туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Недостатки – продолжение достоинств По экспертным оценкам, основными проблемами, мешающими развитию туризма за Уралом, остаются неразвитость инфраструктуры и плохая логистика, которые усугубляются географическими и управленческими особенностями входящих в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа территорий.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
«Проблема Сибири - наши просторы, - уверена Наталья Лисовская, советник мэра Томска по развитию туризма. - Нужно «сжимать» сибирское пространство и формировать единые турпродукты». Именно с этой целью она предложила многоуровневую программу, которая легла в основу межрегионального проекта «Внутренний и въездной туризм Сибири и Дальнего Востока». Такие проекты, как «Обь-Енисейский водный путь» с уникальным экологическим и историческим наполнением, «Малое Золотое кольцо Сибири» (туристический маршрут, объединяющий 14 старинных сибирских городов) или «Восточное кольцо России» (маршрут от Байкала до гейзеров Камчатки), вполне могут помочь в решении задачи «сжать» зауральское пространство.
«Восточное кольцо России» - трансграничный проект, включающий набор эксклюзивных предложений от каждого региона. «Это единый бренд, под которым мы будем совместно продвигать туристический потенциал на зарубежном и российском рынках, - говорит председатель Координационного совета по туризму Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье», министр по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Екатерина Кормилицына. - Сейчас стоит задача сделать этот продукт привлекательным и конкурентоспособным по цене, поскольку вопрос транспортных расходов играет ключевую роль».
«Попытки перетягивать туристов, заманивая тем, что у кого-то лучше, интереснее, самобытнее - неконструктивны, – считает руководитель Республики Хакасия Виктор Зимин. - Намного перспективнее, пользуясь нашим соседством, выйти к потенциальному туристу с совместным турпродуктом».
Громадье планов Недостатка в крупных туристических проектах ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке нет. Объем предполагаемых инвестиций тоже по-сибирски весом. В перечне представленных на сайте Ростуризма инвестиционных проектов в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах их более шестидесяти. На Урале в передовиках Свердловская область (4 крупных инвестпроекта), в Сибири – Республика Алтай, Забайкальский и Алтайский края (5,6 и 13 проектов соответственно), на Дальнем Востоке в явных лидерах Хабаровский и Приморский края (6 и 18 проектов).
Сами округа и входящие в них субъекты сильно отличаются по стремлению развивать туризм. Весь Дальневосточный федеральный округ представил инвестпроектов в сфере туризма на 37,4 млрд рублей, Уральский – на 10,8 млрд рублей, Сибирский – на 123,1 млрд рублей. Не случайно в этом году два сибирских туристических кластера («Белокуриха» в Алтайском крае и «Подлеморье» в Бурятии) вошли в программу финансирования по линии Ростуризма (180 и 170 млн рублей соответственно) в рамках профильной ФЦП.
Планы у сибиряков масштабные. «Белокуриха» и еще один проект Алтайского края, автотуристский кластер «Золотые ворота» (общая стоимость строительства обоих превышает 8,4 млрд рублей, из которых финансирование из внебюджетных источников – около 5,8 млрд)- это увеличение турпотока до 350 тысяч человек в год, создание 4 тысяч мест в объектах размещения и 3 тысяч новых рабочих мест. «Подлеморье» (объем инвестиций – около 5,4 млрд, внебюджетные источники – 3,76 млрд) обещает увеличить турпоток до 450 тысяч человек, создать 1,4 тысячи мест в объектах размещения и 2,5 тысячи рабочих мест.
Есть крупные проекты и в других регионах Сибири и Дальнего Востока. В Республике Алтай – проект туристско-рекреационного кластера «Манжерок» (общая стоимость – 294 млн рублей, из которых 190 млн – внебюджетные средства), в Якутии – сходный по финансовым параметрам кластер «Северная мозаика», в Туве на создание туристического кластера (в том числе на строительство этнотуристического комплекса «Алдын-Булак», лечебно-оздоровительного на озере Дус-Холь и гостинично-развлекательного в Кызыле) намерены в ближайшие годы потратить 181 млн рублей (123 млн – внебюджетные средства).
С 2013 года инвестиционный проект «Манжерок» включен в профильную ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма: ему уже выделено 13 млн рублей. Полностью его планируют завершить к 2018 году. Кроме объектов размещения и сервисных центров, здесь построят 32 горнолыжные трассы различных категорий сложности общей протяженностью около 60 км с системами искусственного оснежения, кресельными и бугельными подъемниками.
