Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №15, Ноябрь 2013
« Вернуться к журналу  

Любить значит действовать


Участники состоявшегося в Санкт-Петербурге Международного культурно-туристического форума уверены: если федеральные власти будут с той же активностью организационно и финансово поддерживать в стране познавательный туризм, долго ждать положительных результатов не придется.

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ 

 

«Такой богатой культуры, как у России, нет больше ни у одного государства в мире, и мы обязаны использовать этот потенциал в полной мере», - подчеркнула, открывая пленарное заседание форума в Петербурге, заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. «У вашей страны есть уникальные возможности для его развития: такого разнообразного и хорошо сохранившегося культурно-исторического наследия нет, пожалуй, больше ни у кого, - согласился с ней эксперт ВТО ООН в области культурного наследия Йонс Куиперс. – И сейчас есть возможность сделать в этом отношении настоящий рывок».

 

Практически никто из собравшихся в залах Таврического дворца Петербурга - в форуме участвовали свыше 400 специалистов из 63 регионов России и почти десятка зарубежных стран – в потенциале отрасли не сомневается. «В музеях и других объектах культуры в Центральной России и иных регионах страны есть чем удивить посетителя,  - уверена Наталья Сомова, директор Департамента культуры Брянской области. – Нет особых проблем и с размещением гостей. А вот дорога до них в большинстве случаев оказывается значительно дороже, чем сама программа».

 

«Сейчас очень важно, чтобы образовательный, в частности, туризм, пришел в усадьбы, - считает Екатерина Толстая, директор Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». – Пока он затрагивает лишь небольшую часть детей, живущих неподалеку, а ведь его потенциал огромен».

 

Эти и другие мнения говорят о том, что есть насущная потребность «увязать» отдельные объекты показа, которые в изобилии разбросаны по всем российским городам и весям, в масштабные туристские маршруты, которые были бы способны конкурировать с Золотым кольцом. В Петербурге такие мегамаршруты были презентованы.

 

Сквозь времена

«Безусловно, радует уже тот факт, что и на федеральном уровне, и в регионах власти начали серьезную работу в отношении объединения интересов туризма и культуры, - считает директор Российского этнографического музея Владимир Грусман. – Вполне вероятно, что вхождение в туристские маршруты поможет нам сохранить богатое наследие». Екатерина Толстая уверена, что создание больших межрегиональных туристских маршрутов – отличный шанс вдохнуть в объекты культуры новую жизнь: «Ведь усадьбы – не только история, которая интересна многим. Сейчас многие из них находятся в печальном состоянии, но если новые маршруты заработают, это даст возможность восстанавливать и развивать их».

 

Кроме таких масштабных маршрутов, в рамках Международного культурно-туристического форума презентовали и меньшие. В частности, речь идет о создании межрегионального культурно-познавательного проекта «Узоры городов России» (в него входят 7 регионов центра страны), а также о маршрутах, ориентированных на школьников.

 

По экспертным оценкам, ближе всего к реализации находятся «Серебряное ожерелье России» (охватывает Северо-Запад страны) и «Русские усадьбы» (Центральный регион): в их случае необходимо отладить логистику маршрутов, чтобы увязать отдельные элементы. По оценке Аллы Маниловой, реально запустить проект «Серебряное ожерелье», который на начальном этапе охватит Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области (с началом в Старой Ладоге) и пройдет по наиболее интересным историко-культурным местам Северо-Запада РФ, удастся только в 2015 году.

 

Однако игра стоит свеч: к 2018 году турпоток только в Старую Ладогу может превысить 76 тысяч человек в год, а доходы туротрасли – 900 млн рублей. Вместе с тем ни логистическая, ни финансовая сторона маршрутов пока точно не определены (особенно это касается «Великого Шелкового пути»): все они находятся на стадии разработки и еще предстоит пройти долгий путь к превращению идеи в готовый коммерческий продукт.

 

По мнению Аллы Маниловой, каждый из проектов может реализовываться поэтапно: «Не стоит ждать, когда заработает весь огромный маршрут «Великого Шелкового пути» - его отдельные сегменты могут вводиться друг за другом».

 

Главная тема

Дискуссионная часть двухдневного форума оказалась насыщена до предела, а центральной темой стало культурно-познавательное направление внутреннего туризма. В его рамках состоялся ряд круглых столов - по школьному туризму, проблемам развития внутренного туризма и гостиничного бизнеса, а также несколько секционных заседаний, посвященных опыту создания региональных и межрегиональных культурно-познавательных маршрутов, брендированию территорий и инновационным методам работы учреждений культуры.

 

Каждый из выступающих в дискуссии старался делать акцент на общих для отрасли проблемах, однако большая часть уверена: без действенной помощи государства поднять культурно-познавательный туризм в стране будет крайне сложно, поскольку он напрямую связан с логистикой больших расстояний.

 

По мнению Ольги Яриловой, директора Департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ, здесь вполне может подойти тактика «малых шагов». «Если этот вид туризма будет развит на уровне отдельных регионов, затем объединять территории едиными маршрутами станет куда проще», - уверена она. Поэтому каждому из регионов рекомендовано начать работу незамедлительно. Особый акцент был сделан на появлении в России единого «Национального календаря событий».

 

Подводя итоги работы Международного культурно-туристического форума, Алла Манилова отметила, что теперь их предстоит перевести на язык историко-культурных и туристских проектов, которые будут интересны туристам в России и за рубежом. А сам форум, по ее словам, станет ежегодным.

 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72