Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2013
« Вернуться к журналу  

Взялись за гуж
 
С мая 2013 года для более чем двух тысяч российских туроператоров станет обязательным участие в профессиональном объединении, которое создаст компенсационный фонд для оказания экстренной помощи туристам. «Важно обеспечить консолидацию усилий участников объединения туроператоров в сфере выездного туризма», - считает заместитель председателя Москомтуризма и председатель правовой комиссии РСТ ГЕОРГИЙ МОХОВ. По просьбе «ТБ» он ответил на ряд актуальных вопросов, связанных с этой работой.
 
Насколько, на ваш взгляд, ежегодная «нагрузка» в 100 тысяч рублей существенна для туроператоров и как новый закон отразится на развитии туристического рынка?
Безусловно, сумма в 100 тысяч рублей в год в дополнение к стоимости финансового обеспечения, то есть страхованию ответственности туроператора, будет достаточно серьезной нагрузкой для большого числа туроператоров,  занятых в сегменте малого бизнеса и работающих посезонно, для нишевых туроператоров, обслуживающих детские группы и т.д. Из более чем двух тысяч компаний, которые внесены в федеральный реестр, большинство – это представители именно малого бизнеса. Только несколько десятков фирм обладают значительными оборотами и масштабами деятельности, позволяющими безболезненно уплачивать подобные суммы.
В связи с этим можно предположить, что немалое количество туроператоров, входящих в реестр, предпримет какие-то действия, чтобы минимизировать свои затраты. Например, они будут преобразовывать свой вид деятельности в турагентский или вообще выйдут из сферы регулирования этого закона и не будут предлагать комплексные туры, а начнут продавать отдельные услуги: заниматься размещением туристов, организацией отдыха, тем самым изменят свой статус и, соответственно, не попадут под данные требования. Но это только мои предположения. Сейчас, в период с января по март, когда проходит основное переоформление финансового обеспечения, мы увидим, как отреагирует реестр, даже чисто статистически, на необходимость уплатить по 100 тысяч рублей в объединение туроператоров. Я не удивлюсь, если все смогут заплатить и никаких изменений вообще не произойдет.
 
Министерство культуры РФ недавно опубликовало на своем сайте правила оказания экстренной помощи туристам, средства на которую будет аккумулировать фонд. Туроператоры уже заявили, что документ нуждается в серьезной доработке.
Этот документ, безусловно, выглядит несколько упрощенно. Мне понятны опасения туроператоров, которые, прочитав эти правила, не увидели в них множества нюансов, возникающих в экстренных ситуациях. Нужно понимать, что эти правила не единственный документ, который будет регламентировать все процедуры. Будут внутренние документы самого объединения Ростурпомощь,  которое должно расписать порядок оказания помощи, произведения выплат, с точки зрения управления финансами этого объединения как юридического лица. Правительство РФ должно установить основные базовые принципы этих механизмов, а детали будут дорабатываться самим объединением.
Очень важно обеспечить оперативность самого процесса. Ведь понятие экстренности именно это и подразумевает. Если объединение в лице своих специалистов и руководителей не найдет и не проработает механизмы оперативного получения информации об этих ситуациях, механизмов реакции на эти ситуации и финансирования эвакуации, то никакой экстренности, естественно, не получится. Тогда необходимость в подобном механизме тут же отпадет.
Самый рациональный путь эвакуации, при необходимости, – это задействование туроператоров, входящих в объединение, на том направлении, на котором произошел казус, чтобы они предоставили возможность размещения пострадавших туристов на свободных местах в гостинице и на транспорте. Только при консолидации усилий можно будет решать вопросы, связанные с доставкой пострадавших на родину.
 
В правила были внесены поправки, предложенные РСТ, о разграничении ответственности государства и турбизнеса. Однако другая внесенная поправка говорит о возмещении расходов фонда страховщиком. На ваш взгляд, нужна ли такая поправка?
Речь идет о праве регрессного требования фонда к страховщикам, предоставившим финансовое обеспечение туроператору-банкроту или туроператору,  не выполнившему условия договора. Иными словами,  если из компенсационного фонда производятся какие-то выплаты вследствие недобросовестности оператора, то фонд вправе предъявить требование о возмещении расходов к тому страховщику, который застраховал ответственность этой компании.
Мне видится это разумным, поскольку наши страховщики заключают договоры страхования ответственности туроператора. Следовательно, если оператор не исполнил своего обязательства перед туристами, а фонд для ликвидации последствий подобной ситуации произвел расходы, то последний  должен иметь право на предъявление требований страховщику в рамках договора страхования. Чтобы юридически появилась такая возможность,  было бы разумным в договоры страхования гражданской ответственности оператора включать дополнительным лицом объединение туроператоров в сфере выездного туризма как выгодоприобретателя наравне с туристом. То есть, если возмещение расходов не произведено туристу, то его может потребовать объединение. Таким образом, расходы фонда в размерах финансового обеспечения туроператора будут постоянно возмещаться.
 