Запрограммировали Хватает за Уралом и соответствующих программ развития туризма. Причем в большинстве случаев в них присутствует своя «изюминка». В Хабаровском крае, по словам начальника краевого управления по туризму Виталия Селюкова, в период до 2020 года появятся 4 туристско-рекреационных кластера, особый акцент будет сделан на развитии национального парка «Анюйский» и речных круизах по Амуру.
В Амурской области к 2025 году туризм должен войти в четверку крупнейших отраслей экономики. Министр туризма и внешнеэкономических связей области Игорь Горевой уверен, что через 10 лет Приамурье сможет принимать до миллиона туристов в год. «Наша стратегическая задача - сделать туризм одной из основных отраслей экономики, по доле ВРП сопоставимой с развитыми странами, – говорит он. - Это 6–8%, тогда как сейчас - 0,7–0,8%. В деньгах речь идет о годовом обороте в 30–40 млрд рублей к 2025 году вместо 1,5 млрд в прошлом году».
Камчатка намерена делать акцент на экологическом, экстремальном и круизном туризме. Сахалин потратит на развитие туризма в ближайшие 5 лет 1,4 млрд рублей. Приморье к 2017 году увеличит турпоток в 5,6 и поступления в бюджет от туризма - в 4,9 раза. Здесь на первый план выходит деловой туризм: возможности для этого у Владивостока отличные. Имеются амбициозные планы по части туризма и у Бурятии: пока ее ежегодно посещают около 500 тысяч туристов, но уже к 2016 году республика планирует принимать до 1,8 млн человек — в том числе и благодаря появлению турзоны «Байкальская гавань», первые частные отели которой откроются следующей весной.
То взлет, то посадка А как же две основные проблемы зауральского туризма? С дорогой в широком смысле этого слова все по-прежнему не очень: за исключением программы субсидирования полетов, кардинальных перемен в этом направлении незаметно. Но первые результаты в сфере авиаперевозки уже появились. В «Томск-Авиа», по словам генерального директора авиакомпании Виктора Мерьенкина, с начала работы программы по конец сентября 2013 года, из Новосибирска было выполнено 225 рейсов на самолетах Ан-24 и Cessna 208B в Кемерово, Новокузнецк, Барнаул и т. д., перевезено свыше 3,8 тысячи пассажиров. Особенно хороши результаты на маршрутах в Абакан (в августе перевезено более 800 пассажиров) и в Кызыл (свыше тысячи человек). На других рейсах успехи не так велики.
Но добираться в Сибирь и на Дальний Восток из Европы по-прежнему долго и дорого. Поэтому наиболее перспективные для них зарубежные туристические рынки – Япония, Южная Корея и особенно Китай. В 2012 году в Приморском крае побывало 52,3 тысячи китайских туристов, в Амурской области – 38,2 тысячи, в то время как в Петербурге их насчитали лишь чуть больше 10 тысяч. Перспективен и внутренний туризм из соседних регионов.
Что касается инфраструктуры, то тут дела идут лучше. В Новосибирске ситуация на гостиничном рынке существенно изменилась: в последние годы здесь появилось около десятка новых бизнес-отелей и вдвое больше мини-гостиниц уровня 3 звезды. Сейчас городу не хватает разве что сетевых международных брендов. Впрочем, в конце этого года должен открыться отель под управлением Marriott (он в Новосибирске будет первым отелем уровня 5 звезд), продолжается строительство Domina Hotel Novosibirsk и Park Inn by Radisson.
В Иркутске первенцем процесса официальной сертификации услуг выступила гостиница «Империя» (3*), отель Sayen подтвердил статус 4*. В скором времени появится новый отель и на территории курорта «Гора Соболиная» в Иркутской области: первая очередь на 60 номеров уровня 3* откроется в конце 2013 года в рамках проекта, который реализует компания «Гранд Байкал». В целом она намерена вложить в курорт 1,3 млрд рублей.
Хотя и не без труда, двигается дело и у Hyatt Hotels Corporation во Владивостоке, где она планировала построить отели Hyatt Regency Vladivostok - Golden Horn и Hyatt Vladivostok Burny еще в 2012 году к саммиту АТЭС. Недавно стало известно, что реальные сроки открытия этих отелей общей емкостью около 450 номеров вновь передвинуты на 6 и 8 месяцев вперед, но оператор объявил о намерении набирать в них персонал. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|