туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Никто не останется на обочине К 1 июля 2015 года все гостиницы в городах, принимающих Чемпионат мира по футболу в 2018 году, должны пройти обязательную классификацию и подтвердить свою категорию. Требование введено законом «О подготовке и проведении в РФ Чемпионата мира по футболу», который подписан президентом 8 июня. Объекты размещения Москвы уже проходят добровольную классификацию. О ее особенностях и о том, что предстоит сделать для присвоения «звезд» всем отелям, в интервью «ТБ» рассказал заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы ГЕОРГИЙ МОХОВ.
БЕСЕДОВАЛА АННА ЮРЬЕВА
Сколько гостиниц Москвы уже прошли добровольную классификацию? Сейчас в Москве классифицированы 22 гостиницы, все они очень разные. Например, подтвердила свой статус пятизвездная гостиница Mamaison All-Suites Spa Hotel Pokrovka - небольшой роскошный отель в самом центре города, работающий под международным брендом. Есть в списке прошедших классификацию комплекс гостиниц в Измайлово, некоторые из которых получили категорию 4 звезды. Есть двухзвездные отели, такие как «Саяны» на Ярославском шоссе, два корпуса гостиницы «Золотой колос», «Бизнес-Турист».
Каковы причины, по которым гостиницы решают пройти эту процедуру? Мотивация у всех разная. Кто-то входит в эту систему для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность, выделить себя среди аналогичных объектов размещения, как правило, расположенных поблизости либо в одном клиентском сегменте. Нередко гостиницы классифицируются, чтобы повысить свою категорию. Для этого они прилагают достаточно серьезные усилия. Даже для получения категорий 2 или 3 звезды нужно соответствовать определенным параметрам. Если система предусматривает обязательное наличие многокомнатных номеров, значит, нужно переоборудовать номера, чтобы появился как минимум двухкомнатный вариант размещения. Если указано, что нужно кондиционировать все номера, значит, нужно потратить немалые средства на кондиционирование. Для отелей это определенный шаг вперед, они тратят деньги на переоборудование и переходят, к примеру, из категории 2 звезды в категорию 3 звезды, указывают это в системах бронирования, в своей рекламе, соответственно меняют тарифы. Таким образом, это не просто формальность: невозможно получить категорию, если отель не соответствует установленным требованиям.
В списке прошедших добровольную классификацию отелей почти нет представителей крупных международных сетей. На ваш взгляд, почему они, обладая собственными высокими стандартами качества, не спешат пройти процедуру классификации? Основной смысл любых процедур, определяющих категорию, - стать более привлекательным в глазах потребителей. Безусловно, ценность и узнаваемость международного бренда для потребителя сейчас выше по значимости, чем национальные системы классификации, о которых многие туристы даже не знают. Выбирая размещение из перечня брендов, клиент уже ориентируется на определенные стандарты: если он приезжает в «Хилтон», то предполагает, что это пятизвездный отель с одинаковым уровнем сервиса во всех странах мира. Если он приезжает в «Холидей Инн», или «Азимут», гость не ожидает от него таких параметров, как в «Хилтоне». Но в то же время он знает, что у этих отелей также высокие стандарты сети, но в другом сегменте. Узнаваемость бренда сейчас играет важную роль на рынке гостиничных услуг. При выборе отеля клиенты часто ориентируются на «брендовую» категорийность, а не на национальные системы классификации. Тем не менее, если мы посмотрим на сайты систем бронирования, там даже сетевые отели всегда указывают свою категорию по числу звезд, чтобы унифицировать все отели бренда в глазах туриста.
