Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №15, Ноябрь 2013
« Вернуться к журналу  

В Москву на уроки и на каникулы


Москва войдет в федеральный перечень приоритетных направлений для детского туризма. Такое заявление на состоявшейся в столице межрегиональной конференции по развитию школьно-образовательного туризма сделала заместитель директора департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ Эльмира Хаймурзина.

 

ТЕКСТ АННА ЮРЬЕВА

 

По статистике, ежегодно столицу посещают более миллиона детей, школьные экскурсионные туры в Москву – один из наиболее популярных туристических продуктов в стране. Кроме того, это один из наиболее важных турпродуктов.  В идеале каждый школьник России хотя бы раз за период своего обучения должен побывать в столице своей страны. Чтобы это стало возможным, туроператоры постоянно работают над совершенствованием программ, изменяя их продолжительность и наполнение. Посещение двух столиц для ряда категорий школьников дотируется государством. Так, по словам Эльмиры Хаймурзиной, в предстоящем году 18 тысяч детей из регионов побывают в Москве и Санкт-Петербурге за счет средств федерального бюджета.

 

Столичный формат

Помимо стандартных каникулярных туров на рынке представлены непродолжительные туры, вполне доступные по цене. Как рассказала заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Ирина Руденко, стоимость 3-дневного пребывания в Москве в составе группы с проживанием в отеле, питанием и тремя экскурсиями начинается от 6000 рублей.

 

Чтобы решить проблемы сезонности и не привязывать поездки в столицу только к школьным каникулам, были разработаны туры, которые позволяют в интерактивной форме осваивать школьную программу. В процессе осмотра музеев и достопримечательностей школьники могут получить те же знания, что  и на занятиях по литературе, физике и истории, однако такие уроки будут наглядны и надолго запомнятся.

 

Этот проект под названием «Московские уроки» был разработан созданным осенью 2011 года объединением туроператоров «Мостурпул». В него входят компании «Анкор», «Интерс», «Интурист», «Роза ветров».

 

«Сейчас наиболее востребованы три вида школьных туров в Москву: «Московские каникулы», «Московские уроки» и «Московские уроки +». Все они разработаны как для средней, так и для старшей школы, а также для учащихся учреждений среднего специального образования», - рассказывает генеральный директор компании «Интерс» Татьяна Козловская.

 

Продолжительность поездки может варьироваться от двух дней до недели, все зависит от того, из какого региона приезжает группа. Если она едет издалека, то для такой группы будет актуальным программа «Московские уроки+», которая, помимо осмотра столичных музеев и достопримечательностей, подразумевает выезд из города. Это может быть поездка в один из городов Золотого кольца, в Ясную Поляну и т.д.

 

Преимущество программы «Московские уроки» заключается в том, что ее можно проводить в течение всего года. Программы туров составлены таким образом, что информация, которую получают дети, связана со школьной программой. «Мы тесно сотрудничаем с музеями, сейчас в них работают отделы музейной педагогики, которые составляют интересные интерактивные программы. Формат школьных экскурсий меняется, ведь детям неинтересно просто слушать рассказ гида и смотреть по сторонам, им надо все потрогать самим, в этом смысле очень хорошо, что появляются такие проекты, как музей занимательных наук «Экспериментариум», где все можно и нужно трогать руками», - поясняет Татьяна Козловская.

 

По словам пресс-секретаря «НТК Интурист» Виктории Лопуховой, экскурсионные туры остаются самым популярным форматом детско-юношеских туров в Москву. Однако появляются и другие виды поездок. «Сейчас компания «НТК Интурист» стала возрождать немного подзабытые экскурсионно-познавательные туры в Москву для выпускников из регионов с посещением самых популярных столичных вузов. Ребята встречаются с преподавателями, задают интересующие вопросы, общаются со студентами, узнают о программах и условиях поступления. Причем дневную программу мы совмещаем с посещением театров или различных выставок. В ближайшее время ждем абитуриентов из Геленджика», - отмечает эксперт.

 

Культура размещения

По общему наблюдению опрошенных туроператоров, число приезжающих на экскурсии в Москву школьников растет. «Судя по динамике наших продаж, количество заявок увеличивается. И в этом большая заслуга столичного комитета по туризму, ведь последнее время идет масштабное продвижение столицы, в том числе и в регионах», - делится своими наблюдениями Виктория Лопухова.

 

По ее словам, средняя численность групп составляет 20–30 человек: «Как правило, приезжают гости сравнительно издалека. Нашими постоянными клиентами являются туристы из Оренбурга, Белгорода, Ульяновска, Сургута. Причем это не сборные группы, а, как правило, ученики одного класса или школы».

