туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Иностранцы теснят «наших»
Дефицит квалифицированного персонала ощущается во всех отраслях экономики России, сфера туризма и гостеприимства - не исключение. Парадокс в том, что при наличии большого числа незанятых дипломированных специалистов имеющиеся в практическом бизнесе вакансии подчас долго остаются незаполненными. «Уровень подготовки в системе профобразования не соответствует нашим требованиям», - однозначно заявляют практики. Однако на вопрос, какими конкретно компетенциями должны обладать выпускники и могут ли они сами участвовать в процессе подготовки «нужных» кадров, отвечают неопределенно.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
Нюансы конкуренции
По данным ведущего российского портала в области интернет-рекрутинга, компании HeadHunter, в 2012 году труднее всего соискателям сферы туризма пришлось в Петербурге: на каждую вакансию в среднем приходилось по 4,6 резюме. По этому показателю Северной столице уступила даже Москва (3,7 резюме на вакансию), а остальные города-миллионники и вовсе были не конкуренты, так как в них он колеблется от 1,4 (Воронеж) до 2,2 (Ростов-на-Дону). По объемным параметрам Москве соперников нет: если всего по России за 2012 год в туризме, гостиничном и ресторанном бизнесах было размещено чуть больше 45,4 тысячи вакансий, то на столицу из них пришлось 14,5 тысячи, на Петербург – около 5 тысяч, на Казань – почти 1,8 тысячи. В других крупных городах страны количество вакантных мест в туризме и смежных с ним областях колебалось от 500 (Новосибирск) до 1,1 тысячи (Нижний Новгород). Правда, за год общий объем вакансий в целом по стране вырос и продолжает прибавлять: по итогам февраля 2013 года (по сравнению с аналогичным периодом 2012 года) он увеличился примерно на 50%.
Но общие показатели вряд ли могут отразить всю картину. Кто чаще всего требуется? Если не брать низовой уровень (горничных, официантов и т. д.), на пике спроса – менеджеры по работе с клиентами, продажам, туризму. За эти места конкуренция еще более жесткая: в Москве, например, на одну вакансию претендуют до 12 человек. В Петербурге – около 10, в других городах – меньше. Что им обещают? Каждый третий может рассчитывать на оплату труда в размере до 30 тысяч рублей месяц. До 40 тысяч готовы платить примерно четверти специалистов, заработок до 60 тысяч обещают каждому шестому, а о больших деньгах для «линейных» специалистов речь практически не идет.
Как правило, в компаниях требуются опытные сотрудники, которые сразу готовы погрузиться в работу и характеризуются не только знаниями (английского, рынка туристических услуг и направлений), но и практическим умением, позволяющим все делать самостоятельно. А кто есть? По данным HeadHunter, среди соискателей не менее 44% составляют люди до 25 лет, которые либо вообще не обладают требуемыми компетенциями, либо только частью из них. Например, 22% всех кандидатов на места в сфере туризма не знают английского, 45% владеют языком лишь на базовом уровне.
Вывод простой: если учесть наличие серьезной конкуренции, количественно нам уже давно специалистов (в том числе и с дипломами) хватает. Значит, дело в их качестве.
Перемена мест слагаемых
Изменения есть, но по большей части пока они происходят лишь на организационном уровне: кардинальных перемен в качестве обучения специалистов по туризму, несмотря на наличие новых программ и стандартов, все еще не наблюдается.
Проблему уже изучили вдоль и поперек, регулярно обсуждая ее на разных уровнях – а воз и ныне там. Что, к примеру, в последнее время серьезно изменилось в системе подготовки туристических кадров на Северо-Западе России? В целом она функционирует примерно так же, ежегодно выдавая «на гора» не менее двух тысяч специалистов. С тем же качеством. Самая значимая перемена – вхождение крупных «производителей» персонала для туризма в состав вновь образованного Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ). В августе прошлого года были объединены знаменитый питерский экономический вуз «Финэк» и ИНЖЭКОН, а 29 декабря к ним присоединился и Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ). Полностью структура нового СПбГЭУ будет сформирована к 15 мая 2013 года, когда решатся все имущественные вопросы. Два последних вуза как раз и являются одними из основных поставщиков молодых специалистов на рынок туристического и гостиничного труда.
Ректор нового вуза Игорь Максимцев не скрывает, что главная цель объединения – повысить качество образования. Он уже заявил, что через 8–10 лет количество студентов в СПбГЭУ сократится более чем вдвое и составит 25–30 тысяч человек вместо 70 тысяч, которые обучаются сейчас. На первых порах учебные заведения будут существовать под своими брендами - все поступившие до 2013 года станут учиться по прежним программам, а вот дипломы получат уже от имени СПбГЭУ.
«Сейчас идет напряженная работа с той целью, чтобы к осени этого года выработать единые для всего университета программы, по которым в дальнейшем и будет вестись обучение, – подчеркивает Игорь Максимцев. – У входящих в него учебных подразделений сохранится специализация: одно станет готовить экономистов и управленцев общего профиля, другое – с акцентом на отдельные виды бизнеса, третье сосредоточится на сферах услуг и туризма». Ректор уверен, что со временем новый вуз сможет готовить качественный персонал (в том числе для туризма) не только для России, но и выйти на международный рынок. «У нас есть все предпосылки для того, чтобы заниматься экспортом образовательных услуг хотя бы в пределах СНГ», - считает Игорь Максимцев.
Образовательная экспансия
Пока отечественная образовательная система решает, как и сколько нужно готовить кадров для туризма, на российский рынок уже выходят зарубежные школы, выпускники которых в представлении не нуждаются: они востребованы по всему миру.
Характерный пример – открытие в 2012 году в Петербурге филиала одного из наиболее известных в Европе учебных заведений, швейцарской школы Swissam. Как заявил ее основатель Вальтер Шпалтенштайн, выбор Петербурга обоснован наличием у города большого туристического потенциала, который обеспечивает высокую потребность в персонале: «В мою школу в Швейцарии ежегодно приезжали по 50–60 студентов из России, теперь они могут учиться на родине: мы сохранили все стандарты, и поэтому качество образования будет соответствовать самому высокому международному уровню».
В отличие от российских учебных заведений, ведущих подготовку по направлениям «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм» и «Гостиничное дело», Swissam сосредоточила усилия на обучении менеджменту в индустрии гостеприимства (процесс контролирует швейцарский институт IMI) и еще двух программах (по подготовке шеф-поваров и управляющих ресторанами, которые поддерживает американский Institute of Culinary Education). Кроме двух базовых курсов (обучение длится три года), школа предлагает и семинары для профессионалов, занимающихся организацией разных видов отдыха.
У Вальтера Шпалтенштайна сомнений в успехе Swissam нет. В создание школы, которую он открыл совместно с холдингом Food Retail Group (сеть «Две палочки»), инвестировано около $3 млн, в конце 2012 года в нее набрано 80 студентов (при стоимости обучения до 6 тысяч евро в год). Пока она может выдавать только дипломы IMI и ICE, но процесс получения российской госаккредитации идет.
Директор филиала Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин не исключает, что вслед за Swissam придут другие участники зарубежного образовательного рынка. Многое будет зависеть от того, как скоро им удастся получить возможность выдачи дипломов российского образца и снизить в стоимости обучения. Не секрет, что часть желающих получить «корочки» все равно предпочтет учиться в наших вузах: в них образование пусть не такое престижное, но вдвое дешевле. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|