туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Тактика балансирования Неразделенность функций между федеральным и региональным уровнями власти сказывается в разных сферах внутреннего туризма
ПОДГОТОВИЛ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
По мнению руководителя Республики Коми Вячеслава Гайзера, значительного увеличения туристского потока на территориях РФ, имеющих статус особо охраняемых природных зон, допускать нельзя. Чтобы контролировать ситуацию, уже сейчас необходимо выработать эффективную систему взаимодействия между теми, кто в этом заинтересован. «Дело очень сложное и нужно грамотно разработать меры, которые позволят и сохранить природу в первозданном виде, и показывать ее туристам», – считает глава республики, имеющей большой потенциал в сфере экологического туризма.
Нет полномочий Известно, что неорганизованные посетители уникальных мест зачастую наносят природе непоправимый вред. Таких примеров, к сожалению, в нашей стране немало. «С точки зрения экологии плато Маньпупунер уникально не только благодаря знаменитым столбам выветривания, а и потому, что там растет редкий белый мох. Нерадивые туристы безжалостно его вытаптывают: ходить там можно только по определенным тропам, а «дикари» порой позволяют себе такое, о чем даже говорить не хочется. Однако при существующей ситуации мы фактически никак контролировать туристов на особо охраняемых территориях не можем – нет у нас таких полномочий. Пока влиять на процесс я могу лишь с помощью личных договоренностей. А нужны системные правила, которые будут общими для всех», - говорит Вячеслав Гайзер.
Ряд проблем возникает в связи с федеральным подчинением особо охраняемых территорий: многое можно было бы сделать гораздо быстрее и эффективнее, но у региона нет для этого оснований. «Моя задача – выйти на документально оформленные отношения с Минприроды, которые бы четко определяли, что, когда и как мы совместно делаем для того, чтобы и туристы были довольны, и природа осталась в целости и сохранности. Главное – соблюдать баланс», - считает губернатор.
Только самолетом По оценке главы Республики Коми, неразделенность функций между федеральным и региональным уровнем власти сказывается и в других сферах, самым непосредственным образом связанных с туризмом. В частности, на ситуации вокруг строительства нового аэропорта в Сыктывкаре: в местечке Соколовка его ведут уже более 20 лет.
«Это наша головная боль, - не скрывает Вячеслав Гайзер. – Проблема в том, что вопросом занимаются федеральные структуры: мы четвертый год добиваемся того, чтобы объект передали в наше ведение. Уверен, что если бы это произошло, мы бы давно аэропорт достроили: есть желающие поучаствовать и в частно-государственном партнерстве. Однако решения так и нет».
Для того чтобы проиллюстрировать, как может изменяться ситуация в случае перехода собственности в республиканские руки, Вячеслав Гайзер приводит пример действующего аэропорта Сыктывкара. Около полутора лет назад власти Республики Коми добились передачи из федеральной в региональную собственность предприятия «Комиавиатранс», отвечающего за аэропортовое хозяйство. Затем появилась программа развития компании, благодаря которой капитально отремонтирована ВВП в Усинске, схожие по характеру работы ведутся в Инте, Троицко-Печорске и Вуктыле.
Сейчас, за неимением нового аэропорта, совместно с Росграницей, в Сыктывкаре завершается работа над проектом нового малого международного терминала. И делается это потому, что пассажиропоток за рубеж за последние два года вырос в Сыктывкаре в 50 раз: в прошлом году на чартерах он составил около 55 тысяч человек. «Трудностей с дорогой по воздуху нет: Сыктывкар, например, надежно связан регулярными авиарейсами с обеими российскими столицами. Но сейчас перед нами стоит чрезвычайно важная задача восстановления внутреннего авиасообщения, которое по известным причинам было почти утеряно, – констатирует Вячеслав Гайзер. – И мы последовательно над этим работаем».
Так, в рамках федеральной программы субсидирования закупки новых самолетов приобретено три лайнера L-410, с помощью которых к концу этого года в регионе намерены восстановить воздушное сообщение с большей частью районных центров. «Ухта, Вуктыл, Печора, Варгуза, Усть-Цильма, Троицко-Печорск, Инта - их транспортная доступность значительно повышается и для туристов потому, что любой перелет внутри республики сейчас по стоимости примерно равен цене билета в купе по железной дороге», - отмечает Вячеслав Гайзер.
Беда - дороги Развивать туризм помогают и другие виды транспорта. Если речь идет о таких обширных территориях, как Республика Коми, логистика в целом и транспортная доступность ее отдельных частей во многом определяют и общее развитие экономики, и развитие туризма как ее части. Почему? В регионе, где в качестве магистрального направления выбрали развитие экологического туризма, примерно в половине районов нет устойчивой круглогодичной связи с опорной сетью автодорог. А дорога в ее европейском понимании пока доходит лишь до середины территории республики.
«В последние 10 лет мы практически ничего не строили – только латали, - признается Вячеслав Гайзер. – Зато в этом году сдаем сразу 96 км новых дорог, и главная наша цель в этом отношении – довести хорошую дорогу до Нарьян-Мара. Это наверняка приведет к развитию районов. В том числе и с точки зрения туризма. Своим чередом идут перемены и на железнодорожном транспорте. Например, полностью оснащен новыми вагонами поезд Москва – Воркута, есть планы по их введению в оборот и в других составах, курсирующих по территории Республики Коми».
Движение есть Что касается республиканских туристических приоритетов, то здесь первые места занимают экологический (природный) туризм, этнографический - по линии национальной общности финно-угорских народов, мемориальный и событийный. По оценке Вячеслава Гайзера, в настоящее время въездной организованный турпоток в республику составляет около 20 тысяч человек в год, внутренний - на порядок больше. За два последних года, в течение которых в регионе стали активно развивать туризм, ежегодный рост турпотока составляет примерно 20%. Такие крупные и интересные для туристов события, как «Усть-Цилемская горка», «Ыбица» и другие, стали в Коми весьма популярными, а путевки в экологический лагерь «Еж» раскупают за много месяцев вперед.
«Туризм вряд ли когда-нибудь будет приносить доход, сравнимый с тем, что дают другие основные для нас отрасли, – подчеркивает Вячеслав Гайзер. – Но он хорош тем, что с его помощью можно возрождать отдаленные уголки республики. Однако развивать экологический туризм нужно очень осторожно».
В вопросе увеличения количества мест в объектах размещения в республике стараются поддерживать баланс. В частности, в регионе принята программа субсидирования хозяев гостевых домов, благодаря которой они могут получить помощь из регионального бюджета - в 2014 году на нее предусмотрено около 2 млн рублей. Благодаря программе можно улучшить условия пребывания гостей, сделать их более комфортными.
«Пока мы выделили на нее небольшие деньги, но если программа субсидирования гостевых домов станет развиваться, и мы поймем, что в это направление стоит вкладывать средства, ее финансирование может быть увеличено, – говорит глава республики. - Любая инициатива «снизу», если она укладывается в стратегию развития туризма, будет нами поддерживаться».
Чтобы туризм в Республике Коми развивался эффективнее, в ближайшее время в структуре правительства региона появится профильное агентство. «Сейчас необходимые для развития туризма функции разделены по разным ведомствам, и поэтому нужно организовать единую госструктуру, которая сконцентрировала бы их в одном месте, – заявляет Вячеслав Гайзер. - Действующая «Корпорация по развитию туризма Республики Коми» будет работать по-прежнему – у нее и вновь образуемого агентства будет разный функционал, но одна цель. Уверен, что туризм в республике от этого только выиграет». |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|