туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Большая жизнь малых городов «Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна», - писал когда-то Лев Толстой. Это суждение вполне может быть отнесено к малым российским городам, которые начинают играть все большую роль в отечественной туриндустрии.
ТЕКСТ ГЕОРГИЙ ОСИПОВ
В 2007 году образовалась Ассоциация малых туристических городов России (АМТГ), в которую сегодня входят Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур, Мышкин, Суздаль, Тобольск и Углич. Весьма успешно развивается ее сотрудничество с аналогичной организацией во Франции, а в рамках выставки «Интурмаркет-2014» и программы перекрестного года туризма Италия - Россия состоялась первая российско-итальянская конференция «Малые города — шаг навстречу».
Бренд как точка опоры «Сегодня в нашей стране насчитывается 1097 городов, - рассказывает исполнительный директор АМТГ, заместитель главы Угличского мунициапального района Елена Канева. - 781 город по нашей классификации относится к категории малых. В этих городах живет 17% населения страны и их туристический потенциал огромен. Членов АМТГ, кандидатами на вступление в которую являются, в частности, Вязьма и Соликамск, мы отбираем по довольно многочисленным и строгим критериям».
Возможно, именно поэтому в ассоциацию сегодня входят только восемь городов, сильно продвинувшихся в развитии туризма. Так, количество гостиничных мест в этих городах с момента возникновения АМТГ выросло на 83%, теперь они одновременно могут принять более 34 тысяч человек.
«А как нам развивать туризм — у нас же ничего для этого нет?» - такой вопрос можно часто услышать в российской глубинке. Но развитие транспортной, гостиничной, ресторанной инфраструктуры — дело наживное, а вот туристические ресурсы... Действительно, далеко не все города обладают столь же богатым и разнообразным историко-культурным наследием, как те, что входят в Золотое кольцо России. Но опыт последних лет вполне убедительно доказывает, что «раскрутить» в туристическом отношении можно практически любой населенный пункт — были бы желание и умение.
Один из путей - создание и развитие концептуальных туристических ресурсов. «Это разновидность воспроизводимых первичных туристских ресурсов, представляющих собой созданные специально для показа объекты, - рассказывает доцент Российского государственного университета туризма и сервиса Ольга Вапнярская. - В первую очередь они связаны с туристическими брендами той или иной местности. Эти ресурсы разнообразны. Они могут быть, например, объектными, как Музей утюга в Переславле, продуктовыми, как Музей-библиотека русской водки в Угличе, креативные, как Музей мыши в Мышкине, технико-технологические, как Музей-фабрика вяленой обуви в Ярославле и многочисленные музеи старых автомобилей».
Пряники для туриста С декабря минувшего года в сотрудничестве с АМТГ реализуется посвященный малым городам проект «Настоящая Россия». В него входят шесть регионов — Рязанская, Тульская, Ульяновская, Вологодская, Тверская области и Республика Татарстан. Цель этого проекта, по замыслу организаторов, – продвижение туристических ресурсов малых городов на основе маркетинговых исследований и анализа состояния отрасли. Ожидается, что по результатам целевых исследований будут организованы круглые столы с участием экспертов проекта, специалистов администрации муниципального образования, краеведов, СМИ, представителей бизнеса, а также обучающие семинары с привлечением зарубежных экспертов.
Тульская область активно ищет эффективные способы продвижения своих туристических ресурсов и одной из первых включилась в новый проект. «Сладкие» традиции Тулы не кончаются на самоварах и пряниках. Упоминаемый в одном историческом документе и под одним годом с Москвой городок Белёв, население которого за последние четверть века сократилось на треть, был когда-то известен как одна из «пастильных» столиц России (белёвская пастила отличается от уже прославившейся коломенской степенью взбитости исходного яблочного сырья).
«Сладкие» традиции региона продолжает практически неизвестный сегодня 15-тысячный тульский городок Венёв, предложивший фирменное кондитерское изделие «венёвку» - покрытый глазурью крендель в форме буквы «в». «Сувениры дополняют отлично изданные за последние годы книги, посвященные городку: «Прогулка по старому городу», «Венёв монастырь» и особенно мемуары местной помещицы Надежды Ржевской «Личные воспоминания и все слышанное». Оказывается, персонаж известного фильма и многочисленных анекдотов поручик Ржевский был вполне реальной личностью», - рассказывает Лариса Дудкина, начальник отдела развития туризма Министерства культуры и туризма Тульской области. Поручик Ржевский — кстати, ему в России, на Украине и в Белоруссии уже установлено несколько памятников - чем не бренд для Венёва?
Через интернет в Венёве надеются собрать средства для реставрации архитектурного символа города — 75-метровой колокольни несохранившейся Никольской церкви.
Как это делают в Италии «Сегодня из России в Италию ежегодно приезжает свыше миллиона человек», - рассказывает директор московского представительства итальянского Национального агентства по туризму ENIT Доменико ди Сальво. Большая часть средств направляется в так называемые большие города искусства — Рим, Флоренцию, Венецию, Сиену, Пизу, Лукку и другие.
Поток туристов в красивейшие малые города Италии - они называются боргами - пока не носит массового характера. «На мой взгляд, только в глубинке можно почувствовать настоящий «вкус Италии» - я имею в виду не только кулинарию, но и гостеприимство итальянцев, местный колорит и т. п. Ведь малые города — это главные хранители нашей истории, культуры, природы, традиций и эногастрономии», - комментирует Доменико ди Сальво.
«В ассоциацию самых красивых малых городов Италии «I borghi piu belli d'Italia» входят 235 городов с общим населением 73 тысячи человек, - отмечает ее президент Фьорелло Прими. - Больше всего таких городов в Умбрии — 22, по 19 — в Лигурии, Марке и Абруццо, 17 — в Тоскане. Прежде чем вступить в ассоциацию, борго оценивается по более чем 70 параметрам. Внешняя красота, уровень жизни горожан, уровень сервиса и многое другое».
Однако между российскими и итальянскими малыми городами есть весьма существенная разница. В России к малым городам относятся и 6-тысячный Мышкин, и 33-тысячный Углич, и 75-тысячная Елабуга. Самые маленькие — около 2 тысяч человек - из российских городов — Старочеркасск, Крапивна, Плёс, Лихвин (ныне Чекалин) даже не считаются таковыми.
В Италии в борго, обычно сформировавшемся до XVII века, может жить и 50 человек - ничего похожего на это явление как в градостроительном, так и в социокультурном плане не существует в остальной Европе. Даже знаменитый своими средневековыми башнями небольшой тосканский Сан-Джиминьяно, равный по численности населения Мышкину, в список малых городов Италии не входит.
Дело, конечно, не в количестве, а в качестве — это сообщество, этих людей должна объединить общность совместного многолетнего проживания и — желательно — старинных укреплений. Все эти черты когда-то считались признаками отсталости и источниками бедности того или иного поселения, а теперь исправно приносят доход и служат источником растущего благосостояния горожан. И поток даже итальянских туристов в эти города в последнее время резко растет. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|