Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Декабрь 2013
« Вернуться к журналу  

Работа в «ручном режиме»


ДМИТРИЙ АМУНЦ стал заместителем главы Ростуризма в январе 2013 года. На этом посту в течение девяти месяцев курировал международную сферу деятельности ведомства. В сентябре он был назначен ответственным за направление внутреннего туризма и государственных целевых программ. О проблемах и новых подходах к развитию внутреннего туризма в России – в эксклюзивном интервью «Турбизнесу».

 

БЕСЕДОВАЛА АННА БИРЮКОВА

 

Дмитрий Михайлович, кабинет министров назвал федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» неэффективной. Как вы считаете, есть ли у программы будущее?

Действительно, по итогам 6 месяцев 2013 года были определенные проблемы, связанные с реализацией субъектами Российской Федерации ФЦП, что было вызвано проблемами с прохождением государственной экспертизы, вернее, необходимостью подтверждения сметной стоимости объектов, финансируемых с использованием средств федерального бюджета. Мы практически в «ручном режиме» занимались этим вопросом вместе с коллегами из регионов. По состоянию на текущий момент никаких опасений нет.

Я уверен - ни у кого не вызывает сомнений то, что эта программа нужна. ФЦП развития внутреннего и въездного туризма построена на принципе государственно-частного партнерства. Федерация берет на себя создание транспортной инфраструктуры, подведение тепла, электроснабжения и т.д. Объекты же туристско-рекреационного или автокластера создаются на средства  инвесторов. Это наглядный пример государственно-частного партнерства, когда государство создает необходимые условия, обеспечивая благоприятное развитие тому или иному проекту, реализуемому за счет частных инвестиций.

Кроме того, данная программа и такой подход к развитию туризма является мощным стимулом социально-экономического развития территорий. Мультипликативный эффект от развития туристического сектора затрагивает такие сферы, как транспорт, связь, энергетика, ЖКХ, строительство, здравоохранение, образование, культура. Более того, за счет роста количества рабочих мест и объемов налоговых поступлений благоприятный эффект проявляется даже в снижении уровня криминогенной напряженности в регионе. В Бурятии, например, за счет развития туризма за 4,5 года в несколько раз повысился средний уровень заработной платы.

 

Почему же в таком случае программа оказалась неэффективной?

Поясню. Раньше региональные экспертизы сами согласовывали документацию. С начала 2013 года стало необходимым направлять на согласование проектно-сметную документацию в государственную экспертизу, а подразделения Госэкспертизы находились в семи точках России. В результате Иваново, Ярославль, Калуга должны было отправлять документы в Санкт-Петербург, Республики Тыва и Бурятия – в Красноярск, Рязань – в Саратов и т.д. Возникла неразбериха, которая вылилась в проблемы с ходом реализации ФЦП.

Но здесь есть недоработка и региональных органов власти, потому что надо тесно взаимодействовать с экспертизой, оперативно исправлять замечания, добиваться, несмотря на их «завал», рассмотрения документации. По итогам девяти месяцев ситуация в целом выправилась. У нас довольно неплохие показатели. Недавно мы провели Координационный совет федеральной целевой программы. Уверен, что до конца текущего года будет обеспечено максимальное исполнение бюджета.

 

То есть причиной таких низких показателей стала только проблема с экспертизой?

Да, основная проблема с экспертизой. Кроме того, где-то были проблемы с подрядчиками, где-то проекты не могли согласовать с органами охраны памятников и т.д. Приведу несколько цифр. По состоянию на начало сентября объем нераспределенных по причине отсутствия положительных заключений Главгосэкспертизы о достоверности сметной стоимости финансовых средств составил более 900 млн рублей (40% годового объема)   по 21 из 43 объектов капитального строительства. Ситуация уже улучшилась.

 

На одном из заседаний по обсуждению внутреннего и въездного туризма поднималась такая проблема, как несогласованность федеральных целевых программ в различных областях. Эта проблема актуальна?

Проблема абсолютно точная. Есть определенные недоработки с точки зрения координации ФЦП. Не хочу кидать камни ни в чей огород, но понятно, что нужно проводить работу по координации разработанных и разрабатываемых программ. Ростуризм договорился с Минрегионом и  Минэкономразвития о создании рабочей  группы по территориальному планированию. Мы предложили коллегам из этих ведомств вместе с нами через призму туризма  провести анализ имеющихся программ федерального и регионального развития. Допустим, реализуется проект в Ярославле или в Бурятии, и параллельно смотрим, что есть еще в планах Минрегиона и Минэкономразвития, чтобы скоординировать эти программы. Такой подход поможет выйти на кумулятивный эффект.

