Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2013
« Вернуться к журналу  

«Железные» инвестиции
С 1 января 2013 года базовые цены на железнодорожные билеты в общих и плацкартных вагонах поднялись на 10%. Об этом сообщила Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Стоимость билетов в купейных вагонах повысилась на 5%. В силе остается и сезонное повышение цен.
 
Сколько стоит дым от паровоза?
Тысячу фунтов - одно колечко!
Ранее министр финансов Антон Силуанов заявлял, что стоимость проезда по железной дороге можно увеличивать постепенно в 2013–2015 годах по 20% в год для граждан, не попадающих в категорию льготников по возрасту. При этом в РЖД не исключают, что, если государство не выделит на поддержку этого сегмента субсидии в большем объеме, чем закладывает Минфин на 2013 год, то тарифы в плацкарте и общих вагонах могут вырасти еще на 10%.
Туроператоры уверены, что повышение тарифов на железнодорожном транспорте негативно скажется на развитии внутреннего туризма. «Государство, богатое нефтью и газом обязано спонсировать железнодорожные пассажирские перевозки, - заявил в интервью «Интерфаксу» генеральный директор туркомпании «Орфей» Михаил Романов. – Бог дал нам большую богатую страну, и было бы правильно дотировать поездки по этой большой стране за счет средств, выручаемых за углеводороды. Ведь,  как ни пафосно это звучит, и железная дорога, и туризм несут гуманитарную, социальную, патриотическую нагрузку. Люди должны общаться с родственниками и друзьями, ездить друг к другу в гости, путешествовать по родной стране».
«Мы уже привыкли к тому, что тарифы растут каждый год. Подорожание на 10% не так смертельно, но, безусловно, стоимость железнодорожных билетов и так довольна высока. Доходит до того, что турпутевка, куда входит проживание и питание, стоит столько же, сколько проезд до места отдыха. Я, если честно, надеюсь на грядущие изменения на авиарынке, на отмену НДС на внутренних перевозках, что приведет к удешевлению авиабилетов, - говорит генеральный директор компании «Мультитур» Алексей Высоканов. - На поезде обычно едут туда, куда дорога занимает не более суток: на курорты Краснодарского края, в Великий Устюг, Казань, близлежащие Белоруссию и Украину. Туристы, которые хотят побывать на Алтае или увидеть Байкал, направляются туда на самолете. Кроме того, мы давно практикуем автобусные туры, что, конечно, значительно дешевле, чем железнодорожная перевозка. Многие наши туристы добираются до места отдыха самостоятельно, на своем автотранспорте».
Александр Преображенский, коммерческий директор сети турагентств «Магазин Путешествий» считает, что цены на железнодорожные и авиабилеты сейчас уже практически одинаковы. «По моим данным, нынешнее повышение тарифов не случайно - на РЖД «давят» сверху, заставляя увеличивать цены, чтобы они не были конкурентными по сравнению с воздушной перевозкой, - отмечает экcперт. - Две монополии соревнуются давно, и особенно явно их борьба заметна на таких «лакомых» направлениях, как Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Не думаю, что повышение железнодорожных тарифов резко скажется на турпотоке. Однако отпугнуть путешественников это может. Именно высокая стоимость билетов (например, доехать или долететь до Воронежа стоит 6–7 тысяч рублей) может стать препятствием для поездки в близлежащие города».
 «Мне кажется, что мы уже настолько привыкли к постоянному подорожанию билетов, что это никого не удивляет. Увеличение цен на 10% значительно не повлияет на турпоток, резкого скачка на рынке не будет, - считает генеральный директор компании «Астравел» Валерий Лощиц. - Думаю, это увеличит перекос в сторону перевозки воздушным транспортом, тем более что сейчас авиабилеты часто вполне конкурентоспособны по сравнению с железнодорожными. Кроме того, вырастет количество путешественников, которые будут пользоваться личным автотранспортом».
 
На всех парах
Повышение цен на железнодорожные билеты происходит на фоне реализации масштабных инвестиционных проектов. Инвестиционная программа РЖД на 2012 год названа «рекордной». 
«Благодаря мерам по повышению эффективности нам удалось почти на 64 млрд рублей увеличить инвестиционную программу. Любые свободные средства мы, прежде всего, направляем на развитие инфраструктуры, расшивку узких мест, снижение износа тягового подвижного состава», - заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. По его словам, в 2012 году компания обеспечила динамику железнодорожных перевозок, соответствующую темпам экономического развития в стране.
