Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2014
« Вернуться к журналу  

«Мы все сидим в одной лодке»


«Ситуация на туристическом рынке сегодня непростая, но при любых обстоятельствах всегда есть какой-то выход», - говорит генеральный директор туроператорской компании «Аврора-БГ» ЛЮБОМИР ХРИСТОВ. В бизнесе ничего не происходит «вдруг», даже из негативного опыта можно извлечь необходимый результат, - считает он, и напоминает, что телегу надо готовить зимой.

 

ПОДГОТОВИЛ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

 

По прошествии времени многим стало казаться, что демпинг прошедшего летнего сезона на туристическом рынке был неожиданным. Мне это напоминает ситуацию с приходом зимы: для наших коммунальщиков появление снега, когда бы он ни выпал, практически всегда оказывается большой проблемой, к которой они постоянно не готовы. Примерно то же происходило и в выездном туризме в начале прошлого лета: налицо был явный кризис перепроизводства, когда после нескольких «жирных» лет операторы переоценили объемы потенциального спроса. Причем в Петербурге отчасти это можно объяснить и тем, что местные крупные игроки таким образом пытались защититься от московских компаний, «задавивших» своими объемами местный турбизнес практически во всех других регионах страны. В итоги потерпели убытки все. Но даже в этой ситуации питерские туроператоры действовали экономически более эффективно, предпочитая деньги объемам.

 

Что нас ждет в скором времени? Негативный опыт – хороший учитель. Поэтому с большой долей уверенности можно утверждать, что сейчас важно не столько произвести туристическую услугу, сколько умело ее реализовать клиенту. И выиграет тот, кто сумеет это сделать с учетом сложившейся ситуации. Меня радует хотя бы тот факт, что итоги лета заставили операторов стать гораздо более прагматичными и трезво оценивать ситуацию. Все понимают, что права на ошибку у них больше нет – «плодить» новые убытки никто не хочет. Поэтому подавляющее большинство моих коллег уже готово придержать свои амбиции и сесть за стол переговоров, чтобы общими усилиями держать ситуацию под контролем. Во всяком случае, я не вижу тех, кто хочет пожертвовать собственным благополучием только ради того, чтобы «задавить» конкурентов.

 

Меняется и потребительский рынок. Клиент стал другим: теперь он гораздо более разборчив и требователен. Растет конкуренция за прямого потребителя: сервисы для путешественников «перетекают» в интернет и на мобильные устройства. Но посыпать голову пеплом и думать, что самостоятельный туризм и «скидочные» кампании приведут к полной гибели организованного туризма, нет никаких оснований. Ведь когда появились домашние видеомагнитофоны, а затем и гаджеты, многие были уверены, что театры, кино и книги просто умрут. Однако мы видим, что люди, несмотря на дорогие билеты, и в театр ходят, и недешевые бумажные книги покупают.

 

Примерно так же будет и с туристическим бизнесом: надо уметь адекватно реагировать на потребности клиентов и предлагать те услуги, которые им необходимы. Причем делать это нужно, заглядывая в завтра – все время быть догоняющим не получится. Ведь каким бы самостоятельным турист ни был, ему все равно нужны те или иные услуги, и задача теперь как раз и заключается в том, чтобы суметь предложить их по той цене (и с тем качеством), которая его устроит.

 

К тому же надо умело показать преимущества, которые турист получает, приобретая тур в компании. Примеры? Да хотя бы случай с вулканом, который несколько лет назад парализовал авиасообщение по всей Европе. Или банкротство перевозчика Wind Jet. Самостоятельные туристы свои проблемы из-за этого решали, как могли – и за свой счет. А за организованных туристов, купивших полный тур, все делали операторы, оплачивая внезапно возникшие расходы из своего кармана.

 

Из-за последствий извержения вулкана, связанных с необходимостью отправлять туристов на перекладных, финское подразделение компании Alma Tour, в которой я тогда работал, понесло убытки примерно в 140 тысяч евро. Но обязательства перед своими клиентами мы выполнили полностью. Примерно то же самое происходило и в случае с Wind Jet: участвовавшие в программах на ее «крыльях» операторы всех застрявших из-за банкротства перевозчика туристов вывезли за свой счет. Разве это не преимущество?

 

Поэтому наша основная задача в быстро меняющихся условиях, которые сейчас сложились, - предложить клиенту именно то, за что он будет готов платить. Уверен, что при желании это всегда можно сделать с выгодой для обеих сторон.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72