туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Деньги притягивают деньги Одни говорят: «Дайте нам деньги – и мы сделаем все, чтобы туристы к нам поехали». Вторые уверены, что заниматься развитием туризма должны исключительно предприниматели – на свой страх и риск. В это время третьи молча работают, создавая такие условия, при которых инвестиции, как государственные, так и частные, рекой текут в регионы, превращая местный туризм во вполне доходную отрасль экономики.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
Многое может изменить реализуемая в сфере въездного и внутреннего туризма федеральная целевая программа - объем ее финансирования достигает 19 млрд рублей. Однако весь ее смысл состоит в том, чтобы побудить регионы и действующий там бизнес вкладывать деньги в становление отрасли параллельно с государством. Федеральный центр берет на себя лишь частичное финансирование крупных инфраструктурных проектов, на основе которых на местах с помощью своих и предпринимательских денег должны «вырастить» туристические кластеры. Как выглядит сейчас картина инвестиций в туризм?
Помощь «сверху» Для начала оценим, сколько средств получат регионы в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Согласно приказу Ростуризма, опубликованному в конце августа, на эти цели в 2013 году из федерального бюджета пойдет 2,24 млрд рублей. Однако средства распределят неравномерно. Так, туристический кластер «Псковский» стал самым «дорогим»: на строительство инфраструктуры во Пскове в этом году планируется потратить более 400 млн рублей. Сравнимые с этой суммой средства получат такие уже формирующиеся туристические кластеры, как «Золотое кольцо» в Ярославской области (310 млн рублей), «Плёс» в Ивановской (290 млн) и «Елец» в Липецкой (210 млн) областях, а также «Белокуриха» в Алтайском крае (180 млн), «Подлеморье» в Бурятии (170 млн) и «Рязанский» (150 млн рублей). Остальным регионам - всего в этом приказе их перечислено 23 - денег досталось гораздо меньше. Так, Краснодарский край получит в этом году 50 млн рублей, а республика Саха (Якутия), Костромская, Вологодская, Астраханская и Нижегородская области – лишь по 10 млн. Башкортостан, Ростовская область и Ставропольский край хотя и упомянуты в списке получателей инвестиций со стороны федерального бюджета, в этом году денег не получат – напротив них в графе объема средств в приказе стоит прочерк. А о других российских территориях речи в ФЦП пока и вовсе нет.
Сами с усами Однако и в тех регионах, куда деньги из центра пока не идут, есть отличные примеры грамотного развития туризма на основе внушительных инвестиций. Яркий пример - Калужская область. Один из самых маленьких по площади и населению регионов РФ демонстрирует отличные результаты в сфере туризма: в 2012 году турпоток в область практически сравнялся с количеством жителей, достигнув почти 1 млн человек (в соседней Смоленской области, к примеру, 225 тысяч человек). Калужская область очень привлекательна для инвесторов: по словам ее губернатора Анатолия Артамонова, за прошлый год она получила более 53 млрд рублей инвестиций, из которых 24 млрд - иностранные. Наряду с автомобильным и фармацевтическим кластерами Калуга активно развивает и туризм. «Дело не в природно-климатических условиях, а в наличии инициативы и степени развития предпринимательства», - считает глава области. Если в 2011 году вложения в развитие туриндустрии в Калужской области составили только 320 млн рублей, то в 2016 году они превысят 1,59 млрд. Общая же сумма инвестиций на пятилетку туризма удивляет размерами – свыше 5,55 млрд рублей. Планы здесь по-настоящему амбициозные. Турпоток, по сравнению с 2009 годом, собираются увеличить в 3,7 раза, количество мест в отелях - в 5 раз. При этом Анатолий Артамонов уверен, что кластерный подход вполне годится и для туризма, а развивать отрасль надо на основе широкого частно-государственного партнерства. Калужская программа развития отрасли это подтверждает: в ней, в отличие от многих других, в деталях расписано участие всех сторон. В том числе и финансовое, поскольку по каждому году, вплоть до 2016 года, есть конкретные цифры инвестиций как со стороны федерального и областного бюджетов, так и внебюджетных источников. Пропорции примерно следующие: на каждый областной бюджетный рубль приходится 2 федеральных и 5–6 предпринимательских. С учетом объема инвестиций и активности местных властей амбициозные задачи в сфере туризма, которые здесь ставят (к 2016 году турпоток, включая экскурсантов, намерены увеличить до 2,4 млн человек в год, а количество сельских объектов размещения – со 132 в 2009 году до 752), не кажутся невыполнимыми. Стараются в меру возможностей развивать туризм и других регионах РФ. Решившая делать акцент на экотуризме Республика Коми, по словам заместителя министра экономразвития Ольги Конаковой, в ближайшие годы будет ежегодно вкладывать в поддержку отрасли из бюджета около 35 млн рублей. Это только малая толика общего объема инвестиций: самые крупные местные проекты, такие как «Финно-угорский этнокультурный парк» и санаторий «Серегово», тянут на 2 млрд рублей каждый. В первом, расположенном в старинном селе Ыб, уже сейчас имеется вся нужная инфраструктура, конгресс-холл на 600 мест и гостиница на 50 мест, проводится масса мероприятий для детей и взрослых. Во второй очереди предусмотрено строительство центра научно-технического творчества и медиацентра, аквапарка с гостиницей на 100 мест, хостела на 120 мест и ряда других объектов. Объем инвестиций может достигать $12 млн. Благодаря им здесь намерены увеличить пропускную способность комплекса с нынешних 60 до 250 тысяч посетителей в год. «Есть якорные проекты, которые бизнес сейчас потянуть не в состоянии, – уверен глава Республики Коми Вячеслав Гайзер. – «Финноугория» и «Серегово» - как раз из них. Конечно, мы постараемся войти в ФЦП, но даже без участия в ней все равно будем вкладываться в такие проекты, делая акцент на обустройстве инфраструктуры».
Под лежачий камень… На фоне успехов одних регионов РФ в других ситуация с привлечением инвестиций в сферу туризма выглядит далеко не блестяще. Не исключением стала и Северная столица России. Если говорить о бюджетных деньгах, то, согласно принятой в 2011 году программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на ближайшие 5 лет (до 2016 года), на ее реализацию в «кармане» города заложено 898 млн рублей – примерно на 100 млн меньше, чем было потрачено на предыдущую «пятилетку» туризма. То есть в Калужской области с ее миллионом туристов и экскурсантов – 737 млн, а в Петербурге с его возможностями и 6 млн туристов – 898 млн. По всей вероятности, туристические власти города на Неве не очень торопятся вкладываться ни в его в его продвижение, ни в развитие инфраструктуры. На этом фоне явно «тормозят» и инфраструктурные проекты в гостиничной сфере Петербурга. По данным АРИН, если в кризисном 2009 году в Петербурге были введены в строй 1404 новых гостиничных номера, в 2011 году – 1060, в 2012 году – около 900, то в первой половине 2013 года в Северной столице не открылось ни одного крупного отеля. Это явно говорит о том, что и частные инвесторы предпочитают вкладывать деньги куда угодно, но не в сферу туризма. Если учесть, что за последнее время туристические власти Петербурга не предложили ничего нового и для развития отрасли, каких-либо решительных перемен ожидать не приходится. Вывод? В тех регионах страны, где есть инициатива «снизу», работают настоящие профессионалы и не ждут денежного дождя «сверху», туризм действительно развивается. А там, где деньги только «осваивают» и постоянно просят еще, туризм развивается по принципу «день прошел – и ладно». |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|