туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Железная логика развития
ОАО «Федеральная пассажирская компания», в структуру которого входит аппарат управления и 16 филиалов, - один из лидеров транспортного рынка РФ. Доля компании в общем пассажирообороте всех видов транспорта дальнего следования во внутригосударственном сообщении составляет 58%. Ежедневно в рейс отправляются порядка 600 поездов формирования ОАО «ФПК». В 2012 году услугами компании воспользовались более 114 миллионов человек.
В настоящее время в собственности ОАО «ФПК» находятся более 23,3 тысячи вагонов, общая численность персонала компании превышает 80 тысяч человек, что сопоставимо с населением российского города средней величины.
В эксклюзивном интервью «ТБ» первый заместитель генерального директора ОАО «Федеральная пассажирская компания» ВЛАДИМИР КАЛЯПИН рассказывает о проблемах и перспективах развития железнодорожного транспорта в России, включая сферу внутреннего туризма.
Какие виды деятельности осуществляет Федеральная пассажирская компания?
Основной вид деятельности нашей компании – это, конечно, перевозка пассажиров в поездах дальнего следования во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях. Мы также занимаемся перевозкой багажа и грузобагажа в дальнем следовании, проводим техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
ОАО «ФПК» осуществляет перевозку пассажиров в 75 из 83 субъектов Российской Федерации. Нашей деятельностью мы охватываем 69% территории страны, на которых проживают 98% населения страны, или 140,4 млн человек.
ОАО «ФПК» предлагает пассажирам и международные маршруты. Из России нашими поездами можно отправиться в Нидерланды, Швейцарию, Черногорию, Сербию, Хорватию, Болгарию, Румынию, Польшу, Австрию, Италию, Монако, Словакию, Францию, Чехию, Германию, Венгрию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, на Украину, в Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Латвию, Литву, Эстонию, а также в Абхазию.
С какими результатами компания закончила 2012 год? Какова динамика основных показателей экономической деятельности?
Количество перевезенных ОАО «ФПК» пассажиров стабильно растет, не стал исключением и прошлый год. По итогам 2012 года ОАО «ФПК» достигла положительного финансового результата. Это хороший показатель в условиях неполной компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов. Чтобы удовлетворить клиентский спрос, компании приходится изыскивать резервы для оптимизации расходов и эффективно реализовывать имеющийся потенциал по увеличению доходов. Напомню, что государство регулирует тарифы на перевозки в плацкартных и общих вагонах и обязуется компенсировать разницу между реальной стоимостью поездки и ценой, по которой билет продается пассажиру.
С удовольствием отмечу, что в 2012 году деятельность нашей компании получила широкое общественное признание: ОАО «ФПК» стало лауреатом национальной премии «Компания года» по версии РБК и было удостоено международной премии «Золотая колесница» в номинации «Лидер железнодорожного транспорта».
В чем преимущество новой системы динамического ценообразования, которую вы предложили своим клиентам?
Система динамического ценообразования – отлично зарекомендовавшая себя на мировом транспортном рынке технология, в нашей стране до настоящего времени применявшаяся только авиаперевозчиками. Она выгодна как пассажиру, так и перевозчику. Путешественник может заранее спланировать свою поездку и расходы на нее, он получает возможность отправиться в путь в вагоне более высокого класса, нежели он, возможно, изначально рассчитывал. Перевозчику же такая система ценообразования позволяет более эффективно планировать объемы своей работы.
Система работает следующим образом: стоимость билетов в вагоны купе, СВ и люкс меняется, в зависимости от сезона, дней недели, спроса и количества проданных мест. В первые дни продажи, которая начинается за 45 суток до отправления поезда, стоимость проездного документа минимальна (за исключением сезонов массового спроса на перевозки и праздничных дат). По мере заполнения поезда, если спрос на него высок, тариф увеличивается. В случае низкого спроса, а также при наличии в свободной продаже на рынке более низких тарифов конкурентов, продажа по низким тарифам продолжается вплоть до даты отправления поезда.
