Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №2, Февраль 2008
« Вернуться к журналу  

Человек и аэропорт

Очередной ежегодный рейтинг ведущих воздушных гаваней планеты авторитетного американского бизнес-издания Travel Air породил сенсацию: вторым в мире по уровню обслуживания пассажиров, удобству, дизайну и эргономике неожиданно для многих оказался аэропорт Бен-Гурион. А в категории «Безопасность» он вполне предсказуемо и законно занял первое место.

70 лет в строю
Названный по имени первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона (занимал этот пост в 1949-1953 и 1955-1963 годах), аэропорт находится в 15 километрах к юго-востоку от Тель-Авива, рядом с городом Лод. Построили его еще в 1930-е годы на территории подмандатной Палестины, управляемой британскими колониальными властями. Работы начались в 1935 году, через два года сдали в эксплуатацию четыре ВПП по 800 метров длиной и 100 метров шириной. До этого здесь, на площадке из прессованного щебня, садились только легкие двухмоторные самолеты Dragon Rapid египетской авиакомпании Misrair: они летели из Каира и использовали палестинский аэродром «подскока» для дозаправки и дальнейших перелетов в Никосию, Бейрут и Багдад.
С появлением в 1937 году асфальтированных ВПП палестинский аэропорт (вплоть до 1973 года его называли аэропорт Лод) смог принимать более тяжелые машины: голландская KLM стала использовать его как транзитный перевалочный пункт на маршрутах из Западной Европы в Индонезию, польская LOT открыла маршрут Варшава - Тель-Авив, самолеты Czech Аirline стали летать в Палестину из Праги через Италию. Впрочем, главным стратегическим маршрутом вскоре стал Лондон - Бомбей, на котором British Imperial Airways стала эксплуатировать широкофюзеляжные самолеты Hannibal и Atlanta. Любопытно, что ангары для этих воздушных судов строили с разрешения заправил Третьего Рейха немецкие инженеры: они до сих используются для стоянки и ремонта «боингов» израильской El Al.
Во время Второй мировой войны аэропорт Лод играл важную стратегическую роль, став базой для переброски боевых эскадрилий в Европу из Австралии и США. К концу 1945 года он вновь стал использоваться для нужд гражданской авиации, на следующий год самолеты DC-4 проложили в Тель-Авив регулярный маршрут из США.
После образования в 1948 году Государства Израиль и отъезда британских специалистов аэропорт Лод довольно быстро (с 24 ноября 1948 года) возобновил свою деятельность и уже за первый год независимости принял и отправил 40 тыс. пассажиров. В 1950 году авиакомпания Arkia начала выполнять отсюда внутренние рейсы в Эйлат, Хайфу и Маханаим. Зимой 1952 года завершили реконструкцию пассажирского терминала, который увеличился на 36 тыс. кв. метров, и главной ВПП, которую удлинили до 2400 метров. В результате ежемесячная пропускная способность терминала достигла 100 тыс. человек.
В 1953 году на базе аэропорта Лод был учрежден Правительственный институт по ремонту авиатехники «Бедек», который в начале 1960-х поменял свое название на Корпорация «Израильские авиационные отрасли» (Israel Aircraft Industries). В октябре 1955 года самолеты Constellation авиакомпании El Al стали летать из Лода в Найроби и Йоханнесбург.

Прощай, старина Лод
Эру реактивных лайнеров в аэропорту в апреле 1960 года открыл маршрут BEA из Лондона через Афины. Первые трансатлантические рейсы (Нью-Йорк - Тель-Авив) стала выполнять El Al с января 1961 года, используя воздушные суда Boeing-707. К середине 1960-х годов из аэропорта Лод выполняли регулярные международные перевозки 14 крупных авиакомпаний. Обслуживание полетов внутри страны полностью перевели на аэродром Дов Хоз на северной окраине Тель-Авива.
После арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года количество международных рейсов в Лод резко возросло. Спустя длительное время возобновилось и сообщение со странами Восточной Европы: первые рейсы в Бухарест начала выполнять румынская Tarom. В аэропорту вновь появились и внутренние рейсы, для пассажиров которых построили специальный терминал. В ходе арабо-израильской войны 1973 года аэропорт сыграл важнейшую стратегическую роль, принимая один за другим большие американские транспортные самолеты Giant C-54 и C-141 с военной техникой, снаряжением и боеприпасами.
В декабре 1973 года умер Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля. Решением правительства аэропорт Лод переименовали в его честь. В 1977 году кнессет учредил Израильское агентство по управлению аэропортами (Israel Airports Authority), после чего Бен-Гурион и другие воздушные терминалы страны стали подчиняться ему, а не министерству транспорта.
В 1980-е годы стали заметно расти объемы международных пассажирских авиаперевозок: в аэропорту Бен-Гурион вновь реконструировали терминал, построили новую контрольную башню, модернизировали систему радарного наблюдения. В июле 1986 года вышла почтовая марка, посвященная 50-летнему юбилею воздушной гавани. В начале 1990-х годов стала набирать мощь волна иммиграции евреев из Советского Союза: для их приема открыли «Зал абсорбции», с октября 1991 года в Бен-Гурион стали выполняться прямые регулярные рейсы с территории СССР.
В январе 1994 года правительство Ицхака Рабина приняло решение построить в Бен-Гурионе терминал №3, призванный «доставить израильскую гражданскую авиацию в XXI век». Правда, первый камень в основании нового терминала удалось заложить только в октябре 1998 года, зато еще через шесть лет, 28 октября 2004 года, терминал наконец вошел в строй и стал основой современного аэропортового комплекса, который в 2007 году удостоился высокого международного признания.