 

«В этом году благодаря масштабной рекламной кампании увеличилось количество поездок школьных групп в Москву», - подтверждает начальник экскурсионного отдела компании «Роза ветров» Елена Чистякова. По ее словам, компания работает со всеми регионами России, а численность групп варьируется от 10 до 50 человек.

Наиболее популярный объект размещения для школьных групп – гостиничный комплекс «Измайлово». С ним работают все опрошенные операторы. «Мы работаем с несколькими гостиницами, чаще всего – с ГК «Измайлово» и «Космос». К тому же у них очень лояльная политика в отношении школьных групп. Вообще, найти в Москве гостиницу с бюджетным размещением сейчас не проблема», - убеждена Виктория Лопухова.

 

Базовые гостиницы для групп школьников компании «Роза ветров» - «Турист», «Космос», «Измайлово». «Мы предлагаем комфортабельное размещение - номера с удобствами в номере, по очень хорошим ценам, которые нам предоставляют гостиницы. Пока проблем с размещением нет, но в связи с увеличением  турпотока, думаю, что скоро могут быть проблемы с наличием мест в гостиницах в каникулы», - отмечает Елена Чистякова.

 

Компания «Интерс» тоже, как правило, размещает школьные группы в отелях «Измайлово». «В выходные дни проблем с местами нет, иногда возникают проблемы по будням, поскольку Москва - все-таки деловая столица. Приходится как-то эту проблему решать, но мы в любом случае всегда выбираем 2–3- местные номера с удобствами. Никаких общежитий с удобствами на этаже, поскольку мы придерживаемся той точки зрения, что понятие культура включает в себя и культуру путешествий, и культуру размещения», - говорит Татьяна Козловская.

 

Музейный бум

Как отмечают представители туркомпаний, трудностей с размещением школьных групп почти не возникает. Однако ряд привычных для московской индустрии гостеприимства проблем по-прежнему остро стоит и для детско-юношеского туризма.

 

Как отмечает Виктория Лопухова, в целом туры в Москву - не дешевое развлечение: «Цены билетов в музеи, проживание, питание, проезд, плюс оплата медицинского работника, который в обязательном порядке должен сопровождать группу – все это удорожает поездку в разы». Кроме того, по-прежнему, остро стоит вопрос с парковкой автобусов в центре города.

 

Одной из трудностей при организации школьных экскурсий в столицу Елена Чистякова называет перегруженность музеев, которые не могут принять всех желающих, особенно в каникулы. «Наиболее популярные музеи - Кремль, Третьяковская галерея, Мосфильм, Планетарий, «Экспериментаниум». Если вовремя не забронировать экскурсии, попасть в эти музеи невозможно, только по входным билетам, без экскурсии. Некоторые музеи отказываются от проведения экскурсий в период каникул, например Дарвиновский музей. Все нужно бронировать заранее, причем тогда, когда еще нет четкого графика групп», - говорит эксперт. Есть трудности со стоянками автобусов, ощущается недостаток общественных туалетов, а также недорогих столовых в центре города.

 

Татьяна Козловская отмечает нехватку экскурсоводов, особенно таких, которые специализируются на работе с детьми: «Тем более что в зависимости от возраста, к детям нужен разный подход, необходимо готовить экскурсоводов для детей и подростков, потому что сейчас остались только те, кто обучался еще в советское время». Перегруженность музеев Татьяна Козловская во многом связывает именно с нехваткой квалифицированных экскурсоводов.

 

Кроме того, она говорит о недостатках в ценообразовании на групповые билеты в музеи: «Стоимость билетов в музей для школьных групп должна формироваться аналогично со стоимостью турпакета, когда на 10 детей приходится 1 взрослый сопровождающий, который проходит бесплатно. Иначе из-за разницы в стоимости детского и взрослого билетов получается абсурд: стоимость взрослого билета компенсируется за счет детей, увеличивая цену тура».

 

Все более очевидна необходимость расширить период, когда дети массово едут в столицу. «Чтобы дети могли спокойно все посмотреть, а не толкаться в очередях, необходимо не ограничиваться школьными каникулами, тем более что теперь поездки могут быть увязаны со школьной программой. Решение о поездке куда-либо во время уроков принимает директор школы, регламентируют этот процесс ведомства, управляющие образованием. Необходимо, чтобы школьникам давались разрешения на такие поездки, - говорит Татьяна Козловская. - В последнее время в плане развития детско-юношеского туризма с туроператорами активно сотрудничает Комитет по туризму Москвы. Чиновники ведомства создают специальные программы и путеводители для школьников, делают многое другое. Мы, туроператоры, понимаем, что работаем с комитетом в одном направлении, а этого не было уже много лет».


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72