туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Добровольные обязательства Российская сфера гостеприимства уверенно движется к введению обязательной классификации объектов размещения: руководящее процессом Министерство культуры подготовило очередную систему их ранжирования, которая после официальной регистрации вступит в силу.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
«В России действует добровольная классификация, которая оказалась неэффективной: из 10 тысяч отелей сейчас ее прошли только 600, - констатировала заместитель министра Алла Манилова на заседании координационного совета по туризму при Минкультуры РФ. – Причем 500 из них, расположенные в Краснодарском крае, сделали это лишь из-за того, что там классификация приняла обязательный характер по причине подготовки к Олимпийским играм».
В министерстве уверены: введение в России обязательной классификации необходимо не только потому, что нынешняя система не работает. Эта мера нужна и для того, чтобы гарантировать гостям уровень сервиса, который обещают, но не всегда обеспечивают объекты размещения.
Система и сроки Вместе с тем добровольность классификации объектов размещения и до появления новых веяний была относительной. Дело в том, что в законе «Об основах туристской деятельности», который определяет суть дела, такого понятия нет: в статье 4 говорится, что классификация – форма государственного регулирования. И там нет слов «добровольное» или «обязательное». «Закон на то и закон, чтобы его исполнение было обязательным, - считает эксперт государственной системы классификации объектов туриндустрии (Санкт-Петербург) Лилия Биткулова. – Но фактически классификация российских отелей пока, за исключением Сочи, действительно носит добровольный характер: в других регионах ее проходят только объекты, у которых есть желание иметь документы, подтверждающие их уровень «звездности».
Новая система классификации туристических объектов (она в стране уже четвертая по счету), как предполагается, обязательной для всех станет лишь с 2018 года. А вот сроки ее введения для объектов туриндустрии, находящихся в городах, которые будут принимать гостей и участников чемпионата мира по футболу, гораздо более ранние: для них система обязательна уже с 1 июля 2015 года. Причем к этой дате классификация должна быть завершена.
«Мы не были сторонниками жестких сроков, отведенных на прохождение процедуры, - отмечает председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько. – Однако теперь надо сделать все, чтобы она прошла быстро и качественно: сейчас в столице из более чем 500 объектов, классифицированы только 22».
В других регионах цифры еще более низкие: даже на развитых с точки зрения туризма территориях (Петербург, Карелия и др.) количество гостиниц, классифицированных в соответствии с требованиями действующей до сих пор системы, не превышает десятка.
А как же те, кто уже получил «звезды»? Как заявил во время работы Гостиничного форума в Петербурге Николай Королев, заместитель директора департамента туризма и региональной политики Минкультуры, средствам размещения, которые уже имеют «звезды» по государственной системе, не придется проходить классификацию заново ранее, чем по истечении положенных по закону двух лет.
Что нового Проект приказа, определяющий порядок классификации, опубликован в июле 2013 года. В целом система должна работать так. Органы по аккредитации (теперь их станут определять на уровне регионов) аккредитуют, выдавая соответствующие аттестаты, уполномоченные организации. Причем стать ими смогут лишь компании, не оказывающие туруслуги и не управляющие объектами туриндустрии, но имеющие опыт работы в отрасли не менее 3 лет, а в области проведения классификации – не менее двух лет.
На основании заявок и четко определенных критериев соответствующие органы инспектируют объекты размещения и определяют их соответствие той или иной категории, выдавая свидетельство о ее присвоении. После этого отель имеет право разместить на фасаде знак категории и включается в перечень классифицированных объектов (с соответствующим регистрационным номером), размещенный на сайте Минкультуры.
По оценке Лилии Биткуловой, значимых новинок довольно много. Так, среди участников процедуры появляется Совет по классификации, состав которого утверждается приказом Минкультуры. Совет будет заниматься разработкой и унификацией всех формальностей. Свидетельство и знак категории станут единообразными – так же как и перечень классифицированных объектов будет единым.
«Подтверждать категорию в новой системе классификации нужно будет раз в 3 года (сейчас – раз в два года), в ней появляется категория «без звезд» и ряд дополнительных требований к качеству номерного фонда и наличию услуг в общественных зонах, а также к уровню квалификации персонала», - констатирует Лилия Биткулова.
К примеру, среди категорий номеров теперь будут «джуниор сьюты», наличие интернета станет обязательным хотя бы в районе стойки регистрации, а в гостиницах категории 4* в обязательном порядке должны быть в наличии бесплатные халаты и тапочки. В рамках новой системы средству размещения, помимо «звезд», будет присваиваться и тип (в том числе курортная гостиница, хостел), для каждого из них разработаны особые критерии балльной оценки.
Что касается справедливости оценок, то на неправомерные действия организаций, присуждающих «звезды», гостиничные предприятия смогут пожаловаться в апелляционную комиссию при Министерстве культуры.
Недочеты Хотя новая система классификации еще не вступила в действие, к ней уже есть претензии. Заместитель директора по развитию консалтинговой компании CBRE Станислав Ивашкевич считает, что решение передать право определять организации, проводящие классификацию гостиниц, на региональный уровень, неверно. «Правильнее было бы предоставить его единому органу. Например, Российской гостиничной ассоциации, - полагает он. – Есть опасения, что на местном уровне часть объектов сможет договориться о получении более весомых «звезд», чем они есть на самом деле». По мнению эксперта, в российских реалиях стоит четче описывать и «мелочи», определяющие качество номеров.
Наибольшие опасения эксперты связывают с тем, что в новой классификации нет категории «мини-отель» (их теперь шесть, включая «без звезд»). И это несмотря на то, что замминистра культуры РФ Алла Манилова уверена: без создания сети мини-отелей по всей России развитие внутреннего туризма будет весьма затруднено.
Особенно недовольны этим в Петербурге, где около 600 гостиниц работают именно в таком формате. Елена Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, уверена, что это еще больше осложняет и без того непростую правовую ситуацию вокруг мини-отелей. «Несмотря на все усилия, они до сих пор фактически находятся вне правового поля, – констатирует она. – Как в этих условиях мини-отели станут проходить обязательную процедуру классификации, мне непонятно».
Не очень довольны нововведениями и хостельеры: их беспокоят изменившиеся стандарты. Например, требования к минимальной площади номера (6 квадратных метров на человека), наличию индивидуальных санузлов (в 25% номеров) или числу кроватей, которое должно соответствовать количеству проживающих. Вроде, все верно, но только хостелы (в Петербурге, Москве и других городах) нередко комплектуют двухъярусными кроватями. И получается, что их вдвое меньше, чем жильцов. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|