Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Май 2012
« Вернуться к журналу  

От Потёмкина до «Крымской Антальи» 
ТЕКСТ ГЕОРГИЙ ОСИПОВ
 
Нынешний туристический сезон считается для Крыма юбилейным — крымскому туризму исполняется 225 лет: в 1787 году «туроператор» Григорий Потёмкин провел первый в истории России рекламный тур для своей августейшей покровительницы в только что присоединенную Тавриду. Юбилей очень широко отмечается на полуострове.
 
На трех «китах» 
Многие эксперты считают, что толчок для интенсивного развития туризма в Крыму мог быть дан еще несколько лет назад — если бы симферопольский стадион попал в программу проходящего нынешним летом в Польше и на Украине чемпионата Европы по футболу. Но этого, увы, не произошло и лишь недавно власти Крыма приняли Стратегию развития полуострова до 2020 года, где туризм — впервые! - объявлен одной из приоритетных отраслей.
В рамках стратегии принят проект «Поддержки развития туризма в Автономной Республике Крым». Этот проект, который будет реализовываться с 2012 по 2014 год, разработан крымскими специалистами и экспертами Европейского Союза, выделившего 5 млн евро на поддержку реформирования крымских курортов. В ближайшее время будет создан Крымский консультативный совет для координации действий и взаимодействия органов власти с представителями туристического бизнеса.
Крымский туризм, как Земля в старинном мифе, стоит на трех «китах». Прежде всего это возвратные гости - на территории всего бывшего СССР живут миллионы людей, которые постоянно ездят и будут ездить в Крым. Во-вторых, удобное географическое положение и богатейшая история «котла народов». Наконец,  уникальные природные условия для отдыха и лечения. Сегодня в Крыму 560 здравниц (из них 170 — государственных), 556 пляжей (самая большая их концентрация на всем черноморском побережье, 219 – бесплатные), около 4 тысяч гостиниц, 12 дельфинариев, 7 аквапарков, свыше 1200 объектов историко-культурного наследия.
В прошлом году Крым посетило более 6 млн туристов. Из них 1,2 млн россиян — самый высокий показатель среди иностранных гостей. Организованных отдыхающих среди них пока очень немного — менее 10%.
Впервые в нынешнем году Министерством курортов и туризма Крыма были определены приоритетные с точки зрения сотрудничества регионы России. Это Москва, Санкт-Петербург (как столицы), Ростов-на-Дону, Краснодар (соседи), Белгород, Курск, Тула (соседи по трассе Москва - Симферополь), Екатеринбург, Новосибирск и Тюмень (прочные — по Транссибу — транспортные связи). В этих городах пройдут «Дни Крыма». Маркетинговая логика очевидна и понятна. Но почему тогда в список приоритетных регионов не попал Орёл, лежащий между Тулой и Курском?
В последние два года отношение центральных властей Украины к Крыму вообще и к крымскому туризму в частности значительно изменилось в лучшую сторону, и это настраивает на оптимистический лад. В конце апреля нынешнего года вступило в силу Соглашение между кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации об упрощенном порядке пересечения российско-украинской границы жителями приграничных регионов.
Введение в действие этого соглашения, по самым скромным подсчетам, позволит увеличить турпоток из приграничных регионов России в Крым, особенно из Краснодарского края и Ростовской области, как минимум на 20–25%. Кроме того, в нынешнем году Украинские железные дороги вводят дополнительные прямые поезда, которые свяжут Крым с 25 городами РФ — от Смоленска и Тамбова до Новосибирска и Лабытнанги.
Транспорт будет
«Метеоры», электромобили, рельсовый автобус - предстоящий туристический сезон в Крыму обещает немало транспортных новинок. С 1 июня между Керчью и Анапой, как в былые времена, дважды в день будет курсировать теплоход на подводных крыльях типа «Метеор».
Не одно поколение отдыхающих жаловалось на плохое транспортное сообщение на Южном берегу Крыма — недостаточное количество автобусов, переполненные маршрутки и т. д. Нынешним летом на территории Большой Ялты — от Гурзуфа до Фороса - начнут работать специальные электромобили-такси, причем курсировать они будут не только в черте города, но и на горных трассах. Такие машины способны на заряженной батарее проезжать 80–100 километров, для них по всей территории Большой Ялты инвесторами уже строится сеть заправок - электропитающих станций. «Электромобили не только для Южного берега, но и для всего Крыма – это абсолютно реальная перспектива, которая способна значительно улучшить транспортную инфраструктуру полуострова», - считает вице-премьер крымского правительства Азиз Абдуллаев.
При поддержке Евросоюза там же, в Большой Ялте — с учетом опыта и ошибок других стран - будет реализован большой проект развития велосипедного туризма. Уже маркируются веломаршруты, возле популярных туристических объектов создаются велопарковки с видеонаблюдением (договоры с дворцами-музеями уже подписаны), организуются велосервисы — чтобы, посещая Ялту, люди могли брать велосипеды напрокат и самостоятельно осматривать главные достопримечательности Южного берега.