Например, при приобретении проездного документа за 45 суток, самый дешевый билет на верхнюю полку в купейный вагон лишь на 15-20% дороже места в плацкартном вагоне. Минимальная стоимость тарифа в СВ также снижена для сокращения ценового разрыва с тарифами в купейных вагонах. До начала действия системы разница в тарифах между вагонами СВ и купе могла достигать двукратного размера.
В настоящее время система действует при формировании стоимости поезда в вагонах купе, СВ и люкс 46 поездов дальнего следования с отправлением с 1 марта 2013 года, курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Воронежем и Смоленском. В текущем году количество направлений увеличится - система будет внедрена еще в 64 поездах с отправлением с 1 июля 2013 года на направлениях Москва - Архангельск, Москва - Волгоград, Москва - Екатеринбург, Москва - Казань, Москва - Мурманск.
Каковы приоритеты ОАО «ФПК» в повышении качества обслуживания пассажиров?
Сегодня пассажир ценит скорость, комфорт и безопасность. ОАО «ФПК» стремится соответствовать требованием времени: постоянно расширяет перечень услуг, обновляет подвижной состав, предлагает новые маршруты.
В прошлом году был дан старт крупному проекту – запущена программа лояльности пассажиров поездов дальнего следования «РЖД Бонус». За каждую поездку клиенту начисляются баллы, которые можно накопить и в последствии обменять на премиальный билет. С начала работы программы ее участниками стали более 160 тысяч человек. Из них более 9 тысяч уже набрали необходимое количество баллов, дающее право на получение премиального билета.
Одним из направлений развития программы «РЖД Бонус» стала кобрендинговая карта «ВТБ24 - РЖД» Visa – наш совместный проект с банком «ВТБ 24». Держатели таких карт могут накопить премиальные баллы гораздо быстрее, просто оплачивая с помощью этих карт свои повседневные покупки.
Современный мир трудно представить без интернета, наши пассажиры тоже должны иметь возможность выхода в сеть. На сегодняшний день системами доступа к интернету уже оборудованы поезда №9/10 «Жигули» Москва - Самара, №5/6 «Лотос» Москва - Астрахань и №23/24 Москва - Париж. В течение ближайших двух месяцев планируется организовать предоставление услуги в таких поездах, как №1/2/102/103 «Премиум» Казань - Москва - Адлер, №101/102/103/104/105/106 Москва – Ярославль, №145/146 Москва - Назрань, №45/46 «Воронеж» Москва - Воронеж.
С 26 ноября 2012 года пассажиры поезда №32/31 «Лев Толстой» Москва – Хельсинки имеют возможность взять с собой в путешествие по железной дороге личный автомобиль. Специализированные вагоны-автомобилевозы включаются в состав поезда по предварительным заявкам.
Один из приоритетов нашей работы – сокращение времени нахождения в пути пассажирских поездов. Так, в рамках графика движения 2012–2013 годов организовано курсирование поездов с дневным режимом пропуска и сокращением времени в пути: №5/6 Санкт-Петербург – Петрозаводск, №23/24 Санкт-Петербург – Псков, №111/112 Москва – Смоленск. На ряде пассажирских поездов, следующих в направлении Северного Кавказа, время в пути сократилось на 1 - 5,5 часов.
В каком состоянии вагонный парк компании?
ОАО «ФПК» постоянно обновляет парк пассажирских вагонов. В прошлом году приобретено 382 новых вагона, в том числе 30 вагонов габарита RIC для международного сообщения и 21 вагон с централизованным энергоснабжением для курсирования по маршруту Москва - Ярославль, который запущен 1 февраля 2013 года.
К концу года на железной дороге можно будет увидеть совершенно новый подвижной состав – двухэтажные пассажирские вагоны. В ноябре мы ожидаем поставку 50 таких вагонов: 38 купейных, четырех СВ, четырех купейных штабных и четырех вагонов-ресторанов. Запуск в эксплуатацию планируется накануне Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Пилотным полигоном определено направление Москва – Адлер.
В 2014 году ОАО «ФПК» планирует запустить на маршруте Москва - Берлин новые поезда испанской компании Patentes Talgo S.L., что позволит значительно сократить время в пути на данном направлении.
Как совершенствуется система продаж железнодорожных билетов?