Насколько в этом случае законодатели прислушиваются к мнению профессионального сообщества? Можно ли сказать, что закон принимается совместно, учитывая интересы обеих сторон?
Как сказал классик, согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. Конкретно эти нормы закона, который сейчас принят и активно обсуждается в части механизмов работы объединения туроператоров и механизмов работы компенсационного фонда, подробно обсуждались с представителями туроператорского сообщества на рабочих группах при Ростуризме. И можно с полной уверенностью сказать, что представители профессионального сообщества не остались в стороне от этой работы как представители коммерческой части этого сообщества, то есть бизнеса. К разработке проекта также привлекались общественные организации, что также немаловажно.
Но при этом нужно учитывать, что компромиссные решения не всегда возможны. По ряду положений необходимо принятие решения по изменению норм закона с акцентом в какую-то сторону - либо в сторону защиты прав потребителей, либо в сторону защиты интересов предпринимателей. И когда государство в лице своих законодательных органов решает, в какую сторону им повернуть изменение закона, возникает достаточно сложная коллизия. Мы должны понимать, что изменение этого документа – это реакция государства на многочисленные скандалы, банкротства и жалобы, в результате действия некоторых туроператоров.
 
В новую редакцию закона внесена статья, устанавливающая ответственность туроператора перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Эта норма императивно устанавливает обязанность туроператора нести ответственность за неисполнение договора, заключенного турагентом с туристом. Каким образом это повлияет на отношения между турагентом и туроператором, а также на агентский рынок в целом?
На мой взгляд, именно эта норма, устанавливающая ответственность туроператора по договору, заключенному турагентом, - ключевая во всех изменениях этого закона. Если она будет применяться судами, то для туроператоров настанут сложные времена. Поскольку эта поправка напрямую указывает на ответственность туроператора за последствия действий турагента. Привести это может к тому, что туроператоры постараются ужесточить ответственность своих дилеров перед ними, защитить свои интересы в случае возникновения судебных споров, основанных на этой норме закона.  Возможно, они постараются преобразовать свои договоры с турагентами таким образом, чтобы не устанавливать агентских полномочий и юридически определять турагентов как заказчиков туристского продукта, не обладающих статусом турагента.
С большой долей вероятности, это не сработает, потому что есть судебная практика, указывающая на то, что вне зависимости от правового вида договоров, суды применяют требования закона.  Это повлечет определенные последствия в правоприменительной практике. Увидим мы это следующим летом, когда суды, рассматривающие споры потребителей по искам, предъявленным турагентам, начнут принимать решения по этим требованиям с учетом измененной нормы закона. На практике, для того, чтобы на суде отразились какие-либо законодательные изменения, нужен минимум год-полтора. Решения оспариваются, суды рассматривают споры долго.
Но хочу заметить, что эта норма, устанавливающая ответственность, может стать дисциплинирующим фактором в дальнейшем развитии агентского рынка. И к этому подталкивают не только изменения закона, но и общая ситуация в рознице, отсутствие регулирующих норм, связанных с работой турагентов, значительное падение уровня квалификации персонала, особенно в новых агентствах, возникающих посезонно.
Если туроператоры сами озадачатся вопросами хотя бы договорного регулирования агентской деятельности и действительно начнут уделять внимание своим турагентам с точки зрения повышения их квалификации, подготовки, установления стандартов работы, как принято в дилерских отношениях в других отраслях экономики, то турагенты станут настоящими агентами туроператоров, работающими под брендами с высоким качеством сервиса. Вот тогда можно будет с них требовать и ответственности. А до тех пор, пока агентская розница пребывает в стихийном форм-факторе и внимание ей не уделяет ни государство, ни туроператоры, там будут рождаться всякие уродливые проявления нарушения прав потребителя. Это может длиться до бесконечности и усугубится, если не возникнет какой-то дисциплинирующий фактор или регулирующий механизм. Данная поправка не очень была заметна в ряду всех прочих изменений закона, но она, на мой взгляд, таким дисциплинирующим фактором может стать.
У туроператоров повышается ответственность за своих дилеров. Посмотрим, что из этого получится. Может быть, представители бизнеса проигнорируют эту норму, а может, зашевелятся, и мы увидим какие-то положительные изменения. Я, по крайней мере, на это надеюсь.
 
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72