В нынешнем году в Крыму появится ранее неизвестный вид транспорта — работающий на тепловой тяге скоростной рельсовый автобус на 100 человек. Он построен в Польше и приобретен за счет Приднепровской железной дороги и крымского бюджета. Первая линия будет пущена там, где железнодорожная инфраструктура явно недостаточна, — на линии Джанкой — Феодосия — Керчь. Но вот куда будет доставлять отдыхающих растущая транспортная сеть?
Куда ж нам плыть?
Министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев накануне сезона заявил, что на территории Крыма работают 244 санатория, которые имеют медицинские лицензии. «За 100 из них, мне как министру стыдно. Но есть 50 объектов, которыми я горжусь. В них за 35–50 долларов в сутки можно получить полный комплекс услуг: проживание в прекрасном номере, пятиразовое питание по системе «шведская линия», полноценную функциональную диагностику, медицинские процедуры, ручной массаж».
Но что делать с остальными? По мнению министра, есть четыре направления, по которым должна происходить радикальная перестройка крымского туризма. Первое — изменения институциональные: сегодняшнее украинское законодательство в значительно меньшей степени стимулирует развитие туризма, чем российское. Второе — изменения ментальные, иначе сервисные — психологически, не в последнюю очередь в силу постсоветского менталитета, крымское население не готово обслуживать приезжих гостей на уровне, принятом в развитых в отношении туризма странах. Только в процессе подготовки к нынешнему сезону и в рамках принятого проекта уже подготовлено 3 тысячи специалистов нового поколения.
Третье направление — изменения инфраструктурные, куда входят и строительство новых гостиниц, и реконструкция старых, и постепенная ликвидация пресловутого «недостроя», уродующего облик красивейших мест полуострова. Характерно, что российско-украинская комиссия, которая должна заниматься выяснением прав собственности на тот или иной назавершенный объект, — а таких российских объектов в Крыму 32 - не собиралась уже много лет. «Вечной» остается и проблема вывоза и переработки мусора — за последние четверть века в Крыму не построено ни одного мусорного полигона, 140 из 556 крымских пляжей по этому показателю считаются проблемными.
Наконец, четвертое направление — проведение масштабных маркетинговых исследований, которые позволят четко определить, кто именно, зачем и когда стремится приехать в Крым, что именно может предложить им туристическая администрация полуострова помимо традиционных «матрасинга» и «экскурсионки».
Львы прибыли, слоны ожидаются 
В 2012 году в Крыму начнут работать более сорока новых туристических маршрутов и программ. По словам крымского министра курортов и туризма, главной новинкой сезона станет сафари-парк «Тайган» площадью 32 га, созданный в Белогорском районе в лесостепном предгорье, в межгорной долине Главной и Внутренней гряд Крымских гор — он открылся 21 апреля.
Коллекция «Тайгана» сегодня насчитывает около 1,5 тысячи животных и птиц, среди которых 54 льва и единственная пока на Украине пара жирафов. Для наблюдения за львами в естественной среде обитания в парке уже проложено свыше одного километра мостков. В ближайшее время в сафари-парке появятся слоны.
Опыт создания вполне цивилизованных условий для братьев наших меньших в Крыму имеется: достаточно вспомнить новый ялтинский зоопарк рядом с Поляной сказок в Ялте и парк птиц рядом с Чатыр-Дагом. Однако финансовые и туристические потоки отнюдь не отменяют вполне резонных вопросов. Куда денутся львы и жирафы в низкий и холодный сезон в местности, климат которой мало отличается от климата российской средней полосы? Впрочем, время для ответов еще есть.
Анталья в юго-западном Крыму 
Курортный сезон в нынешнем году открылся в Крыму необычайно рано — в конце апреля — и ознаменовался открытием в Евпатории самого большого дельфинария на территории бывшего СССР. Евпатория в туристическом отношении в последние годы развивается весьма интенсивно — уже в нынешнем году столица юго-западного Крыма вышла в финал конкурса «Европейская награда за выдающиеся достижения в возрождении приморских городов Best Practice Award».
Программа «Возрождение приморских городов Европы», в рамках которой проводится конкурс, создана по инициативе Ассоциации местного самоуправления Великобритании и Конгресса местных и региональных властей Европы. Она направлена на изучение и распространение передового опыта в сфере местного самоуправления. Евпатория представила проект развития туристической отрасли в городе в целом, и в частности - уникальный туристский маршрут «Малый Иерусалим», совсем недавно включенный ЮНЕСКО в десятку рекомендованных для посещения туристами.
Не случайно именно близ Евпатории после завершения футбольного чемпионата Европы начнется реализация туристического проекта, который обещает стать одним из крупнейших на Украине. Речь идет о создании с помощью турецких инвесторов большого курортного города, своего рода «крымской Антальи» на морском побережье между Евпаторией и Саками. «Спасибо мэру Евпатории Даниленко, — сказал в одном из интервью Александр Лиев, - благодаря ему эта девственная полоса берега не была «распилена» между многочисленными нуворишами. И Ялта, я уверен, со временем окажется в проигрыше по сравнению с этим туристическим городом будущего».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72