туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Деньги не решают проблем Туризм перестает быть престижной сферой для специалистов с высшим образованием и высокими требованиями к условиям работодателей. Дипломированные выпускники туристических вузов уходят в другие отрасли.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
Даже беглый анализ потребностей рынка труда в России показывает, что пока в сфере туризма и гостиничного бизнеса работодателям больше всего нужны не «умы», а «руки»: примерно три четверти вакансий предназначены для специалистов со средним и начальным профобразованием.
Кто нужен и нужен ли В Санкт-Петербурге, например, из более чем 1,2 тысячи вакансий в туризме и гостиничном бизнесе около 900 приходится на места для официантов, администраторов, секретарей и т. д. Одних только горничных (средняя зарплата 19 тысяч рублей) требуется больше 200. В Москве при средней зарплате в 30 тысяч их нужно почти 500. При этом, по данным веб-ресурса rabota.yandex.ru, анализирующего предложения в интернете, на середину октября в Петербурге имелось лишь 118 предложений по вакансиям для менеджера по туризму (средняя зарплата – 33 тысячи рублей), в Москве – 373 (средняя зарплата – 39 тысяч рублей), а в Ростове-на-Дону – всего 37 (зарплата 19 тысяч рублей).
«В целом по рынку образовательных услуг и в деле подготовки кадров для сферы туризма и сервиса в России произошел серьезный перекос в сторону высшего профильного образования, - уверена Светлана Антонова, директор Колледжа туризма и гостиничного сервиса (Санкт-Петербург). - Такое количество выпускников, которое выдают вузы, рынку труда просто не нужно: на нем велика потребность в специалистах со средним уровнем профобразования, а вот число профильных колледжей в десятки раз меньше, чем вузов. В результате окончившие вузы ребята вынуждены работать на должностях, не соответствующих уровню их образования, либо вовсе уходить в другие отрасли».
Слишком много вузов «Необходимость в оптимизации численности вузов, в ужесточении требований к открытию туристских программ, давно назрела. О каком качестве обучения может идти речь, если во многих вузах, ведущих подготовку специалистов для сферы туризма, имеется всего одна профильная кафедра? – спрашивает Тамара Власова, президент Национальной академии туризма. – Подавляющее большинство филиалов, а подчас и самих вузов, профильными не являются».
С мнением коллеги согласен ректор Российского госуниверситета туризма и сервиса Александр Федулин: «Многие туристические кафедры создавались в непрофильных вузах с целью привлечения абитуриентов на популярную специальность. Сейчас, когда речь идет о систематизации туристического образования и повышении его качества, нужно с помощью тех или иных мер оставить его только в наиболее сильных учебных заведениях, способных обеспечить высокий уровень подготовки». По данным Ростуризма, по трем профильным направлениям - «Туризм», «Гостиничное дело» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» - подготовку специалистов в России ведут 316 вузов и 181 вузовский филиал. Каждый третий госвуз и каждый пятый коммерческий обязательно выпускают «профессионалов» в туризме и сервисе: по этому показателю впереди только учебные заведения, готовящие пресловутых экономистов, менеджеров и юристов.
Качество подготовки многих выпускников, формально получивших дипломы о высшем образовании, нередко хромает. Почему? Причин много, но самые значимые – отсутствие жесткой связи между теорией и практикой, а также низкий уровень преподавания.
Игорь Мазулов, генеральный директор группы компаний «Петротур», сам преподающий в вузе и отец студентки, не без сожаления говорит о том, что многие из тех, кто сейчас учит работе в туризме, сами им никогда не занимались. А потому в процессе обучения они используют те методики и инструменты, которые в реальности давно не используются. Что касается немногих практиков, которых все же удается заполучить вузу, то для них преподавание - хобби или благотворительность, или то и другое вместе.
В результате сложилась ситуация, при которой даже обучение за достаточно большие деньги (в силу непрофильности в большинстве российских вузов оно платное) не дает нужного качества. Поэтому часть студентов предпочитает учиться за рубежом, либо делает выбор в пользу таких учебных заведений, как петербургская школа Swissam. Дорого - год учебы на академических программах стоит 300 тысяч рублей, но результат практически гарантирован, поскольку система обучения принципиально другая: теория и практика складываются в пропорции 50 на 50, стажировку студенты систематически проходят в лучших отелях и ресторанах международных брендов. Правда, вуз типа Swissam в России пока только один и работает всего год, тогда как основные программы обучения у него трехгодичные.
Что и как делать На этот извечный российский вопрос профессионалы отвечают: «Сокращать число вузов, одновременно повышая качество подготовки». На конференции в Петербурге даже звучало предложение ввести аккредитацию туристических вузов при Ростуризме, однако вряд ли это возможно хотя бы в силу того, что ведомство не располагает такими полномочиями.
Вместе с тем форум рекомендовал целый ряд шагов для улучшения качества обучения по профильным для туризма профессиям. В частности, речь идет о внедрении системы рейтингов вузов, включении в образовательные программы пособий из «Золотой серии» учебников по туризму и создании системы непрерывного послевузовского обучения специалистов по всей России. В том числе - основам инвестиционной деятельности в туризме, продвижению и управлению туристическими дестинациями, государственному и муниципальному управлению в туризме, новейшим информационным технологиям.
Но дело ведь не только в методиках, новых программах и учебниках. «Для нашей профессии высшее гуманитарное образование, а лучше – специальное, необходимо, – считает Константин Клименко, член правления Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров (Москва), ставший одним из победителей первого общероссийского конкурса «Лучший по профессии». - Но знания – далеко не все, что нужно для успеха. Подчас люди, обладающие колоссальной эрудицией, просто не могут их донести – у них нет достаточных коммуникационных навыков. А ведь надо уметь не только говорить, но и слышать: без непосредственного контакта с туристом теряется смысл нашей работы».
«Многие из тех ребят, что приходят в туризм, представляют свою работу как череду увлекательных поездок, а когда им приходится сталкиваться с рутинной каждодневной работой, требующей крепких нервов и умения общаться с людьми, пыл подчас быстро угасает, – добавляет генеральный директор группы компаний «Петротур» Игорь Мазулов. – Поэтому в профессии остаются только самые упорные и мотивированные». |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|