Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2013
« Вернуться к журналу  

Тормозят дороги и «овраги»
Ситуация с выполнением круизов через главные морские ворота России – Петербург – становится все более определенной: в ближайшие годы количество судозаходов быстро расти не будет, а ежегодное увеличение круизного пассажиропотока вряд ли превысит 6%.
 
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ        
   
В 2012 году пассажирский порт «Морской фасад» принял 226 судозаходов: 221 круизный лайнер и 5 паромов (в 2011 году судозаходов было 326). По итогам года пассажиропоток вырос только на 2% - до 422,6 тысячи человек. В 2011 году высокие показатели были достигнуты за счет приема паромных судов компаний St. Peter Line и S-Continental, а в 2012 году они из «Морского фасада» не ходили. Самыми частыми гостями в Петербурге в круизном сезоне 2012 года стали лайнер Emerald Princess (за навигацию совершил 11 судозаходов, доставив в город 30,8 тысячи туристов) и MSC Poesia (30 тысяч человек). 16 судов впервые зашли в Северную столицу.
Относительно небольшие круизные лайнеры (в основном, премиум-класса) могут швартоваться на некоторых набережных Невы прямо в центре города, а также на Морском вокзале, построенном в 1982 году (там сейчас останавливаются паромы). В целом Петербург в 2012 году принял свыше 300 круизных судозаходов, а общий поток туристов, прибывших на них в город, составил 530 тысяч человек.
 
Не количеством, а качеством
«241 судозаход в сезоне 2013 года - цифра предварительная: окончательно ситуация будет ясна только в апреле, - подчеркивает Серик Жусупов, президент управляющей «Морским фасадом» компании. – Однако мы уже проанализировали свои возможности и направили всем заинтересованным сторонам информацию о том, что сможем дополнительно принять еще около 50 судов, соответствующим образом увеличив и количество обслуженных в порту пассажиров. Ждем от партнеров ответов».
В 2012 году в «Морском фасаде» полностью завершены работы по развитию транспортной инфраструктуры и прилегающих территорий, закончено строительство комплекса объектов транспортной безопасности: в порту появилась даже вертолетная площадка. Все это позволяет быстро обслуживать массу пассажиров, у которых время – деньги: стоянка даже в таком порту, как Петербург, обычно занимает не более двух дней. Чтобы понять масштаб, стоит привести несколько фактов. 25 августа 2012 года «Морской фасад» принял сразу 7 судов с общим количеством пассажиров - почти в 14,5 тысячи человек. Один только лайнер Azura привозит в Петербург сразу 3,6 тысячи круизеров.
«Тенденция такова, что принимаемые нами лайнеры становятся все крупнее и способны доставлять в Петербург гораздо больше пассажиров, - комментирует Серик Жусупов. – Если в 2012 году самым крупным судном, принятым в «Морском фасаде», стал Celebrity Eclipse длиной в 317 метров, то на 2014 год у нас уже есть заявка на прием Royal Princess в 330 метров. Тренд приводит к тому, что количество судозаходов растет незначительно, а вот круизный пассажиропоток – заметно».
 
Прибыли и потери
Что нового ожидает клиента на круизных маршрутах, которые проходят через Петербург? Основной новинкой, скорее всего, стоит считать возвращение в город на Неве компании Carnival Cruises (в России ее эксклюзивно представляет «Атлантис Лайн») с уникальным маршрутом на лайнере Carnival Legend.
Судно в сезоне 2013 года меняет акваторию плавания: из Средиземноморья переходит в Северную Европу. Для этого Carnival Legend совершит длинный круиз по оригинальному маршруту из Барселоны в Лондон, по пути побывав в Монте-Карло, Марселе, Флоренции, Риме, Малаге и Лиссабоне, затем из столицы Великобритании начнет ходить по морям Северной Европы (с заходом в Петербург). Маршруты будут начинаться из Лондона, потом лайнер осуществит заходы в порты Шотландии, Ирландии и ряда других стран, а затем - посетит норвежские фьорды. В Петербурге лайнер этой компании появится впервые после 2008 года.
Компания MSC (ее интересы в России эксклюзивно представляет Pac Group) для круизного Петербурга – завсегдатай. В навигацию 2013 года она  предлагает целую палитру новых круизов по Европе с отправлением из города на Неве, продолжительностью от 8 до 22 дней на судах уровня 5 звезд: Poesia, Musica и Magnifica. Кроме ставшего хитом маршрута «Музыка фьордов и города Балтики» в этом сезоне клиенту предложат круизы «Курс на Европу», «На краю Старого Света», «Европа с Севера на Юг». Будет выполнен один 22-дневный рейс из Петербурга в Одессу с посещением более чем десятка зарубежных стран. На всех круизах MSC гарантированы наличие русской группы и услуги русскоговорящего сотрудника Pac Group на борту.
Лайнеры Costa Cruises,  главного конкурента MSC за российского туриста, в Петербурге будут довольно частым гостем: в навигацию 2013 года, по предварительным данным, суда Pasifica, Luminosa, NeoRomantica и Fortuna выполнят в город на Неве 20 судозаходов.
 
«Местечковые» проблемы
Из 25 круизных компаний, регулярно выполняющих заходы в Петербург, посадку пассажиров в нем выполняют только две - Costa и MSC. В связи с ростом спроса сесть в родном порту на круизное судно для россиян становится еще сложнее.
Проблема обусловлена политико-экономическими причинами. С прошлого года финские власти грозятся по полной программе досматривать всех пассажиров (включая иностранцев) в Хельсинки в том случае, если до столицы Финляндии посадка пассажиров осуществлялась в порту Петербурга. В результате большинство круизных компаний посадку пассажиров в Петербурге не делают. Да и MSC и Costa из города на Неве сразу же ведут свои лайнеры не в соседнюю Финляндию, а в Германию или Данию. 
Есть и внутригородские трудности, связанные с круизным туризмом. Почти все портовые мощности Петербурга по приему круизных судов находятся на Васильевском острове, и до основных достопримечательностей города (Русский музей, Пушкин, Эрмитаж и т. д.) туристов нужно доставлять на автобусах. Легко посчитать, что в пиковые летние дни для этого необходимо около 200 машин вместимостью до 50 человек. Если учесть, что «пробковая» ситуация на питерских дорогах, особенно в центре, мало отличается от московской, а летом 2013 года один из двух ближайших мостов из-за ремонта будет наполовину закрыт – положение и впрямь патовое.
«Проблема во многом могла бы быть решена при использовании внутригородского водного транспорта, - считает руководитель Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгений Зубарев. – Вполне логично пересаживать пассажиров круизных лайнеров на такой транспорт, чтобы без всяких пробок доставить их к Эрмитажу или в Петергоф». Согласен с ним и президент УК «Морской фасад» Серик Жусупов. Однако выполнять такую операцию фактически негде: речной пассажирский порт, который должен был появиться по соседству с «Морским фасадом», до сих пор существует лишь на бумаге.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72