 

Можно считать, что эксперимент удался?

Пока все хорошо, мы только начали.

 

Есть ли проекты, финансирование которых в 2014 году будет приостановлено?

Мне пока не хотелось бы об этом говорить. Руководители субъектов берут под личный контроль реализацию проектов, осуществляемых в рамках ФЦП. Но, к моему сожалению, такие проекты есть.

Вопрос планирования 2014 года был рассмотрен на очередном Координационном совете 11 ноября.

 

В правительстве активно идут разговоры о сокращении бюджета на следующий год. Это как-то скажется на туристической сфере и финансировании ФЦП?

К сожалению, может сказаться. При сокращении бюджета мы будем вынуждены меньше внимания уделять продвижению турпродукта и созданию туристской инфраструктуры, а невыполнение обязательств по созданию инфраструктуры влечет за собой возможную остановку проектов. Инвестор готов реализовать проект, но он надеется, что к участку будет подведена вода, дорога и т.д. Наша задача заключается в активном развитии государственно-частного партнерства, привлечении внебюджетных источников финансирования.

 

Когда могут «всплыть» эти проблемы?

Сейчас бюджетный процесс идет полным ходом, я надеюсь, что в ближайшее время будут понятны контрольные цифры. Повторю, наша задача - искать внебюджетные источники, развивать государственно-частное партнерство.

 

Один из таких внебюджетных источников, похоже, найден. Вы неоднократно заявляли в СМИ о намерении организовать лотерею, часть средств от которой пойдет на развитие туризма. Расскажите более подробно об этом проекте.

По существующему законодательству, при организации лотереи 10% доходов должно направляться на цели, перечисленные в 138-ФЗ «О лотерее». В том числе на развитие туризма. Сейчас мы отрабатываем два варианта.

Во-первых, приглашаем существующих организаторов лотерей направлять средства на развитие туристской инфраструктуры, в конкретные социально значимые проекты, в конкретных населенных пунктах, в объекты, предлагаемые общественностью. Например, в объекты культурного, исторического или природного наследия с целью их вовлечения в туристский оборот.

Второе направление – это организация государственной лотереи, чтобы средства от лотереи целевым образом направлялись на развитие инфраструктуры туризма. Если это предложение согласуют Минфин, Минэкономразвития, МВД, а затем одобрит правительство, то Ростуризм выступит организатором государственной лотереи. Проекты соответствующих документов уже направлены на рассмотрение.

 

Экономический эффект от лотереи уже просчитан?

По мнению экспертов, в городах-миллионниках, если говорить о 10%-ных отчислениях негосударственной лотереи,  ежемесячно можно направлять на развитие туризма более 1 млн рублей. Что касается государственной лотереи, то в течение 5 лет можно будет направить в туристскую инфраструктуру до 7 млрд рублей. Хочу отметить, что речь идет только о классической лотерее, известных всем бумажных билетах.

 

Какие еще разрабатываются способы привлечения внебюджетных средств?

Вместе с Внешэкономбанком разработана программа Комплексного развития инфраструктуры туризма (КРИТ). ВЭБ оказывает содействие субъектам - при нашем участии - в развитии туристской инфраструктуры с тем, чтобы обеспечить точку социально-экономического роста. В том числе через свой Федеральный центр проектного финансирования.

Кроме того, участие Федерального агентства по туризму в государственно-частном партнерстве может заключаться не только в выделении финансовых средств, но и в продвижении турпродукта. Практически сформирован план мероприятий на 2014 год по продвижению туристского продукта Российской Федерации. Средства на эти цели предусмотрены в ФЦП в объеме более 200 млн рублей.

 

Какие-то проекты по продвижению уже ведутся?

До конца года мы должны провести конкурс и начать первый этап реализации автоматизированной информационной системы. Во-первых, мы будем развивать наш информационный портал Russia.travel, который создан Ростуризмом совместно с «РИА Новости». Во-вторых, разовьем ресурс «Welcome2Russia». Задача заключается в том, чтобы добавить на информационный портал услуги. Например, у посетителя должна быть возможность забронировать тур, гостиницу и т.д. Пока трудно сказать, как будут взаимоувязаны эти два сайта. Посмотрим, что предложат разработчики. По крайней мере, в техническом задании автоматизированной информационной системы речь идет о создании единого информационного портала.

 

Предполагалось, что в ближайшее время портал Russia.travel будет переведен на другие языки. Это может быть реализовано до конца года?

К сожалению, не успеваем. Были планы до конца года запустить портал на английском, а потом на китайском языке, но задача оказалась сложнее, чем представлялось.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72