туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР Искатели приключений О ситуации на рынке активного, дайвинг- и гольф-туризма рассуждают директор компании «Бутик путешествий «Алерсе» Алла Бурова, супервайзер отдела дайвинга компании UTE Megapolus Group Александра Заманаева и исполнительный директор компании «Астравел» Геннадий Котов. 1 вопрос Насколько востребованы активные виды отдыха у российских туристов, является ли этот бизнес доходным? Геннадий Котов: К активным формам отдыха часто относят все, что не связано с лежанием на пляже. На мой взгляд, под это определение не подпадают также круизы, автобусные туры и даже модные сейчас сафари, когда туристов возят на джипах по саванне и показывают жизнь животных в природе. Это скорее приключенческий туризм. Активный отдых – это когда турист идет пешком или на лыжах по маршруту, летает на дельтаплане, спускается под воду с аквалангом, гребет, самостоятельно управляет снегоходом или яхтой. При этом активный туризм может быть как низкодоходным, так и высокодоходным бизнесом. Все зависит от того, что заложено в себестоимость тура и на какой сегмент рынка он рассчитан. Например, 12-дневная поездка на Камчатку с посещением Кроноцкого заповедника и Долины гейзеров предлагается за 2150 евро, а 14-дневный пешеходный тур из Архыза к Черному морю в поселок Агой с отдыхом на море обойдется менее чем в 10 тыс. рублей. По данным Всемирной туристской организации, именно активные виды туризма развиваются сейчас наиболее высокими темпами. За рубежом работает множество довольно крупных операторов, например Explore Worldwide или Imaginative Traveller в Великобритании. В нашей стране активный туризм был хорошо развит в советские времена. Сейчас он востребован в гораздо меньшей степени. Алла Бурова: Если говорить о гольф-туризме, то это очень перспективный вид отдыха. Гольфисты – люди, которые часто путешествуют. Это подтверждает мировая статистика. Они ездят играть в гольф от четырех до шести раз в год. При этом туристы часто сочетают гольф-путешествия или посещение соревнований с деловыми визитами и отдыхом на курортах. Александра Заманаева: С каждым годом спрос на активные виды отдыха, в том числе на дайвинг-туры, в нашей стране растет. Все больше туристов становятся сертифицированными дайверами. Это означает, что теперь они будут не только приобретать стандартные турпакеты, но и совершать погружения. Это же можно сказать о любых других популярных видах спорта. Уверена, что в скором времени дайверы, пользующиеся услугами туркомпаний, придут к выводу, что намного удобнее и выгоднее бронировать заранее не только стандартный турпакет, но и дайв-программу. И тогда такие туры будут приносить очень хорошую прибыль. 2 вопрос Кто является основным потребителем активных туров? Геннадий Котов: Перечисленные виды активного туризма - довольно дорогое удовольствие. Чем интереснее запланированная поездка, тем выше требования к специальному снаряжению. Если для хайкинга достаточно обычной спортивной одежды и кроссовок, то для экстремальных туров потребуются ледорубы, альпинистские веревки, рюкзаки и др. Плюс дополнительные расходы на специальные курсы. Сегодня в России нетрудно пройти обучение и получить сертификат дайвера. У любителей горного, водного и прочих видов туризма проблем куда больше. Широкое распространение получили клубы верховой езды, где можно получить хорошую подготовку для участия в конных походах. Более сложное положение у гольфистов. Необходимое оборудование в России уже продается, а вот гольф-клубов с приличными полями очень мало. По одному клубу в С.-Петербурге и в Белгороде, семь клубов в Москве с полями различного качества. Впрочем, в Le Meridien Moscow Country Club и клубе «Пестово» уже есть даже поля на 18 лунок. Гольф-туризм – туризм индивидуальный. В отличие от дайвинга или экстремальных туров, которые преимущественно востребованы у туристских групп. Как правило, группа состоит из 6–12 человек, что связано с возможностью управления людьми в экстремальных условиях, вместимостью транспортных средств (катера и яхты для дайверов, автомобили повышенной проходимости или малая авиация, караваны вьючных животных и т. п.). Алла Бурова: Подавляющее большинство российских гольфистов - бизнесмены и политики, то есть люди с высоким уровнем доходов. Хотя далеко не всегда они выбирают размещение в пятизвездных отелях, для таких путешественников в первую очередь важно качество гольф-поля. Гольф – индивидуальный вид туризма. Даже если мы организуем соревнования в какой-нибудь стране, все равно получается, что каждый игрок – это индивидуальный заказ. Александра Заманаева: Большинство дайверов – это люди с достатком от среднего и выше. Погружения с аквалангом всегда подразумевают дополнительные расходы в поездке. Дайвинг считается достаточно дорогим видом спорта: стоимость полного комплекта снаряжения составляет, например, от $1,5 тысяч. Кое на чем, конечно, можно сэкономить - все зависит от запросов туриста. Но ни в коем случае нельзя экономить на качестве воздуха в баллоне, снаряжении, квалифицированных гидах, обеспечении безопасности. 