Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2013
« Вернуться к журналу  

Когда мы были молодыми
 
В рубрике «Профессионал» мы продолжаем серию интервью с людьми, стоявшими у истоков российского турбизнеса и вследствие разных причин оставивших эту профессию. Генеральный директор ИД «Турбизнес» ИВАН КАЛАШНИКОВ беседует с АЛЕКСЕЕМ ВЫШКВАРКО, начинавшим свою карьеру в компании «Академсервис».
 
Алексей, давай перенесемся во времени лет на двадцать назад и вспомним «зарю» российского туристического рынка. Как ты пришел в туризм, в «Академсервис»?
Меня пригласил в 1993 году Игорь Зворыкин. Мы были с ним тогда уже несколько лет знакомы, в основном по спорту, совсем немного – по бизнесу.
 
Каков был штат компании тогда? С каких направлений ты начал работу, что входило в круг твоих обязанностей?
Помимо отцов-основателей - Леонида Исаковича, Кирилла Бурого и самого Игоря Зворыкина - в компании, если не ошибаюсь, работали всего 8–10 человек, не больше. Основным видом деятельности «Академсервиса» до моего прихода был прием иностранных групп. Мне предложили создать отдел продаж и вместе с авиабилетами начать продавать турпутевки «на выезд». Тогда казалось совершенно невероятным, что поток выезжающих из России будет таким, каков он сейчас. Даже загранпаспорт был в диковинку для подавляющего большинства наших граждан. Первых туристов мы отправили на Кипр. Потом к этому направлению вполне закономерно добавилась Греция, затем – уже все Средиземноморье, Альпы и так далее.
 
Что из себя представлял туристический  рынок в начале 1990-х годов? Новые направления и проекты давались легко?
Скажу только о выездном туризме, которым я занимался. Хотя существовали «Спутник» и «Интурист», можно сказать, что рынка как такового в начале 1990-х годов в России не было. Ни знаний, ни технологий, ни специалистов. Все создавалось нами. Мы принципиально приглашали на работу только молодых ребят (да и сами были такими), не испорченных опытом «Интуриста».
Мы стали первым российским туроператором, первым туроператором «многих направлений», первыми строили всероссийскую агентскую сеть, начинали франчайзинг, когда никто даже не знал, что это такое.
Новое было все и для всех. Все было безумно интересно. Работали очень много. Легко ли? Тогда казалось, что нормально, сейчас понимаю, что тяжело. Открытий было много, но и ошибок тоже.
 
Вспоминаешь какие-нибудь забавные или интересные ситуации?
Да все было очень интересно. Забавно? Бывало и забавно. Ну, например, 1994 год. Верстаем первый каталог по Кипру. Последняя ночь, пора сдавать, все сделали, проверяем – становится ясно, что  нет достойной картинки на обложку. Все, что прислали киприоты, – скучное и бледное. Художник откуда-то из фотобанка (такого слова тогда еще, кажется, не знали) вытаскивает невероятно красивую фотографию валуна у берега в воде. Разрешение не очень хорошее, но краски невероятные! Мы его «бах!» - ставим на обложку – и в тираж. Очень довольны собой.  
С гордостью везем каталог на Кипр вместе с нашим первым фам-трипом – и первым в истории российского рынка. Такого слова до нас не знали.
Вечером на банкете открываем первую пачку каталогов, раздаем агентам. Хвастаемся перед принимающей стороной – дескать, смотрите, какая красота! Киприоты смотрят на обложку и … Ну дальше вы понимаете. Сошлись на том, что это - стилизация камня Афродиты в духе русского авангарда. Все остались довольны.
Но нет худа без добра - в дальнейшем мы очень строго проверяли происхождение всех фотографий, это стало частью технологии подготовки продукта.
 
Синонимы нынешнего туррынка: демпинг и горящие путевки. А с чем бы ты ассоциировал рынок начала–середины 1990-х годов?
Новые направления. Каждый сезон открывались курорты, маршруты, аэропорты, про которые никто не слышал еще несколько недель назад. Реально «открывался мир».
 
