Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2013
« Вернуться к журналу  

Идут в фарватере


Не менее двух десятков регионов России делают ставку на развитие разных направлений водного туризма. В некоторых из них речь пока идет только о перспективных планах, в других уже началась их реализация.

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

 

Морские ворота

В сфере морского круизного туризма компанию Петербургу скоро составит Сочи: в нем будет полностью введен в эксплуатацию новый портовый комплекс, способный принимать пассажирские суда длиной до 300 метров. Как подчеркнул руководитель направления круизных перевозок ОАО «Морской торговый порт Сочи» Александр Белкин, до начала реконструкции этот объект был способен принимать только 30–35 судов среднего размера с общей численностью пассажиров до 25 тысяч человек в год.

 

«После завершения реконструкции в декабре 2013 года мы сможем одновременно принимать два крупных лайнера и пассажирский паром, – заявил Александр Белкин. – Пропускная способность нового терминала составит 1,2 тысячи пассажиров в час. В перспективе новый круизный порт в Сочи будет способен принимать свыше 200 судозаходов в год, обслуживая до 400 тысяч пассажиров».

 

В Сочи появятся не только причалы для круизных лайнеров, но и полный комплекс объектов для обслуживания гостей, прибывающих морем, включая даже большой выставочный комплекс. Особенностью круизного пассажирского порта Сочи станет и то, что с апреля 2014 года (т. е. после завершения Олимпиады) он будет работать как базовый. Именно в таком качестве он рассматривается при организации круизного маршрута по Черному морю для жителей России и стран СНГ, впервые проведенного после более чем 20-летнего перерыва в июне 2013 года петербургской компанией «Экспо-Тур» на лайнере «Адриана». Разрабатывается его расписание на 2014 год. В качестве базового рассматривает сочинский порт при организации своих средиземноморских круизов и московская компания «Метрополис».

 

Окно в Балтику

В числе регионов, наиболее активно занимающихся развитием разных видов водного туризма, особое место благодаря своему географическому положению занимает Калининградская область.

 

«С точки зрения условий для развития водных видов туризма наш регион в России выгодно отличается от многих других, - уверена Марина Агеева, министр по туризму Калининградской области. - Свыше 4 тысяч рек с общей протяженностью более 12 тысяч км, десятки озер, уникальные заливы: Куршский, Калининградский. Сказывается и близость к Европе: морские и водные пути нашей области уже входят как составляющие в международные маршруты E60, Е70 и Е41».

 

В регионе зарегистрировано около 730 морских прогулочных судов и свыше тысячи маломерных, которые могут использоваться для туристических целей: количество последних в ближайшем будущем вырастет до 3,5–4 тысяч. Однако и по численности судов, и по уровню развития инфраструктуры для их обслуживания регион пока сильно отстает от ближайших соседей: по статистике, в Литве на 3,5 млн населения имеется свыше 12 тысяч маломерных судов и более 100 гаваней и стоянок, в Польше только в прилегающей к области части – около 60 тысяч таких судов.

 

Водный туризм в самых разных его проявлениях для области особенно перспективен. С учетом этого здесь имеется целый ряд проектов, направленных на его развитие. «Наиболее крупный их них – реконструкция порта в Пионерском: этот объект должен стать ядром кластера водного туризма в Калининградской области, – говорит Марина Агеева.

 

В целом, по оценке экспертов, в Калининградской области необходимо наличие двух яхтенных портов класса А (федерального значения), восьми портов – класса В и девяти – класса С (соответственно регионального и муниципального значения). Кроме того, нужны четыре базы класса D (для техобслуживания и хранения), а также 21 гребная база класса Е и места установки причалов.

 

В числе проектов, которые намечены к реализации, можно назвать такие, как «Марина Калининград» - это сразу три стоянки для морских и речных яхт, лодок и катеров. Данный объект, к примеру, вполне может служить для приема болельщиков, которые прибудут в город на своих судах на чемпионат мира по футболу 2018 года. «Яхтенный порт», входящий в «Марина Калининград», будет способен принять 100–120 яхт. Запланированы реконструкция или строительство портовых мощностей в Краснофлотске (там будет и пункт пропуска), Балтийске, Светлом, на реке Тростянка и в других местах. «С проектом развития комплекса на реке Тростянка, у которого уже есть инвестор и где в начале лета открыт пункт пропуска, мы намерены войти и в ФЦП по развитию въездного и внутреннего туризма: надеемся, что уже через 2 года он будет реализован», – подчеркивает министр по туризму Калининградской области.

