туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Крылатые качели
Результаты работы российской гражданской авиации в 2013 году показывают, что пассажиропоток на международных маршрутах по-прежнему растет быстрее, чем на внутренних авиалиниях.
ТЕКСТ ЯН ХВИЛЕР
В 2011 году пассажиропоток российских авиакомпаний составил 64 млн человек, в 2012 году – 74,1 млн человек, по итогам 2013 года – 84,6 млн человек. Вместе с тем эксперты единодушно отмечают, что темпы прироста пассажиропотока на международных авиалиниях (МВЛ) опережают темпы прироста на внутренних авиалиниях (ВВЛ).
Две большие разницы В 2012 году количество пассажиров на зарубежных авиамаршрутах выросло на 23,1%, в 2013 году – на 17,4%, в то время как на внутренних авиалиниях прирост соответственно составил 8,1% и 10,8%. Постепенно меняется и процентное соотношение между двумя сегментами авиарынка. В 2010–2011 годах объемы перевозок на МВЛ и ВВЛ составляли примерно 49% к 51%, в 2012 году соотношение было уже 52% к 48%, а в 2013 году – 54% к 46%. Однако эти цифры нуждаются в определенной корректировке. Если житель какого-нибудь регионального центра отправляется за границу и совершает пересадку в Москве, то статистика учитывает его перелет два раза – первый полетный сегмент как внутренний рейс, а второй – как международный. Хотя de facto такую перевозку следует относить только к международной. Кроме того, статистика Росавиации не учитывает тех пассажиров, которые летают за рубеж рейсами иностранных авиакомпаний. А это, по экспертным оценкам, еще 18–19 млн человек. Таким образом, разница в объемах перевозки на МВЛ и ВВЛ становится еще более заметной. Есть и другой важный момент. При общем объеме пассажиропотока в 84,6 млн человек количество людей, которые реально пользуются услугами воздушного транспорта, на порядок меньше. Точных цифр никто не знает, но большинство специалистов сходятся во мнении, что в 2013 году авиаперелеты в нашей стране совершали не более 10 млн россиян. Иногда называют и более скромные цифры – 5–6 млн человек.
Молодые и платежеспособные Весьма красноречиво выглядят результаты социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в начале 2014 года. Они свидетельствуют: 79% россиян за последние 2–3 года не приходилось пользоваться услугами воздушного транспорта. Чаще всего респонденты объясняли это отсутствием какого-либо повода для поездок (30%). Пятая доля опрошенных (22%) аргументировала свой отказ от полетов нехваткой денег. У 12% участников опроса просто не было необходимости перемещаться на большие расстояния. Дороговизна билетов на определенные направления заставила отказаться от идеи перелета 11% опрошенных. Среди других причин респонденты называли боязнь полетов в целом (4%), отсутствие времени (4%) и предпочтение другого вида транспорта (4%). Таким образом, за несколько последних лет перелеты совершал лишь каждый пятый россиянин (19%). При этом 9% респондентов отправлялись в путешествие на самолете лишь однажды, а 7% опрошенных – не более трех раз. «Наиболее типичные пассажиры самолетов - молодые люди в возрасте 25–34 лет (28%), высокообразованные (32%), москвичи и петербуржцы (42%), а также опрошенные с высоким уровнем дохода (41%). Не пользовались услугами авиакомпаний в первую очередь люди преклонного возраста (90%), жители сел (89%), респонденты с начальным образованием (97%) и небольшим достатком (90%)», - говорится в исследовании. Результаты опроса ВЦИОМ вполне согласуются с выводами, которые озвучивает ряд экспертов авиарынка. «Граждане России летают за границу, потому что хотят туда летать, а не из-за того, что авиакомпании не предлагают им услугу по внутренним перелетам, - считает заместитель генерального директора и директор по авиационному страхованию ОАО «АльфаСтрахование» Илья Кабачник. - Внутри России люди летают в основном по служебной надобности. Поэтому спрос на внутренние перевозки по определению менее чувствителен к цене, чем спрос на международные перевозки. Можно с достаточной долей уверенности сказать, что любое снижение цен на международные перевозки однозначно приведет к росту пассажиропотока. Снижение цен на внутренние перевозки приведет к менее значительному росту пассажиропотока. Оно даст некоторое снижение затрат для бизнеса и даст экономию средств для бюджетов всех уровней. Но последнее абсолютно бессмысленно, если снижение цен, в свою очередь, реализовано за счет бюджетных субсидий».
Деловой туризм поможет Тот факт, что рынок внутренних авиаперевозок в нашей стране во многом развивается благодаря деловому туризму, подтверждает исследование онлайн-трэвел-агентства Biletix (b2c-проект холдинга «Випсервис»). По данным компании, в 2013 году самым активно дорожающим бизнес-направлением стал перелет из Москвы в Сочи, билеты на этом маршруте за два года выросли в цене на 70%. Второе место по скорости роста цен занимает направление Москва - Минеральные Воды: за два года цены здесь увеличились на 60%. «Во всем мире сейчас идет сокращение расходов на бизнес-поездки. Все больше компаний отказывается от командировок, организуя вместо этого вебинары и скайп-конференции, тщательнее просматривают отчеты о деловых поездках и не выделяют сотрудникам средства на перелеты бизнес-классом. Однако в России сейчас деловая активность, наоборот, развивается, - комментирует генеральный директор агентства Biletix Александр Сизинцев. - Об этом свидетельствует расширение маршрутной карты популярных внутренних направлений перелетов бизнес-классом. В преддверии Олимпиады в Сочи и реализации проектов развития Северного Кавказа спрос на бизнес-перелеты по этим направлениям столь велик, что позволяет значительно повышать цены без ущерба для продаж». С поезда на самолет Впрочем, по мнению чиновников, поступательное развитие российского авиарынка происходит во всех его сегментах, в том числе в сфере региональных перевозок. Известно, например, что по итогам 2013 года объемы пассажирских перевозок «Российских железных дорог» в поездах дальнего следования сократились на 5%. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, это отчасти объясняется тем, что государством были предприняты активные меры по развитию региональной авиации: «Больше пассажиров стали выбирать авиационный транспорт. Примерно 8,6 млн человек в прошлом году были перевезены региональными авиалиниями. Эта цифра примерно соответствует тому 5%-ному снижению, которое показали «Российские железные дороги» в дальнем следовании». Свою роль в развитии региональных перевозок, безусловно, играют программы субсидирования, которые финансируются из средств федерального бюджета. Доля «субсидированных» пассажиров в общем объеме перевозок на внутренних авиалиниях невелика – всего несколько процентов. Но это в целом, а на некоторых маршрутах государственные субсидии приводят к существенному росту пассажиропотока, и здесь речь идет уже о десятках процентов. «В прошлом году у нас было пять программ государственной поддержки, из которых три – региональных перевозок, общий объем этих программ составил 3,1 млрд рублей, - отмечает Максим Соколов. - В 2014 году на реализацию программ развития региональных перевозок предусмотрено уже 4,2 млрд рублей». Отношение экспертов авиарынка к этому неоднозначное. Конечно, хорошо, что число пассажиров на региональных авиамаршрутах растет, но что будут делать авиакомпании, когда субсидирование прекратится? Ведь самолеты, которые летают на этих воздушных линиях, на международные маршруты не поставишь. Впрочем, многое будет зависеть от экономической ситуации в нашей стране и мире в целом. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|