Положительные результаты работы позволили пересмотреть первоначальные прогнозы. Ожидается, что чистая прибыль РЖД вырастет в 1,5 раза по сравнению с ранее утвержденными параметрами и достигнет 5,3 млрд рублей. Благодаря реализованным мерам по повышению внутренней эффективности и эффективной заемной политики компания получила возможность увеличения инвестиционной программы в 2012 году на 63,8 млрд рублей до уровня 492,2 млрд рублей. По итогам 2011 года объем инвестиционной программы ОАО «РЖД» составил 395,4 млрд рублей.
«Корректировка инвестиционного бюджета компании позволила увеличить в 2012 году объемы закупки тягового подвижного состава на 175 единиц (до 532 локомотивов) и объемы его модернизации на 1000 единиц, реконструировать 4,4 тысячи километров железнодорожных путей, 378 км контактной сети, 357 км устройств автоблокировки, - отмечают в РЖД. - В соответствии с решением правительства РФ около 32 млрд рублей будет направлено на приобретение акций международного логистического оператора GEFCO в случае получения всех необходимых согласований».
Чистая прибыль ОАО «РЖД» в 2013 году прогнозируется в размере 1,1 млрд рублей, рентабельность не превысит 1%. Общий объем инвестиционного бюджета компании на следующие три года прогнозируется в объеме около 1,1 трлн рублей: в 2013 году – 411,4 млрд рублей, в 2014 году – 360 млрд рублей, в 2015 году – 346,1 млрд рублей. Параметры инвестиционного бюджета увеличены почти на 25 млрд рублей по отношению к ранее утвержденным.
Основной приоритет отдан проектам, связанным с обеспечением безопасности перевозки (15% инвестиционного бюджета), обновлением железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава. За три года РЖД реконструирует порядка 11 тысяч километров путей, почти  тысячу километров контактной сети, 1,6 тысячи километров устройств автоблокировки, а также будет закупать ежегодно до 770 локомотивов.
На проекты, связанные с повышением транспортной доступности для населения страны, в 2013–2015 годах компания направит более 100 млрд рублей.
«В 2013 году наша инвестпрограмма сократится до 411 млрд рублей. Это совершенно закономерно, потому что мы заканчиваем такие сложные проекты, как строительство совмещенной дороги - железнодорожной и автомобильной — в Сочи, в которое государство через уставный капитал вкладывало деньги, - отмечает Владимир Якунин. - Безусловно, мы ищем пути привлечения частных инвестиций в развитие железнодорожного транспорта, и в докладах мы делали упор на то, что даже в тех случаях, когда мы можем представить себе привлечение частных инвестиций без ущерба для безопасности движения, без ущерба для экономических интересов страны, существующая нормативная база закрывает возможность частных инвестиций в инфраструктурные проекты».
Среди возможных мер по изысканию дополнительного финансирования глава ОАО «РЖД» называет формирование целевой долгосрочной модели тарифообразования и заключение так называемого сетевого контракта между государством и компанией в контексте решения вопросов о закрытии или субсидировании убыточных частей инфраструктуры.

Перелом и переход
Характеризуя работу РЖД в прошлогодний летний период, Владимир Якунин отметил, что ситуация сложилась в целом позитивно: «Мы добились перелома: в 2012 году вышли на докризисный уровень объемов перевозок пассажиров, когда отправлялось свыше миллиарда человек. В частности, холдингом «РЖД» выполнены основные бюджетные параметры и обеспечена устойчивая работа в период летних пассажирских перевозок в 2012 году, улучшено качество обслуживания пассажиров».
В период летних пассажирских перевозок 2012 года РЖД перевезли более 393,3 млн пассажиров (это на 6,3% больше, чем годом ранее). В том числе в дальнем следовании перевезено свыше 50,8 млн пассажиров (+2%) и 342,5 млн пассажиров – в пригородном сообщении (+7%).
«В июне–сентябре наиболее заметно вырос пассажиропоток на курортных направлениях», - отмечает вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов. По его словам, на Черноморское побережье перевезено 10,6 млн человек (+5%), в сообщении с побережьем Северного Кавказа перевезено 7,7 млн человек (+3%), с Крымом – 2,8 млн человек (+11%). Для обеспечения перевозки детей в летний период 2012 года было назначено 69 детских поездов на 273 рейса (на 5 рейсов больше, чем в прошлом году). В 2012 году РЖД перевезли 607 тысяч детей (+1,5%).