Старожилы рынка с ностальгией вспоминают, что рентабельность бизнеса в те годы измерялась двумя-тремя десятками процентов, а не 4–5%, как сейчас. Это так?
По всякому бывало. Мы вкладывали в развитие все, что зарабатывали. Иногда даже больше того. Строго говоря, если считать это по правилам учета, которые мы тогда плоховато знали, рентабельность бывала и отрицательной. Безо всякого демпинга, да и без особой необходимости, как теперь понимаю.
Но что совершенно очевидно, что тогда было гораздо проще начать бизнес. Практически любым делом можно было начать заниматься без стартового капитала. В том числе и турбизнесом.
 
Чем был вызван твой уход из «Академсервиса» и туристического бизнеса в целом?
После резкого падения курса рубля и кризиса 1998–1999 годов выездной туризм не давал прибыли. Акционеры «Академсервиса» посчитали, что выездной туризм не поднимется скоро, и приняли решение свернуть это направление деятельности. Оставить только прием как более надежный и выгодный. Мне не хотелось участвовать в «закапывании» того, что я много лет строил, эта печальная роль досталась одному из моих учеников (хотя он принял это как повышение). Другие ученики успешно работают в отрасли и по сей день. Ну, а сами акционеры тоже впоследствии разошлись, видимо, кризис был хорошим поводом на фоне глубокой разницы в стратегических интересах.
 
Как ты пришел в мебельный бизнес? Это ведь совсем другая сфера.
Отдохнул, поучился, поработал консультантом по управлению. Один из клиентов пригласил к себе на постоянную работу.
 
Какой карьерный путь и насколько быстро ты прошел в компании «Юнитекс»?
За пять или шесть лет от коммерческого директора торговой компании до генерального директора группы. Вывел «Юнитекс» из середнячков в лидеры отрасли. Дальше там некуда было расти.
Сейчас руковожу AOF Group. Это небольшая, но очень эффективная и уважаемая компания - специалист комплексных проектных решений и офисных  интерьеров премиум-класса.
 
Насколько пригодился опыт работы в туризме? Бытуют два прямо противоположных мнения. Одно, что туристический бизнес особенный. Другое – что бизнес-законы в любом бизнесе и ритейле примерно одинаковы. Твое мнение на этот счет?
Главный опыт туризма – нельзя отдыхать на курорте в пик сезона – к сожалению, никак не пригодился. А что касается управленческого опыта – конечно. Каждое из вышеприведенных мнений верно. Но верно отчасти.
С одной стороны, менеджмент есть менеджмент. В любом бизнесе работают люди, и практики управления в основном похожи. По большому количеству трансакций, необходимости автоматизации, турбизнес близок к ритейлу, думаю, что сейчас, в эпоху интернета, он стал еще ближе.
Однако, у туризма есть и существенное отличие – это сфера услуг. И клиенты – люди «на отдыхе». В этом большое отличие от других отраслей, где клиентами могут быть, например, другие бизнесы, то есть – люди «на работе», и даже - «процессы в работе».
А главное отличие – сами люди турбизнеса. Они особенные по уровню своей увлеченности. Прежде всего, это касается сотрудниц турагентств.  Ну, и как следствие, мужчины (их, правда, мало) - тоже другие.
 
Традиционный вопрос – ты мог бы вернуться в туризм?
Как в анекдоте: «Кушать – да. А так – нет…»? Смеюсь. Думаю, что психологически и профессионально мог бы, но считаю это маловероятным. Мне интересно то, чем я сейчас занимаюсь.
 
Какие советы ты бы дал тем, кто сейчас работает в туризме или делает первые шаги на этом поприще?
Совет? Не слушать ничьих советов и получать удовольствие. Лучше я не посоветую, а пожелаю: новичкам – новых открытий, а ветеранам и старожилам – ярких новых идей и молодецкого задора. Всем здоровья и успехов.
 
 
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Вышкварко Алексей Александрович
МЕСТО РОЖДЕНИЯ
Москва
ОБРАЗОВАНИЕ
Физический факультет МГУ им Ломоносова, кандидат физико-математических наук
КАРЬЕРА
1993-1999 – «Академсервис»
2000-2010 – «Юнитекс»
с 2011 - AOF Group
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Женат, два взрослых сына и дочь-старшеклассница
ЛЮБИМЫЙ ОТДЫХ
Прогулки по европейским столицам.
УВЛЕЧЕНИЯ
Энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72