туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Танготуризм: молодой и успешный АЛЕКСАНДР ВИСТГОФ был в числе тех, кто дал новое рождение аргентинскому танго в России в конце 1990-х годов. Основатель и руководитель танго-школы «Ла милонга» и клуба «Планетанго». Организатор главных международных танго-фестивалей в Москве - «Ночи милонгеро» и «Планетанго», собирающих сотни танго-туристов из России и зарубежья. Член Ассоциации танцоров и преподавателей аргентинского танго в Буэнос-Айресе. О путешествиях «в ритме танго» - в беседе с корреспондентом «ТБ».
БЕСЕДОВАЛ ГЕННАДИЙ ГАБРИЭЛЯН
Как получилось, что вы стали одним из пионеров танго-движения в России после того, как возрожденное аргентинское танго начало победное шествие по всему миру? С одной стороны, это случайность – собралась группа людей, которые начали заниматься танго. Нас было всего человек десять, и мы пришли в группу к Валентине Устиновой – именно она начала преподавать танго в России в 1998 году. С другой стороны, хотелось эмоционального, яркого досуга – и непременно в компании единомышленников.
Когда вы впервые услышали танго? Мне было лет 12, когда родители стали танцевать под пластинки, которые мой дед, летчик-испытатель, вывез из Англии. В конце 1940-х годов у нас было военное сотрудничество с недавними союзниками, в Англии стажировались наши летчики. И вот дед вывез целый чемодан пластинок, где в основном был Петр Лещенко, но попадалось и аргентинское танго – несколько записей оркестра Франсиско Канаро, например, бессмертная «Кумпарсита». Некоторые из этих дисков «на 78» сохранились до сих пор. Взрослое соприкосновение случилось гораздо позже. Я учился на истфаке МГУ, и мне повезло попасть по обмену на два года в Будапешт, в Центральноевропейский университет. Обучение шло по-английски, пришлось овладеть этим языком. Это очень пригодилось в конце 1990-х: я стал общаться с людьми из международного танго-сообщества, заочно, конечно, по интернету, донося до них весть о том, что и в России возрождается танго. Тогда еще не было форумов, тогда были, если помните, так называемые дискуссионные листы. Можно было зарегистрировать свой эмейл и получать сообщения всех других членов листа – всемирная платформа общения любителей танго выглядела именно так. Возрождение танго, как известно, началось в остальном мире лет на 10–15 раньше, чем у нас, поэтому я старался узнать, что и как происходит. Но при этом не упускал случая пригласить любых тангеро, которые по какой-то причине могли оказаться в Москве, зайти на наш огонек и чему-то нас научить.
Сколько времени прошло с того момента, как вы сказали себе – буду не только танцевать, но и преподавать? Сначала я стал просто организовывать людей – не как бизнесмен, а как человек, которому нравится объединять других. Уже к концу 1999-го года сформировался поток известных танго-персон, которые стали к нам приезжать. Например, Эдуардо Фернандес, аргентинец, который живет и работает в Вашингтоне, Светлана Баталова из Нью-Йорка, Метин Язир и другие танцоры из Турции, европейские танцоры. Эти профессионалы брали уроки у аргентинских звезд в самом Буэнос-Айресе и давали уроки нам. И не только уроки: они воссоздавали здесь атмосферу милонг – танго-вечеринок. Благодаря им мы стали понимать, что надо делать, чтобы танго становилось интересным для всех.
Как наши танцоры осваивали мир? Некоторые сразу поехали учиться в Буэнос-Айрес, а другие отправились в такие танцевальные места, которые в те времена считались культовыми. Прежде всего, это школа «Эль корте» в Голландии, где преподает Эрик Юриссен. Именно он придумал танго-марафоны: люди собираются для того, чтобы танцевать два-три дня подряд, спят в соседней с танцполом комнате, вместе едят – происходит вовлечение в танго. После Европы наши обычно ехали в Аргентину, чтобы продолжать учиться.