Самый дружелюбный
В прошлом году международный пассажирооборот аэропорта Бен-Гурион достиг отметки 9,22 млн человек. Это самый большой показатель за последние шесть лет, хотя рекорд 2000 года – 9,9 млн человек – так и не был перекрыт. Внутренними рейсами в 2006 году перевезены 577 тыс. человек.
В декабре Бен-Гурион занял в рейтинге Международного совета аэропортов Airport Council International первое место среди 40 крупнейших воздушных гаваней Европы и восьмое – среди 77 ведущих аэропортов планеты как «самый дружелюбный для пользователей».
Терминал №1 до ввода в строй терминала №3 обслуживал пассажиров международных рейсов. Теперь он прошел реконструкцию и переключился на внутренние маршруты. Вынашиваются планы превратить его в круглосуточный хаб для европейских чартерных рейсов. В феврале прошлого года также объявлено об ассигновании $4,3 млн на строительство нового VIP-крыла для нужд частной деловой авиации (за последние два года объемы перевозок в этом секторе выросли на 46,2%).
До 20 февраля 2007 года терминал №2 обслуживал внутренние рейсы: теперь эти функции взял на себя терминал №1. Терминал №2 собирались снести, но передумали. Сейчас его перестраивают под нужды бюджетной авиации. Пассажиры будут проходить здесь паспортный и таможенный контроль, а на шопинг отправляться в магазины дьюти-фри, расположенные в терминале №3.
Терминал №3, превратившийся в «визитную карточку» Бен-Гуриона, построен по проекту международных архитектурных бюро Black and Veatch, Skidmore и Owings and Merrill с участием Моше Садфи, Рама Карми и других израильских специалистов. Проект обошелся в $1 млрд. Общая планировка соответствует современным европейским и североамериканским стандартам, а «местный колорит» создают две синагоги и молельная комната для мусульман, есть беспроводной интернет по всему зданию, три зала ожидания для VIP-пассажиров. Объявлено о планах строительства на территории терминала отеля на 120 мест.
Пропускная способность терминала – 10 млн пассажиров в год. Эта цифра может быть увеличена до 16 млн человек, что потребует строительства двух дополнительных ВПП. И это уже предел: городские кварталы подступают к самым границам Бен-Гуриона, и, если спрос на услуги международного терминала превысит цифру в 16 млн пассажиров в год, придется строить новый аэропорт в совсем другом месте.
 «Хитрый» терминал №4 построен еще в 1999 году, но официально он до сих пор так и не открыт. Одно время его использовали как своего рода карантинную зону для приема пассажиров из стран Азии во время вспышки эпидемии «птичьего гриппа». Другая его специализация – «похоронное бюро»: сюда доставляют гробы с телами израильских граждан, погибших за рубежом.
У Бен-Гуриона есть также два грузовых терминала: Agrexco выделен исключительно под перевозки экспортной сельхозпродукции, Maman - для всех остальных товаров. Самая длинная ВПП Бен-Гуриона протянулась почти на 3700 метров, она способна принять любой, самый крупный и тяжеловесный современный авиалайнер.

Как добраться:
Поезда компании Israel Railways отправляются с нижнего уровня терминала №3 в Тель-Авив и на север страны. Проезд до Тель-Авива занимает 15 минут и стоит 12 новых шекелей (около $2,8). Еще одна ветка протянута в Лод, откуда можно пересесть на поезда южного направления, отправляющиеся в Беэр-Шева, Иерусалим и Ашдод. Строится также прямая линия на Иерусалим, ее введут в строй в 2012 году.
Аэропорт обслуживают многочисленные автобусные междугородние маршруты, а также специальная «челночная» экспресс-линия в Тель-Авив. Другая «челночная» служба, от компании Egged (маркированы цифрой 5), занимается перевозкой пассажиров от одного терминала к другому, а также в промышленный парк Airport City, откуда берут начало регулярные маршруты других автобусов компании Egged.
Удачно расположенный по ходу «хайвэя №1» Тель-Авив - Иерусалим, аэропорт Бен-Гурион на сегодняшний день имеет 11,2 тыс. мест для парковки автомобилей на короткие и длинные сроки. Зона долгосрочной парковки тянется на несколько километров вдаль от терминалов, ее обслуживает специальный бесплатный автобусный маршрут.

Сергей СВИСТУНОВ

*
Аэропорт Бен-Гурион – один из крупнейших работодателей страны: на его территории трудятся около 10 тыс. специалистов самых разных профессий.

**
Служба безопасности Бен-Гуриона считается лучшей в мире. За 70 лет своего существования аэропорт неоднократно подвергался атакам террористов, но преступники ни разу не смогли захватить самолет, отправляющийся с его ВПП.  

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72