|
Турбизнес, №16, Декабрь 2012 |
« Вернуться к журналу
АЛЕСАНДР АНИСИМОВ: «Я всегда был авантюристом»
За два десятилетия своего становления российский турбизнес прошел путь от маленьких компаний, занимавших пару комнат и отправлявших шоп-туристов в Турцию и Китай, до крупных многопрофильных холдингов со штатом в несколько сотен человек. Не раз менялись герои турбизнеса, многие лидеры рынка конца 1990-х и начала 2000-х годов ушли с авансцены.
Как сложилась жизнь людей, чьи имена и названия руководимых ими компаний не сходили со страниц туристической прессы полтора десятка лет назад, что побудило их покинуть турбизнес, каким они вспоминают рынок 1990-х годов и что советуют коллегам, работающим в туризме сегодня. Об этом расскажут герои новой рубрики «ТБ», которая получила название «Профессионал». Именно они превратили туризм из занятия и увлечения в профессию.
С основателем и президентом некогда легендарной и одной из крупнейших в России туристических компаний «Айрин» АЛЕКСАНДРОМ АНИСИМОВЫМ беседует генеральный директор ИД «Турбизнес» ИВАН КАЛАШНИКОВ
Александр, мы не виделись с тобой около десяти лет. Те, кто начал работать в туризме несколько лет назад, уже, наверное, и не знают о компании «Айрин», которую ты основал в начале 1990-х годов. Расскажи «молодежи», как ты пришел в турбизнес?
Мой первый опыт и успех в туризме – запуск чартерных рейсов в Турцию. Это был 1992 год. Только-только упал «железный занавес», нашим людям все было в новинку, у них появились деньги, самолеты были забиты под завязку. И хотя наш офис тогда находился не в самом престижном месте, в районе Хорошевского шоссе, очередь на поездки в Турцию стояла на улице. Мы отправляли в день по 700–1000 человек.
Начал я с того, что пришел в «Аэрофлот» и попросил содействия в отправке чартеров в Стамбул для так называемых шопников. Примерно тогда же ко мне обратились представители Александра Головачева, директора самой амбициозной и крупной в то время на рынке компании «Светал». Они предложили разделить сферы влияния: «Светал» делает чартерные перевозки с «Трансаэро», а я - с «Аэрофлотом». Мы договорились друг другу не мешать и на чужое поле не лезть.
К сожалению, время было такое, что долго такие договоренности не продержались. Вскоре я узнал, что «Светал» влез-таки в «Аэрофлот», тогда я посчитал возможным прийти и подписать договор с «Трансаэро». Потом мы начали одновременно разрабатывать Анталью как направление для чартеров, и тут уже наши интересы не могли не столкнуться.
Как появилась идея отправлять туристов на Бали?
Несмотря на то, что мы с Александром Головачевым были очень жесткими конкурентами, как-то в 1994 году он сам пришел ко мне и предложил сделать совместный чартер на индонезийский остров Бали. Тогда про это направление у нас никто еще не знал. Я обзвонил много балийских операторов с просьбой бесплатно разместить больше ста наших турагентов, которых мы должны были привезти на первом чартере. Никто не хотел, все просили минимум $300 с человека. Только одна маленькая фирма согласилась – теперь это крупнейший туроператор на Бали.
Поначалу «авантюра» с Бали стоила мне серьезных финансовых убытков. Чтобы запустить этот проект, я даже продал дом в Америке. В первое время самолеты летали полупустые, а платить за них надо было полностью. Головачеву тоже было непросто, но мы выстояли, и направление раскрутилось.
Потом на Бали меня встречали как президента страны, с оркестром, эскортом и прочими почестями.
Насколько я помню, ты был первопроходцем и на других направлениях…
Да, мы, например, первыми запустили чартер в Ниццу. Когда я пришел подписывать договор на чартер, на меня смотрели как на умалишенного - мол, кто ж туда так массово полетит. А мы не только полетели, а «откатали» весь сезон. И когда тот же «Аэрофлот» увидел, насколько популярно это направление, он на следующий год сам туда рейсы поставил, а мне даже не дал блока мест на самолете.