Что это за явление - танго-туризм, как оно развивается? Международные фестивали интересны тем, что собирается много людей, здесь легко найти партнера для танца. Конечно же, больше всего это развито в Буэнос-Айресе. В аргентинской столице действуют танго-школы, которых работают только для туристов, там есть милонги, которые рассчитаны специально на иностранцев. Наконец, повсюду в мире продаются специальные туры для танго-туристов. Есть мини-отели, которые их принимают. Из большинства стран Европы, не говоря про США, - безвизовый въезд. Существует и особая индустрия танго-вещей – одежды, обуви, сувениров. Готовится и подается еда, в том числе национальная, которая ассоциируется с танго. Ну и, разумеется, очень достойное аргентинское вино, с замечательным балансом цены и качества. Далее – всех влекут танго-места Буэнос-Айреса, освященные его звездами, – исторические улицы и кварталы, залы, где они выступали, памятники самым знаменитым из них, в том числе на кладбище Реколета. Мало кто пропустит возможность побывать на танго-шоу - на сцене вам преподносят танцевальный спектакль, а в зале – вполне приличный и не самый дорогой ужин, за все примерно 70 долларов. Это также обеспечивают стабильную прибыль аргентинскому танго-туризму. Его ответвлением можно считать экспорт «рабочей силы» – аргентинских преподавателей, которые передвигаются по всему миру в поисках заработка.
Что можно рекомендовать новичку? Хорошего провожатого в Буэнос-Айресе, который поможет избежать некоторых ошибок. Например, если женщина приходит на милонгу одна, ей не следует садиться за стойку бара или стоять рядом с ней - это будет понято весьма специфически. Если хотите взять в пару наемного танцора, то об этом лучше договариваться заранее, а не на милонге. Русских женщин, правда, это не касается – они всегда имеют успех.
Какие «места силы» вы выделяете в Буэнос-Айресе? Для меня это район Сан-Тельмо, самый старый в аргентинской столице, и бескрайняя авенида Коррьентес – мощная жила Буэнос-Айреса. Здесь можно ощутить энергию этого благословенного города. Мне важно видеть и чувствовать, как люди живут и как они общаются. Еще район для отдыха – Палермо-Голливуд: там разные парки, очень колоритно.
Чем занимается Ассоциации танцоров и преподавателей аргентинского танго и как в нее попасть? Вы должны получить рекомендацию одного из действительных членов. Туда входят уважаемые деятели танго-сообщества, в основном аргентинского, но и международного тоже. Это объединение людей, которые любят танго и хотят содействовать его дальнейшему развитию во всех странах. Каким образом? Поддерживая чемпионаты, милонги и даже отдельных преподавателей – мобилизуя всех, кого можно, в пользу танго.
Поговорим об организации международных танго-фестивалей в Москве. Вам удалось оседлать эту волну. Уютно ли вы себя чувствуете на ней? Не очень… Я сделал двадцать один такой фестиваль и сейчас привожу в Россию на эти события больше двадцати аргентинских пар преподавателей в год. Для меня это часть работы школы «Ла милонга» и клуба «Планетанго». В фестивалях принимают участие, прежде всего, ученики школы и посетители клуба, на фестивалях мы учимся у аргентинцев, это продолжающийся процесс. Не каждый фестиваль приносит прибыль, кстати говоря. Иногда выбираешь какую-то площадку для большой милонги, а люди туда не приходят. Или, например, приезжает сверхзвезда, Густаво Навейра, который требует огромных гонораров, а на его уроки приходит вдвое меньше людей, чем ожидалось.
Что такое для вас путешествие – обязанность, удовольствие? Я достаточно легко путешествую, потому что для меня любое перемещение по миру – это возможность переключить сознание. Возникает состояние, в котором можно морально отдыхать от своих московских обязанностей. Например, дорога на Селигер, эти пятьсот километров, - они дают мне отдых.
Сколько дней в году вы в пути? Примерно месяц-полтора. Не все передвижения связаны с танго... Ценю Италию, Испанию и Канары, Германию, а также Чехию, Венгрию и Австрию. Вот Нью-Йорк, пожалуй, это то место, куда я пока не собираюсь.
Выскажите, пожалуйста, какое-нибудь сверхъестественное пожелание. Хорошо бы отменить въездные визы для танго-туристов хотя бы из одной страны – скажем, Германии или Италии… Обещаем московскому правительству заметно пополнить столичную казну! |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|