туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Если едешь на Кавказ
Несмотря на регулярную появляющуюся негативную информацию в СМИ, турпоток на Западный Кавказ растет из года в год. Регион привлекает гостей широким выбором объектов размещения, хорошими возможностями для оздоровительного и активного отдыха. По мнению экспертов, этим летом турпоток наэтом направлении может вырасти на 10%.
ТЕКСТ СЕРГЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ
«Кавказский турпродукт настолько разнообразен, что сложно себе представить ситуацию, когда потенциальный турист не найдет себе программу в соответствии со своими пристрастиями и финансовыми возможностями», - говорит генеральный директор компании «Криптон» Владимир Журбенко. Здесь множество отелей разного уровня, можно найти размещение по цене от 200 до 20 тысяч рублей в сутки на человека.
Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин приводит любопытную статистику по среднему возрасту туристов, посещающих Кавказ. В Краснодарском крае в 2012 году средний возраст отдыхающих составляет 33,9 года, в Кисловодске - 49,5 года, в Красной Поляне - 26,2 года. Люди постарше едут лечиться, молодежь - кататься на лыжах, туристы с детьми - полежать на пляже.
Лучшие месяцы для отдыха на Черноморском побережье и на курортах Кавминвод - май, июнь и сентябрь. Хотя, как отмечают в компании «Криптон», сентябрь и октябрь при полном климатическом комфорте, обилии фруктов, снижении цен, а также оптимальных условиях для проведения оздоровительных и санаторных программ, из года в год все же показывают снижение турпотока. «Это чисто российский парадокс: осенью дешевле и комфортнее, но мы все равно поедем в июле – августе, так принято», - рассказывает Владимир Журбенко.
Заместитель директора компании «Роза Ветров» Ирина Глазкова отмечает, что, если говорить о сложных «горных» маршрутах, то их целевая аудитория – люди подготовленные. Они самостоятельно организуют для себя программы путешествия. Стандартные экскурсионные маршруты, носящие характер приятной прогулки, предлагаются отдыхающим небольшими местными компаниями на курортах как «сопутствующий товар». При этом все туры, связанные с горными маршрутами, носят четко выраженный сезонный характер. Это обусловлено спецификой климата, невозможностью пройти тот или иной маршрут в данное время года. По сути, сезон для них длится с конца мая по октябрь.
Самые популярные
Традиционным спросом у россиян пользуются такие черноморские города и курорты, как Анапа, Геленджик, Дивноморское, Лермонтово, Новомихайловский, Большой Сочи (Адлер, Лазаревское). Лыжники едут в Красную Поляну. В регионе Кавказских Минеральных Вод основные потоки туристов направлены в Пятигорск, Железноводск, Кисловодск. Наиболее популярными горными курортами Кавказа считаются Архыз, Домбай и Приэльбрусье. Здесь много возможностей для организации различных по сложности маршрутов. «Цена таких туров, на наш взгляд, достаточно высока. Например, трехдневный тур в Домбай с экскурсионной программой, проживанием и питанием обойдется не менее, чем в 10 тысяч рублей. А если включить сюда билеты и трансфер от Минеральных Вод, то выйдет весьма приличная сумма», - рассказывает Ирина Глазкова.
По оценке руководителя отдела России и стран СНГ турфирмы «Нева» Елены Бородай, в летний период времени больше всего туристов интересует Черноморское побережье и лечение в санаториях Кавказских Минеральных Вод.
Трудности направления
До основных курортов Кавказа из Москвы сегодня можно добраться поездом и самолетом. Главные «точки входа» - аэропорты Анапы, Краснодара, Сочи, Минеральных Вод. Поездом можно добраться как до указанных городов, так и до Туапсе, Лазаревского, Кисловодска, Нальчика. Из Санкт-Петербурга до Минеральных Вод можно долететь из Пулкова, а также доехать поездом «Санкт-Петербург - Кисловодск» и «Санкт-Петербург - Махачкала» с Московского вокзала. Как отмечают ведущие операторы, проблема заключается в том, что цены на железнодорожные и авиационные билеты для граждан, путешествующих по территории РФ, зачастую превышают расценки на авиаперелеты в страны дальнего зарубежья. «Налицо чистая демагогия о развитии собственных курортов на фоне повышения цен на билеты. Мы, конечно, понимаем авиаперевозчиков, понимаем «РЖД», все работаем в надежде на прибыль. Но уже не смешно, когда отдельные рейсы в Нью-Йорк стоят дешевле перелета в Анапу. Неоправданно завышенная стоимость железнодорожных билетов также откровенно губит наши курорты», - полагает Владимир Журбенко.
С этим мнением согласен Сергей Ромашкин. По его оценке, сегодня турист тратит более 50% своих средств на то, чтобы добраться до курорта, хотя такие расходы не должны превышать 20-25% от общей стоимости поездки. «Решения нами не раз предлагались, но они требуют государственного участия: отмена НДС на внутренние авиаперевозки, дотирование перелетов для некоторых категорий туристов или регионов, возврат лоукостеров на эти направления, ограничение тарифов авиакомпаний и «РЖД». Транспорт - двигатель туризма», - полагает Сергей Ромашкин.
