Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2014
« Вернуться к журналу  

Новые грабли лучше старых?


В среде профессионалов российского туристического бизнеса все чаще раздаются голоса о том, что неплохо бы вернуться к лицензированию в сфере туризма. Однако наступать на старые грабли никто не хочет: если уж возвращаться к старой практике, то на новых принципах.

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ, ЯН ХВИЛЕР

 

Первые частные турфирмы появились в России еще в конце 1980-х годов. Такие ветераны, как «Роза ветров», «Содис», «Турбюро Москва», уже отметили 25-летие своей деятельности. Советские госкомпании сферы туризма - Госкоминтурист СССР, ЦСТЭ ВЦСПС, БММТ «Спутник» - провели акционирование в начале 1990-х годов, когда отечественным предприятиям разрешили самостоятельно выходить на внешний рынок. Именно с 1991 года наши турфирмы стали устанавливать прямые деловые отношения с зарубежными партнерами и заниматься организацией как внутреннего, так и международного туризма. Но только в 1994 году пришло понимание того, что эту деятельность необходимо лицензировать.

 

Аргументы «за»

В постановлении правительства РФ №1222 от 12 декабря 1995 года сказано, что это сделано «в целях борьбы с недобросовестной конкуренцией, которая наносит ущерб отрасли, теряющей привлекательность для зарубежных и российских потребителей». Для получения лицензии, которая по уровню защиты приравнивалась к ценной бумаге, было необходимо представить ряд документов, а выдавали ее сроком на три года по цене в 50 МРОТ.

Процесс лицензирования турбизнеса с самого начала в России шел сложно. Проверка Антимонопольного комитета в 1996 году показала, что 13% фирм, занимавшихся международным туризмом, не имели соответствующих лицензий, за многочисленные нарушения была аннулирована 141 лицензия. Однако гораздо более скандальным было введение нового порядка лицензирования в 2002 году, когда появились отдельные документы для операторов и агентов.

1 декабря 2003 года появилась «Справка по результатам проверки законности действий работников Минэкономразвития и торговли РФ при осуществлении лицензирования туроператорской и турагентской деятельности», в которой был приведен целый ряд мнений относительно этого процесса. Например, первый вице-президент Национальной академии туризма Вильям Азар заявлял: «Насильственная монополизация бьет по экономическим основам туристического бизнеса, и делается это грубо, в интересах сращенного с бюрократией капитала». Бывший в то время председателем Комитета по туризму Торгово-промышленной палаты РФ Михаил Маринин подчеркивал, что «усилия направлены на введение раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, но на практике сие деяние сразу же вылилось в применение санкций против ряда известных турфирм».

 

Аргументы «против»

Некоторые эксперты прямо указывали на то, в Москве получить лицензию без проблем можно только при помощи юридических фирм, тесно связанных с чиновниками Департамента туризма Минэкономразвития РФ. Как указывалось в справке, эти фирмы сами выходили на соискателей, подававших документы, и предлагали за плату ускорить процесс. Брали недорого: за услуги по оформлению операторской лицензии - $80–200, агентской – $80–100, обеих сразу – $160–250. А за $350 оформляли лицензию за 10 дней.

Что касается компаний, получавших лицензии без проблем, то среди них участники рынка сразу же отмечали те, к которым чиновники Департамента туризма имели самое прямое отношение  - ведь многие из них пересели в министерские кресла прямо из бизнеса.

Что было потом? А потом лицензирование отменили…

 

Нет лицензий, есть проблемы

В начале 2007 года лицензирование туристической деятельности в России было отменено: с той поры операторы должны быть внесены в соответствующий реестр и иметь финансовое обеспечение, а агенты из правового поля и вовсе выпали.

Судьба первенцев отечественного турбизнеса, прошедших через все тернии  лицензирования, разная. «Роза ветров», «Содис», «Турбюро Москва», а также образованные чуть позже «Нева» или «Академсервис» успешно здравствуют и поныне. Появившиеся в начале 1990-х годов «Асент Трэвел» и «Ланта-тур вояж» свою деятельность хотя и закончили по-разному, но с одним итогом -  обанкротились.

Почему многие сегодня поговаривают о возвращении системы лицензирования? Потому что бесконтрольность, особенно на агентском рынке, порождает массу проблем. Но есть существенные оговорки. «Сейчас лицензирование по принципу «собрал бумаги, заплатил – получили лицензию» никому не нужно, – считает юрист, советник исполнительной дирекции по работе с турагентствами СЗРО РСТ Светлана Мержвинская. – Это должна быть разветвленная система разноплановой оценки деятельности компании, итогом которой как раз и может быть получение лицензии».

 

Тоска по прошлому?

По мнению этого и ряда других экспертов, при новом лицензировании, если оно, конечно, появится, стоит оценивать не только (а, возможно, – и не столько) документальную сторону работы компании, но и потенциальное качество оказываемых услуг. А для этого нужно проверять уровень квалификации сотрудников, их образование и многие другие моменты, непосредственным образом влияющие на качество услуг. «Необходимо в обязательном порядке проверять профессионализм руководителей компаний и рядовых сотрудников, реализующих туры, – считает Светлана Мержвинская. – Делать это можно разными способами, например, с помощью тестирования, и, возможно, с привлечением экспертов делового сообщества - из АТОР или других отраслевых общественных объединений».  

Для чего это нужно? Основная цель – получить конкурентное преимущество: если имеешь лицензию, для приобретения которой нужно пройти мелкое сито оценки на профессионализм, значит, квалифицирован и можешь гарантировать качество услуг. Судя по всему, необходимость введения системы лицензирования, как и 20 лет назад, будет обусловлена «борьбой с недобросовестной конкуренцией, которая наносит ущерб отрасли».


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72