туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Морское сражение Ситуацию с развитием рынка морских круизов в России простой не назовешь: пока речь в основном идет о реализации зарубежного турпродукта и приеме пассажиров лайнеров всего в нескольких портах страны. Что ожидает рынок в сезоне 2014 года – об этом рассказывает ИГОРЬ РЮРИКОВ, президент Ассоциации участников круизного рынка, генеральный директор компании «Экспо-тур», инициатор и организатор Крымско-Кавказской линии.
БЕСЕДОВАЛ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
На Балтике Санкт-Петербург остается одним из наиболее привлекательных для морских круизов портов. Об этом свидетельствует как рост въездного круизного пассажиропотока, так и увеличение числа компаний, которые готовы осуществлять в городе на Неве посадку пассажиров. Возможно, когда-нибудь даже целый круизный лайнер будет зафрахтован для регулярной отправки туристов из Петербурга: сейчас для этого используют только паромы, да и то исключительно на высокие даты, когда можно гарантировать продажи. В этом году, к примеру, кроме традиционно участвующих в таких программах судов St. Peter Line и Tallink Silja, к ним присоединилась Viking Line.
Однако не все безоблачно. В Санкт-Петербурге, как и во многих других «круизных» городах, такие туристы бывают максимум два дня: они не живут в отелях и практически не пользуются услугами ресторанов, а из всего широкого спектра музеев посещают всего 2–3 самых известных (Эрмитаж – Петергоф - Царское Село). Не говоря уже о том, что доставлять их по пробкам - целая проблема: сезон еще не начался, а выехать с Васильевского острова, на котором находится порт «Морской фасад», уже трудно. Поэтому в Санкт-Петербурге надо оперативно решать транспортную проблему, например, используя возможность доставки туристов от «Морского фасада» по воде как в центр города, так и в Петергоф. А также постепенно расширять спектр предложений по экскурсионному обслуживанию.
Если говорить о Черном море, то попыток возродить существовавшую в советское время Крымско-Кавказскую круизную линию было много. Причем случалось и такое, когда пассажиры приходили на причал, а судна – нет. Наша попытка оказалась удачной: весь прошлый сезон, с июня до конца сентября, теплоход «Адриана» ходил с высокой загрузкой – в рейсах конца сезона из 300 мест 295 было занято. Я объясняю это не только интересом к такому виду отдыха, но и особой атмосферой на судне. Продажи на 2014 год шли очень хорошо, но когда в начале этого года начались события на Украине, они почти остановились.
После замены Одессы на Стамбул (с двухдневной стоянкой в этом городе) интерес к черноморскому круизу снова пошел вверх. Вместе с тем идея организации длинного, продолжительностью до 14 дней, круиза по 6 странам Черного моря с посещением более чем десятка портов, на мой взгляд, сейчас нежизнеспособна.
Причин несколько. Во-первых, по причинам политического характера, напрямую связанным с визовым режимом. Во-вторых, из-за экономики маршрута. Длинный круиз по Черному морю будет дорог и вряд ли наберется достаточное число пассажиров, готовых заплатить за тур, например, $4 тысячи. Удешевить его можно было бы, используя большие суда вместимостью в 2–3 тысячи человек, - но их не везде могут принять. В-третьих, многие небольшие порты заходов на Черном море интересны не так, как в Средиземном. Поэтому начинать такой круиз на небольшом лайнере считаю нецелесообразным.
Выиграли ли черноморские круизы от того, что сложилась непростая ситуация с судозаходами на Украину и в Крым лайнеров, следующих из Средиземного моря? Вряд ли - у нас совсем разные клиенты. Крымско-Кавказская линия в первую очередь рассчитана на россиян (основные порты посадки – Новороссийск и Сочи), а лайнеры, идущие из Стамбула, – на иностранцев. Мы не конкуренты. И вообще о конкуренции пока говорить нет смысла, поскольку рынок круизов на Черном море только формируется: о какой-то конкуренции в этом регионе можно будет говорить не раньше 2016 года.
Однако уверен, что этот регион для морских круизов перспективен. Причем Сочи, получивший хорошую портовую инфраструктуру, может стать отличным местом для посещения. А вот в том, что это порт способен быть отправной точкой для длинных круизов по Средиземному морю, сомневаюсь. По экономическим соображениям. Куда дешевле долететь - до Сочи, Стамбула или Бергамо? Если учитывать, что человек хочет посмотреть Восточное или Западное Средиземноморье, то для него удобнее и дешевле отправляться в круиз не из Сочи. Ведь только до Стамбула (туда и обратно) нужно будет потратить почти двое недешевых суток.
Считаю, что развивать в России морские круизы как направление туризма можно только общими усилиями всех участников рынка. Включая и операторов, которые стараются возродить круизы, занимаясь не просто реализацией заграничного турпродукта, а организуя собственные программы по Балтике или Черному морю. Сейчас на них почему-то иногда смотрят свысока. Без такого круизного турпродукта нам все равно не обойтись.
|
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|