В последние годы компания «Дельфин» отмечает заметное увеличение числа туристских прибытий на личных автомобилях в Анапу и Геленджик. Вероятно, высокая стоимость проезда поездом и самолетом будет и дальше способствовать росту числа автотуристов.
Новинки сезона
В этом году компания «Криптон» значительно расширила спектр предложений по курорту Кавказских Минеральных Вод. На сегодняшний день в ее ассортименте более 50 объектов размещения на любой вкус и кошелек. Можно приобрести тур с лечением, просто поехать отдыхать или отправиться в «релакс-тур» с эксклюзивными спа-процедурами.
Компания «Дельфин» увеличила число предлагаемых объектов размещения в Краснодарском Крае. В ее ассортименте появились новые дома отдыха, гостиницы, пансионаты, санатории - от эконом-класса до VIP. Например, только открывшийся в Анапе отель «Довиль». «Также мы добавили новый круиз по Черному морю с возможностью отправления из Одессы, Севастополя, Анапы, Сочи, Феодосии, Ялты. Мы считаем, что это – незаслуженно забытая классика черноморского туризма и рады ее представить снова», - рассказывает Сергей Ромашкин.
Интересную новинку сезона разработал «Северо-Кавказский Горный клуб». Это межрегиональный тур, который по праву может претендовать на звание нового национального маршрута России. Он проходит через несколько регионов Северного Кавказа, населенных разными народами, у каждого - свои обычаи и культурные традиции. Маршрут протянулся от Эльбруса до Казбека вдоль Скалистого хребта, он проложен по самым высокогорным дорогам России и ранее был доступен только местным жителям и редким туристам-индивидуалам. Путешественники увидят живописные ущелья и долины, ледники и водопады, святилище Реком, древние селения Эльтюбю и Камунту, старинные крепости, башни и таинственные Города мертвых. Туристы передвигаются на автомобилях Toyota Land Cruiser-76, специально подготовленных к преодолению сложных маршрутов.
Турфима «Нева» впервые предложила своим клиентам активные туры на Домбай и в Приэльбрусье. «Проанализировав аналогичные предложения и повышенный интерес среди наших туристов к другим регионам — Алтаю, Сибири, Крыму, мы надеемся, что эта новинка также будет пользоваться спросом», - говорит Елена Бородай.
Олимпиада и туризм
По оценке специалистов турфирм, предстоящая Олимпиада в Сочи в целом позитивно сказывается на развитии туризма в регионе. «Парадоксально, но на фоне масштабного строительства (особенно в Адлере), мы отмечаем стабильный рост турпотока - порядка 15%. Вероятно, мы наблюдаем структурные изменения спроса и, скорее всего, прощаемся с традиционно «санаторно–курортным» представлением о регионе. Конечно, санатории Кавминвод держат марку и будут ее развивать, оставаясь «бастионами» курортологии. Но с изменением инфраструктуры мы получаем совершенно иной облик курорта со средними общемировыми ценами, трендами, модными объектами размещения, ночными клубами, рейвами и прочими особенностями «Нью-Сочинской ривьеры», - полагает Владимир Журбенко. Естественно, изменится возрастной и социальный состав туристов. Экономичный отдых будет сдвигаться на периферию. Это естественный процесс. Вероятно, рынок увидит изменения в составе клиентуры, повысятся требования к качеству размещения. Вполне возможно, что наконец-то сократится дисбаланс между ценами «как в Европе» и уровнем обслуживания «как всегда».
По мнению Сергея Ромашкина, сейчас накопился огромный отложенный спрос на Сочи и город вызывает достаточно оживленный интерес. Олимпиада может благотворно сказаться на развитии туризма в данном регионе после 2014 года. Полным ходом идет развитие инфраструктуры. Уже функционирует новый аэропорт, построены транспортные развязки от аэропорта до Сочи. Это облегчает дорожную ситуацию и позволяет туристам быстрее добираться до места отдыха. Появится ряд новых отелей и гостиниц различного уровня, а, значит, у туристов будет более широкий выбор средств размещения. Важно, что Олимпиада позволит раскрыть потенциал региона не только как летнего, но и круглогодичного курорта, что, несомненно, скажется на увеличении турпотока, как в Сочи, так и в остальные города Черноморского побережья.
В то же время, как отмечают специалисты «Невы», курорты Краснодарского края нигде не дают рекламу, чтобы вызвать интерес туристов к посещению своих курортов. Во всех СМИ проходят статьи о том, что Сочи — это огромная олимпийская стройка. Это снижает интерес туристов к направлению.
По оценкам компании «Криптон», в этом сезоне рост продаж составит не менее 10%. При этом структура турпотока, возрастной и социальный состав туристов останутся пока без изменений. Компания «Дельфин» в своих прогнозах опирается на данные социологических опросов, которые позволяют говорить о вероятном увеличении турпотока на уровне 10%. Собственные продажи оператора за первые 5 месяцев 2013 года также выросли на 9-10%. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|