 

Речные артерии

Заметно продвинулись в развитии инфраструктуры водного туризма в Тверской области. В настоящее время в этом регионе имеется пять причалов для речных круизных судов, четыре марины и 10 яхт-клубов, еще 20 причалов для яхт и катеров действуют при базах отдыха и отелях. Причем шесть клубов, марина и 8 причалов появились за последние пять лет. «Мы давно сделали акцент на развитии водного туризма, - подчеркивает Александра Ильина, начальник Управления туризма и внешних связей Министерства экономического развития Тверской области. – В начале июня у нас принят региональный закон «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков и туристско-рекреационных парков».

 

Серьезное внимание водному туризму уделяют не только в европейской части России, но и далеко за Уралом. В частности, в Хабаровском крае в рамках реализации региональной программы развития въездного и внутреннего туризма (общий объем ее финансирования – 2,7 млрд рублей, из которых 2 млрд – частные инвестиции) планируется реализовать проект по созданию круизного кластера «Остров Большой Уссурийский – Шантары». «Для реализации проекта предполагается строительство современного круизного судна, обустройство и строительство социальной, транспортной и береговой инфраструктуры, развитие яхтенного туризма, – заявил Виталий Селюков, начальник Управления по туризму Министерства культуры Хабаровского края. – Скорее всего, будут разработаны и новые круизные маршруты от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре с последующей организацией круизов вдоль морского побережья до Шантарского архипелага, расположенного в южной части Охотского моря».

 

Эксперты, отвечающие за развитие водных видов туризма в регионах России, говорят о целом ряде проблем. И не только тех, которые относятся к законодательству или инвестициям. Нередко речь идет о чрезвычайно высоких портовых сборах (например, в портах Архангельской области они в 3–4 раза выше, чем в Мурманске или Петербурге) или сложной процедуре выделения земельных участков, предназначенных для развития береговой инфраструктуры.   

 

Якорная цепь

В качестве основных причин, тормозящих развитие водных видов туризма в России, можно выделить следующие. Первая – неудовлетворительное состояние инфраструктуры, обслуживающей суда. Особенно это касается маломерного флота: если речные круизные лайнеры, например, могут достаточно долго быть автономными, то яхтам и катерам без берега долго не обойтись. Характерный пример: несмотря на то, что еще в мае 2012 года в России создали законодательные условия для захода в ее внутренние воды иностранных маломерных судов, за прошлый год такой возможностью воспользовались всего  22 иностранные яхты.

 

«Все они столкнулись с одними и теми же проблемами: отсутствием мест отдыха на берегу, заправок и ремонтных пунктов», – констатирует глава Ростуризма Александр Радьков. Его мнение разделяют и на местах. «Уже сейчас в области имеется 10 мест, где теоретически могут принимать яхты, однако подчас там нет даже элементарных вещей в виде подвода воды», – говорит Марина Агеева.

 

Вторая причина - отсутствие соответствующего потребностям федерального финансирования программ на содержание водных путей, что ведет к невозможности использования части из них. Рек и озер в России вроде бы очень много, но значительная часть из них «непроходима» не только из-за обмеления или других природных причин, но и из-за того, что там нет элементарных навигационных знаков, а карта соответствующего профиля – вообще большая редкость. А без их наличия незнакомому с профилем дна и «подводными камнями» конкретной реки судоводителю не позавидуешь.  

 

Во многих регионах ребром ставят вопрос о необходимости строительства достаточного числа пунктов пропуска, которые могли бы обеспечивать весь необходимый спектр услуг по пограничному, таможенному и прочим видам контроля. «В начале июня у нас открылся первый и пока единственный в регионе речной пункт пропуска, предназначенный для госконтроля по оформлению яхт и спортивных судов, – рассказывает Марина Агеева. – Это для нас большой шаг, который открывает серьезные перспективы в развитии водного туризма в регионе».

 

Однако большинству российских областей, краев и республик, этот и другие шаги по части морского круизного, речного, яхтенного и прочих видов водного туризма еще только предстоит сделать. 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72