Рост пассажирских перевозок в международном сообщении в июне–сентябре 2012 года составил 4% к летнему периоду 2011 года. По мнению специалистов, существуют резервы сокращения времени пассажиров в пути за счет улучшения взаимодействия с пограничными и таможенными органами. Причиной четверти всех задержек отправления международных поездов при следовании в Россию на пограничных станциях стало превышение фактического времени проведения контрольных операций над установленным. Поэтому одна из основных задач на 2013 год - совместная с федеральными органами исполнительной власти работа по формированию единых подходов по установлению временных нормативов осуществления контрольных операций в пунктах пропуска.
В ближайшей перспективе предстоит проделать большую работу по переходу на новую форму электронного билета на поезда дальнего следования, а также оценить технологическую возможность и экономическую целесообразность увеличения глубины продажи проездных документов на поезда дальнего следования: до 90 суток - во внутрироссийском сообщении и сообщении с государствами - участниками СНГ, Литвой, Латвией, Эстонией, и до 120 суток – в дальнем международном сообщении. Недавно реализована технология возврата электронных билетов на сайте ОАО «РЖД».
Гибкий рост цен
С 1 марта 2013 года начнет действовать так называемая система динамического ценообразования при покупке билетов на поезда дальнего следования, разработанная ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК). При покупке билетов за 45 суток до отправления поезда цена на проезд в купейном вагоне поезда дальнего следования приблизится к стоимости проезда в плацкартном вагоне. Новая система позволит ФПК формировать цену для каждого направления с учетом сезона, дней недели, конкурентоспособности маршрута и ожидаемого спроса. По словам Михаила Акулова, динамическое ценообразование позволит предложить пассажирам широкую линейку тарифов и повысить продажи проездных документов.
Основная характеристика нового подхода заключается в том, что соотношение стоимости проезда в вагонах купе, СВ и люкс будет изменяться в зависимости от спроса и текущей загрузки. Для каждого направления будет сформирована структура тарифов с учетом сезона, дней недели, количества и качества конкурентов, ожидаемого спроса. По мере заполнения вагона в случае высокого спроса на перевозки тариф будет увеличиваться. Однако, в случае низкого спроса, а также при наличии в свободной продаже на рынке более низких тарифов конкурентов, продажа по низким тарифам будет продолжаться вплоть до даты отправления.
Подобный подход к ценообразованию, в целом аналогичный технологии, применяемой сейчас авиаперевозчиками, позволит ФПК обеспечить свою конкурентоспособность за счет сегментации спроса. При этом предлагаемые изменения будут реализованы только на высококонкурентных направлениях, что позволит предложить пассажиру дополнительные возможности выбора. На направлениях, где альтернативных вариантов перевозки пассажиров не существует, изменения в тарифной политике не предполагаются.
Благодаря внедрению новой системы, компания рассчитывает сократить ценовой разрыв между разными категориями вагонов. Например, при приобретении проездного документа за 45 суток, самый дешевый билет на верхнюю полку в купейный вагон будет лишь на 15–20% дороже места в плацкартном вагоне. Минимальная стоимость тарифа в СВ также будет снижена для сокращения ценового разрыва с тарифами в купе. Сегодня разница в тарифах между вагонами СВ и купе может быть двухкратной.
Михаил Акулов подчеркивает, что, в отличие от авиационного транспорта, ФПК постоянно работает в режиме управления так называемой составностью поездов. Технологические операции, связанные с изменением составности, приносят компании дополнительные затраты, которые недопустимы. В поездах, находящихся под управлением доходностью, будет применяться фиксированная схема составности.
Проект находится в стадии завершения. С 1 марта 2013 года ФПК предложит пассажирам механизм выбора стоимости поездки в вагонах купе, СВ и ВИП с учетом действия данной системы. На первом этапе система динамического ценообразования будет внедряться на 44 поездах дальнего следования, курсирующих на четырех направлениях – Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и Смоленск. На втором этапе - в период летних перевозок - количество таких поездов будет увеличено до 118. Благодаря внедрению системы динамического ценообразования в следующем году компания ожидает прирост пассажиров в дерегулированном сегменте перевозок до 4–5%.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72