Наш первый чартер в Ницце встречал мэр города. Были ковровая дорожка у трапа и шампанское. Но на дворе стоял 1993 год, у нас в России как раз случилась очередная попытка переворота. И вот на следующий день после прилета мы открываем местные газеты, а там наше фото у телевизора (журналисты подловили момент) и подпись: «Испуганные русские туристы смотрят про переворот» и ни одного слова о том, что прилетел первый чартер из России. На наших первых чартерах на Лазурный берег летали многие звезды – Понаровская, Угольников, группа «На-На» и другие.
Другой пример – Сеул. Я узнал, что одна из моих клиенток туда слетала и осталась в восторге. Тогда я сам как турист купил путевку в компании «Спарк», съездил, посмотрел. И сделал первый чартер в Южную Корею, дав блок тому же «Спарку». Первый самолет улетел полный, второй рейс заполнился только наполовину - оставалось 100 пустых мест. «Спарк» мне отомстил – не дал ни одного туриста, чтобы убрать меня с рынка. В этот момент ко мне пришла некая дама и сказала, что у нее есть 130 человек, которым надо в Сеул и она готова воспользоваться моим чартером. Но с условием, что я сниму тридцать своих туристов. Мне репутация была дороже чартера, и я отказал. А потом один из моих менеджеров нашел в Сибири как раз сто человек, которые и заполнили тот самолет.
В Сеуле тоже без приключений не обошлось. Времена были лихие, среди клиентов было много, скажем так, горячих людей, и обстановка при любой нештатной ситуации накалялась мгновенно. В отеле мы обнаружили, что ванные в номерах заполнены водой. Мы ее, недолго думая, спустили, а оказалось, что в отеле в это время не было воды, это был резервный запас. Как-то выкрутились, но адреналин при общении с туристами был бешеный.
Кого ты вспоминаешь из коллег по цеху?
Конечно, Александра Головачева из «Светала». Он был мощной и харизматичной фигурой, по-настоящему горел за дело. Теперь таких людей нет. Незадолго до его скоропостижной смерти 27 сентября 1997 года мы с ним встретились на туристическом вечере, выпили. Саша бросил рюмку об пол, на счастье. Она не разбилась, вот и не верь после этого в приметы.
Евгений Шведов, основатель гремевшей в 1990-е годы турфирмы «Москва-тур» – тоже яркая личность, правда, не только с «плюсами», а больше со знаком «минус». Во многом из-за него у людей сложилось негативное мнение о коммерческом туризме.
Сергей Зенкин основал у нас в стране, наверное, первую частную турфирму «Роза ветров». Это настоящий гуру туризма, он всегда любил и умел генерировать новые интересные идеи. Сейчас, как я знаю, он занимается внутренним туризмом.
Почему после многих лет успешной работы, имея компанию с раскрученным именем, ты внезапно ушел из турбизнеса?
Было много причин, в первую очередь, конечно, связанных с деньгами. Я так и не оправился после финансовых трудностей, связанных с чартерами на Бали. Кроме того, я ввязался в чартерные программы в Америку, во Флориду. Там очень красиво, «Диснейленд», и я хотел возить туда детей, но длительного проекта не получилось. Хотя я горд тем, что турфирма «Айрин» – первая и единственная компания, которая отправила самолет с детьми в Орландо.
Потом были вторые выборы Ельцина, все очень боялись, что к власти придут коммунисты, и я активно агитировал своих туристов голосовать за Ельцина. Только я не учел, что день выборов совпадает с массовым вылетом чартеров. В результате несколько самолетов улетели полупустыми. На просьбу помочь и компенсировать мне хоть часть затрат, властные структуры посоветовали мне не смешивать экономику с политикой. А «Аэрофлот» выставил мне счет на $300 тысяч.
Я рассчитался со всеми долгами, закрыл и продал компанию и ушел с рынка. Не могу сказать, что уехал на «белом коне», просто устал и понял, что есть другие сферы деятельности.
Какой бизнес у тебя сегодня? Он как-то связан с туризмом?
Я занимаюсь продажей и арендой недвижимости в США и в Европе, арендой частных самолетов, яхт, престижных автомобилей. Тоже, в общем, деятельность на стыке с туризмом. Кстати, турфирмы в чем-то мои партнеры, люди ведь сначала приезжают через них посмотреть, что да как, а потом уже выбирают себе дом или квартиру. Многие хотят иметь «запасной аэродром».
|
Поиск материалов
|