В работе железнодорожного транспорта большое значение уделяется внедрению современных информационных технологий. Сегодня активно развиваются альтернативные каналы продаж железнодорожных проездных документов. Билеты на поезда дальнего следования можно приобрести в традиционных кассах, через интернет, с помощью транзакционных терминалов самообслуживания и регистрации (ТТС и ТТР), через Единый информационно-сервисный центр ОАО «РЖД».
Через интернет можно приобрести билеты на поезда дальнего следования, курсирующие по России и СНГ, на поезда международного сообщения ОАО «ФПК», следующие по маршруту Россия – Финляндия и по трансъевропейским маршрутам Москва – Ницца и Москва – Париж.
Кстати, купив билет на поезда дальнего следования формирования ОАО «ФПК» в вагоны класса купе, люкс или СВ через интернет, пассажир сэкономит 5%. С учетом того, что стоимость проезда в вагонах «купе» и «люкс» в 2013 году была проиндексирована на 5%, интернет-пользователи могут приобрести билеты по ценам прошлого года
Доля электронных продаж ежегодно растет, сегодня она составляет более 15% от общего количества реализуемых проездных документов. В 2012 году через интернет было оформлено свыше 1,6 млн мест.
Успехом пользуется услуга электронной регистрации. В 2012 году ей воспользовались 42% пассажиров, приобретающих электронные билеты. В настоящее время услуга действует на всех поездах, курсирующих во внутрироссийском сообщении, и мы расширяем географию этого сервиса на поездах международного сообщения. Так, сервисом могут воспользоваться пассажиры, путешествующие в Латвию, Финляндию, Белоруссию, Литву, Францию.
В ноябре прошлого года мы совершили еще один технологический прорыв, предложив пассажирам услугу возврата электронных билетов на интернет-портале ОАО «РЖД». Сегодня такой вид сервиса могут предложить далеко не все транспортные операторы с мировым именем. Здесь ОАО «ФПК» встала в один ряд с такими компаниями, как немецкая DB и французская SNCF.
Каковы задачи Федеральной пассажирской компании в сфере внутреннего и въездного туризма РФ?
С принятием Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма до 2018 года, государство впервые обозначило туризм как одно из стратегических направлений развития экономики России. Учитывая огромный потенциал в развитии железнодорожных туристических перевозок в нашей стране, нами поставлена задача – сделать железнодорожный туризм одним из приоритетных направлений бизнеса.
В 2012 году, объявленном в нашей стране Годом истории, ОАО «ФПК» совместно с ООО «РЖД Тур» (дочерним обществом компании), а также во взаимодействии с крупнейшими туристическими компаниями и администрациями субъектов РФ впервые реализовало туристический проект «Пять пятниц».
В рамках проекта было организовано 11 поездов выходного дня составом 10-12 купейных вагонов в крупные культурно-исторические центры. Более 6,4 тысячи туристов совершили увлекательные путешествия по маршрутам Самара – Москва – Самара, Самара – Нижний Новгород – Самара, Самара – Пенза – Самара, Самара – Санкт-Петербург – Самара, Москва – Нижний Новгород – Москва, Москва – Великий Новгород – Москва, Челябинск – Кунгур – Челябинск, Гродеково – Владивосток – Гродеково, Новосибирск - Кондома - Новосибирск.
В этом году в рамках проекта «Пять пятниц» планируется назначить не менее 15 поездов выходного дня и реализовать свыше 6 тысяч путевок, при этом часть маршрутов будет приурочена к юбилею воцарения дома Романовых.
К сотрудничеству привлекаются компании в регионах РФ для оказания услуг по приему туристов. В 2013 году планируется запуск специальных поездов в Новгородскую область, Республику Мордовию, Тюменскую, Свердловскую и Пензенскую области, Республику Карелия, Среднее Поволжье.
Кроме того, в период проведения Универсиады (6-17 июля 2013 года) мы планируем организовать туристические поездки болельщиков с посещением соревнований.
ООО «РЖД Тур» совместно с дирекцией Универсиады разработаны программы пребывания туристов в Казани, которые предусматривают однодневное пребывание в столице Республики Татарстан: прибытие в Казань утром, посещение спортивных мероприятий и участие в экскурсионных программах в течение дня, отправление из Казани вечером.
