывать билеты на нейтральных бланках ТКП. Некоторые, дабы сохранить обе возможности, приходили к необходимости создавать дочерние компании. Перевозчик в свою очередь заявил, что готовит проект по привлечению на рынок продаж авиабилетов альтернативных нейтральных бланков. «Аэрофлот» также призвал агентства шире использовать возможности конкурирующей с «Сирена-Трэвел» системы АРС «Сирин» и автоматизированной системы бронирования «Сирена-2.3».
В конце июня 2004 года конфликт «Аэрофлота» и ТКП начал затихать. 21 июня все агентства авиакомпании получили телеграмму за подписью вице-президента ТКП Михаила Дорбогожского, где сообщалось, что все аккредитованные агентства будут вновь подключены к системе «Сирена-2000». В результате со временем все агентства снова получили свои комиссии и возможность выписывать билеты «Аэрофлота» на нейтральных бланках ТКП.
От комиссий к бонусам
Несмотря на неудачный опыт, «Аэрофлот» снова серьезно заговорил об отмене комиссионных вознаграждений в октябре прошлого года. На встрече с ведущими агентствами перевозчика 26 октября заместитель гендиректора «Аэрофлота» Андрей Калмыков сообщил, что с февраля 2012 года будет введена новая бонусная система вознаграждений.
Предлагаемая система выглядит следующим образом. При реализации билетов «Аэрофлота» на сумму от 60 млн рублей в месяц агентство получает 5%, на сумму 40–60 млн рублей – 4%, на 20–40 млн рублей – 3%, на 5–20 млн рублей – 2%. Дополнительные поощрения в предложенной схеме есть для тех агентств, чьи объемы продаж значительно возрастают. Так, для того, чтобы получить дополнительно 1%, объем продаж нужно увеличить на 25%, а за дополнительные 2%  - на 40%. Таким образом, максимально возможная комиссия от «Аэрофлота» должна составить 7%. Для сравнения, сейчас 7% агентства получают за продажу билета в экономкласс. За бронирование бизнес-класса комиссия составляет 9%.
В феврале к новой системе так и не перешли, но окончательно от этих планов «Аэрофлот» не отказался. На презентации в Анталье представители перевозчика сообщали о начале новой программы 1 апреля 2012 года, а позже - на совещании в Шереметьеве -  речь шла уже о 1 мая 2012 года.
На момент написания статьи ситуация с отменой комиссий «Аэрофлота» и переходом к бонусной системе так и не решилась: никаких официальных сообщений от «Аэрофлота» за это время в агентства так и не поступило. Правда, по новому договору с агентствами у «Аэрофлота» есть право вносить изменения в систему начисления комиссионных вознаграждений не за 30 дней, а за день.
Врез на колонку
Крупнейшими продавцами билетов «Аэрофлота» сейчас являются ТКП, «ВИП-Сервис» и «Авиацентр». При этом доля продаж билетов «Аэрофлота» на нейтральных бланках ТКП растет из-за консолидации «Аэрофлота» с небольшими авиакомпаниями. («Оренбургские авиалинии», «Россия»). Часть билетов продается через интернет, но эта доля не превышает 15%.
По экспертным данным, доля рынка «Аэрофлота» по внутренним и международным перевозкам без учета зарубежных перевозчиков составляет 28–30%. После полной консолидации с авиакомпаниями, ранее принадлежавшими Ростехнолгиям, этот показателей вырастет до 42–43%. В случае дальнейшей консолидации, доля рынка «Аэрофлота» может превысить 50%.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72