3 вопрос Можно ли считать активный туризм дорогим видом отдыха? Геннадий Котов: Подобные туры никак нельзя назвать дешевыми, особенно если они организуются в отдаленных регионах. Российские дайверы уже давно освоили коралловые рифы Египта, многие теперь заказывают поездки на острова Карибского бассейна, в ю на Большой Барьерный риф, в Индонезию на остров Сулавеси, на острова Кука и Фиджи. Стоимость таких туров с десятью погружениями составляет $3–4 тысячи. Но с аквалангом можно неплохо провести время и на озерах европейской части России, это будет стоить на порядок дешевле. Аналогичная ситуация сложилась и в гольф-туризме. Турпакет с проживанием в двухместном номере в хорошей гостинице с гольф-клубом и пятью грин-фи обойдется примерно в 3600 евро. Хотя гольф-поля есть и в восточноевропейских странах. Это ближе и значительно дешевле. Для экстремальных туров трудно определить ценовую планку, поскольку такие туры очень разнообразны. Одно дело – восхождение на Эльбрус, совсем другое – организация покорения высочайших вершин планеты. Или, скажем, лыжный тур на Урале или достижение Северного полюса на лыжах. Чувствуете разницу? Алла Бурова: Гольф-туризм может быть и дорогим видом отдыха, и не очень. Правильней было бы говорить здесь о клиентах среднего класса и VIP-туристах. Стартовая цена недельной гольф-поездки на одного человека без авиаперелета – 1200 евро. Александра Заманаева: Есть страны, где можно хорошо понырять, заплатив за это немного. Самое популярное направление отдыха с оптимальным соотношением цены и качества - курорты Красного моря (стоимость туров от $500-600 в неделю). Хороший дайвинг по сравнительно низким ценам предлагают также Мальта, Хорватия, Италия и Греция. Если дайвер уже пресытился красотами Красного моря, ему придется увеличить бюджет своих поездок. Дайв-тур в такие страны, как Индонезия, Малайзия, Филиппины, Мальдивы, стоит в среднем $1,5-2,5 тыс. на человека. Для искушенных и обеспеченных туристов подойдут поездки в Микронезию, Полинезию, Австралию, Папуа – Новую Гвинею, Эквадор, страны Карибского бассейна и дайв-сафари на кораблях по всему миру. Стоимость таких программ составляет от $3 тыс., а в среднем $4–5 тыс. с перелетом. Отмечу также, что раньше российские туристы предпочитали покупать дайв-услуги на месте. Сейчас все больше путешественников приобретают их в составе турпакета - на некоторых направлениях бронировать дайвинг заранее намного выгоднее. Кроме того, предусмотрены очень хорошие скидки для туристских групп. 4 вопрос Как страхуют «активных» туристов? Геннадий Котов: Страховые компании устанавливают более высокие тарифы страхования различных видов активного туризма, что связано с более высокими рисками. Например, есть специальные тарифы для горнолыжников, дайверов, водных и горных туристов, альпинистов. Они примерно в два раза выше, чем для более массовых видов активного отдыха. К сожалению, страховщики не включают в свои полисы покрытие расходов по организации поисковых и спасательных работ. В отдаленных районах страховые компании часто вообще не имеют возможности оказать действенную помощь заболевшим или получившим травму на маршруте из-за отсутствия там сервисных компаний. Как правило, такие работы организуются уполномоченными органами стран, на территории которых произошло происшествие. В нашей стране это МЧС. Александра Заманаева: Каждому сертифицированному дайверу при продаже турпакета необходимо предложить приобрести специальную дайв-страховку. При необходимости она покроет расходы не только на обычное лечение и транспортировку, но и на лечение в барокамере. Как правило, мы используем программу «Dive Gold + Travel», предоставляющую покрытие всех медицинских и медико-транспортных расходов (включая репатриацию) на сумму до $50 тыс. Стоимость такой страховки при поездке на срок до 20 дней – $30. Срок действия полиса может также составлять 30 дней и один год. 5 вопрос Существуют ли законодатели мод в активном отдыхе? Алла Бурова: Ежегодно в гольф-туризме появляются новые модные направления. Но есть страны, которые популярны всегда - Турция, Испания и Португалия. Гольф-туристы активно пользуются интернетом, читают специализированные журналы. Немаловажное значение для них имеет «сарафанное радио»: какой гольф-клуб понравился друзьям, о чем говорят в родном российском клубе... При выборе курорта постоянные туристы прислушиваются и к нашим советам. В этом году, например, популярны гольф-туры в Италию, Францию, Финляндию и Турцию. Александра Заманаева: В прошедшем сезоне российские дайвингисты открыли для себя такое сравнительно новое направление, как Филиппины. По прежнему востребованы поездки в Малайзию, Таиланд, Египет, на Мальдивы и Кубу. В этом сезоне активно продаются туры на Мальту, в Хорватию и Индонезию. Многие дайверы предпочитают летом исследовать воды Средиземного моря, а зимой – более экзотические глубины. А вообще, человек, который полюбил дайвинг, вряд ли откажется нырять, если ему скажут, что теперь это не модно. Это хобби на всю жизнь, которое может стать профессией. Перестают нырять только из-за проблем со здоровьем. Геннадий Котов: Дайвинг, гольф и экстрим-туризм, равно как и горные лыжи, становятся все популярней в нашей стране. Этому во многом способствует не только повышение жизненного уровня населения, но и то, что этими видами отдыха увлекаются сильные мира сего. Всем известна любовь нашего президента к горным лыжам. Неудивительно, что на многие курорты уже несколько лет подряд организуются чартерные рейсы, туроператоры ежегодно расширяют ассортимент предлагаемых горнолыжных центров. Подготовила Светлана Фунтусова |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|