В скором времени классификация для всех столичных гостиниц станет обязательной. Будет ли это проблемой для представителей международных операторов? Когда гостиницы начинают входить в национальные системы классификации, им необходимо подстраиваться под эти системы. У национальных систем есть параметры, отличные от тех, которых придерживаются отели в рамках сетевых требований. Различия могут быть незначительными: наличие халата и тапочек в номере, наличие кофе-машины и т.д. До тех пор пока классификация отелей является добровольной, это во многом вопрос самоопределения и мотивации. В том случае, когда классификация становится обязательной, стандарты сети начинают подстраиваться под национальные требования. В России, в тех городах, которые принимают чемпионат мира по футболу, с 1 июля 2015 года требования государственной системы классификации средств размещения становятся обязательными. Согласно требованиям закона, нельзя будет осуществлять гостиничную деятельность, не получив категорию в соответствии с этой системой. Данное положение включено в закон о проведении чемпионата мира по футболу - это требование ФИФА. Объекты размещения на территории субъекта федерации, принимающего мероприятия чемпионата, должны иметь категорию, установленную государством. Это требование связано с общим подходом к стандартам гостеприимства. Его цель - не вводить в заблуждение потребителей, то есть гостей чемпионата и его участников, относительно категории гостиниц. Во всех городах страны, где проходит чемпионат, должны быть равно комфортные условия, установленные системой классификации. Это непростая задача, в том числе и для Москвы. Ведь 1 июля 2015 года это не срок начала всех процедур, а, по существу, срок их окончания, все отели должны быть уже классифицированы. У нас остается не так много времени. Притом что сама система классификации требует доработки. Сейчас она находится в разработке в департаменте туризма Министерства культуры РФ. Этим занимается специальная рабочая группа. В группе работают представители бизнеса, гостиничных ассоциаций, малых гостиниц и хостелов.
Какие проблемы существующей системы классификации предстоит решить этой группе? Никаких принципиальных изменений, на мой взгляд, в систему вносить не нужно, ее необходимо совершенствовать. У экспертов, которые работают в области классификации, за время ее применения накопились вопросы: они касаются требований к номерам, услугам и т.п. Не могу сказать, что есть колоссальные «ляпы», которые полностью дискредитируют саму систему, тем не менее она требует доработки. Система классификации должна максимально безболезненно и просто позволять гостинице получить категорию, никоим образом не ущемляя права отелей. Нужно, чтобы никто не остался за бортом. Мы будем совершенствовать систему классификации, чтобы даже самые маленькие и специфические объекты размещения: капсульные отели, хостелы, гостиницы на воде, имели возможность пройти классификацию с минимальными сложностями. Если, конечно, они соответствуют требованиям по безопасности, санитарии и качеству услуг.
Нуждается в изменениях система аккредитации организаций, которые занимаются классификацией? Есть необходимость в государственной структуре, которая будет присваивать гостиницам «звезды»? Я считаю, и буду эту позицию отстаивать, что классификацию должно осуществлять непосредственно государство. Это должна быть государственная услуга, которая напрямую предоставляется органами власти, без посредничества аккредитованных организаций, но с привлечением компетентных экспертов, которые проводят экспертизу, с выдачей свидетельства непосредственно отраслевыми органами власти в субъектах федерации. Сейчас у нас опосредованная система классификации. Ее проводят аккредитованные организации, которым предоставили соответствующие полномочия. Нет механизмов отзыва права на классификацию, прекращения деятельности недобросовестной организации, пересмотра категории гостиниц, если вдруг выясняется, что она была завышена. Иными словами, нет никаких механизмов воздействия на результаты деятельности аккредитованных органов. Пока жалоб на работу аккредитованных организаций нет. То есть не было каких-то вопиющих фактов, когда условному отелю 2 звезды присвоили 4. Но нужно учитывать и то, что классификация была добровольной. И мотивации для каких-либо фальсификаций не было. Я не говорю сейчас про Москву, скорее это риски регионов, где не так много экспертов, которые могли бы заниматься классификацией. Таких специалистов не становится больше: это достаточно хлопотный и сложный вид деятельности, требующий постоянных разъездов. В масштабах страны это серьезная проблема. Тем не менее она решаема, никакой катастрофы нет. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|