Предварительно планируется отправление специальных туристических поездов в дни проведения Универсиады из 10 городов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Волгограда, Саратова, Перми и Кирова.
В части развития въездного туризма в 2013 году продолжена работа по увеличению объемов туристических перевозок по Транссибирской магистрали. При этом ООО «РЖД Тур» впервые выступит не только как организатор перевозок, но и как самостоятельный туроператор.
В планах - реализация проекта «Поезд «Императорская Россия» (Imperial Russia Train), приуроченного к 400-летию императорского дома семьи Романовых. В рамках проекта будет организован специальный поезд по историко-туристическому маршруту Санкт-Петербург – Москва – Казань – Екатеринбург – Тобольск – Омск – Новосибирск – Иркутск – Байкал (предварительно - в период с 26 июля по 15 августа 2013 года).
Как реализуются планы подготовки к Олимпиаде-2014 в сфере пассажирских перевозок?
В рамках подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года планируется реализация двух крупных проектов с участием ОАО «ФПК» и ООО «РЖД Тур».
Первый - участие в эстафете Олимпийского огня. Для перевозки участников эстафеты планируется организовать специальный поезд. Он отправится из Владивостока 16 ноября, проследует через всю Россию с остановками более чем в 50 городах и прибудет в Сочи 6 февраля – за день до открытия Олимпийских игр. Планируется, что поезд будет состоять из 10 вагонов: 7 купейных, 2 вагонов-ресторанов и багажного вагона.
Второй, и наиболее трудозатратный проект - перевозка клиентов Оргкомитета игр. Ожидается, что в Сочи всеми видами транспорта приедут 455 тысяч человек тремя «волнами» (примерно по 150-155 тысяч человек каждая). Из них 40% (то есть около 180 тысяч человек), воспользуются услугами железнодорожного транспорта (три «волны» по 60 тысяч человек). Все они затем поедут обратно. Таким образом, в общей сложности мы планируем перевезти около 360 тысяч человек. Для обеспечения этих объемов перевозок планируется подготовить до 3000 вагонов, включая 50 двухэтажных.
С Оргкомитетом Олимпиады также прорабатывается вопрос бесперебойной организации перевозок пассажиров поездами ОАО «ФПК» на маршруте Краснодар – Сочи – Краснодар в случае закрытия аэропорта Сочи и прибытия клиентских групп на запасной аэропорт Краснодар.
Как компания сегодня сотрудничает с представителями российского туристического бизнеса, каковы перспективы развития этого партнерства?
На данный момент ОАО «ФПК» и ООО «РЖД Тур» в рамках реализации проекта «Пять пятниц» установлено сотрудничество с местными администрациями следующих субъектов РФ: Москва, Великий Новгород, Самарская, Нижегородская, Кировская, Пензенская области и с рядом других регионов. Например, администрации Пензенской области и Великого Новгорода частично дотируют средства на продвижение региональных туристских маршрутов, таких как «Новгородское вече». По согласованию с органами исполнительной власти туристам предоставляются скидки на осмотр культурно-исторических объектов.
В рамках работы с профсоюзными организациями ООО «РЖД Тур» взаимодействует с Федерацией независимых профсоюзов России, Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, профсоюзной организацией ОАО «МГТС».
В 2013 году компания продолжает работу по развитию сотрудничества с представителями российского туристического бизнеса, а также с федеральными органами исполнительной власти, администрациями субъектов и регионов РФ в сфере совместного развития железнодорожного туризма.
Например, в рамках реализации проекта «Пять пятниц» планируется расширение географии взаимодействия с представителями региональных органов власти. Соглашения о сотрудничестве планируется подписать с администрациями и представителями туристических сообществ Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Ярославля и других регионов России.
Кроме того, предполагается расширить сотрудничество с региональными туристическими компаниями, некоммерческими, общественными и религиозными организациями, и, конечно, с администрациями соответствующих субъектов РФ в рамках организации железнодорожных туров для учащихся младших и средних классов и религиоведческих туров. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|