туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Парадоксы для профессионалов Руководитель холдинга «Центральный совет по туризму и отдыху», учредитель Международной академии туризма, заслуженный строитель РСФСР и почетный работник туризма ВИКТОР ПУГИЕВ на основе своего большого опыта анализирует, почему так трудно идет государственно-частное партнерство в инфраструктурных проектах и какие препятствия мешают динамичному развитию российского туризма.
В 1990 году министр туризма Франции пригласил меня в Альбервиль во Французские Альпы, где спустя два года прошли Олимпийские игры. Когда мы подлетали к курорту на вертолетах, то увидели множество «нитей», которые при ближайшем рассмотрении оказались канатными дорогами. Перед нами был крупный туристский комплекс - за 20 лет в Альпах построили 50 тысяч гостиничных мест и 250 км канатных дорог. Такой динамичный рост стал возможен благодаря ряду решений по развитию новой экономической зоны, принятых французским правительством.
А вот другой пример. В свое время я участвовал в строительстве туристического комплекса Домбай – сначала в должности начальника управления, а потом - начальника главка. За 24 года мы построили 3,5 км канатных дорог и 3,5 тысячи гостиничных мест. Как говорится, почувствуйте разницу. Вместо государственных субсидий те же французы создали полноценные работающие механизмы государственно-частного партнерства.
Государство в первую очередь должно построить инфраструктуру, подвести инженерные сети - воду, канализацию, электроэнергию, а все остальное должен делать бизнес. Но для того, чтобы он это сделал, необходимо обеспечить действительно выгодные условия. В Альбервиле инвесторы в туристическую инфраструктуру были освобождены от уплаты налога на прибыль на восемь лет и получили льготные кредиты под 2% годовых. С учетом инфляции, это были практически беспроцентные средства.
На Западе считается нормальным, когда инвестор вкладывает 25% собственных средств, а остальное – займы. Если бы получилось организовать такую же схему финансирования на Северном Кавказе, то бизнес активно пошел бы и туда, конечно, при условии решения вопроса безопасности.
Сегодня российские бизнесмены свои деньги в новые проекты, как правило, не вкладывают. Несмотря на то что один амбициозный курортный проект – Красную Поляну – государство реализовало, там такая схема финансирования не применялась, средства выделялись напрямую. Между тем развивая государственно-частное партнерство на условиях льготного кредитования, государство сохраняет свой имидж и добивается максимального эффекта от инвестиций, которые могут и должны предоставляться в виде прямых вложений в инженерную инфраструктуру и льготных кредитов. При льготных кредитах и налогообложении бюджет не будет страдать, максимально исключаются злоупотребления.
Также хотел бы остановиться на вопросе сервиса. Это болезненный вопрос для всех российских курортов. Речь идет не только о банальном уровне обслуживания - эта проблема решается за счет подготовки высококвалифицированных кадров, но и о специфических удобствах. На горнолыжном курорте мирового уровня от каждого подъезда гостиницы должна идти канатная дорога. Этот принцип называется «Skiin – Skiout». У нас же сегодня, в частности, в Домбае, для того чтобы подойти к подъемнику, нужно идти, взвалив на плечо снаряжение. Комфорт должен проявляться во всем, чтобы туристу, приехавшему на две недели, никуда не нужно было далеко ходить, все было под рукой и голова не болела от таких вопросов, как питание, покупка или аренда снаряжения, его ремонт. Когда у нас будет именно так, то можно будет сказать, что наши горнолыжные курорты не хуже, чем зарубежные.
Крайне важен вопрос стоимости перелетов до курортов. В Карловы Вары я летаю туда и обратно за 300 долларов. Перелет из Москвы в Кавминводы стоит 200 долларов в один конец. Тот факт, что перелеты у нас в 2–3 раза дороже, чем на Западе, не может не удивлять, принимая во внимание то обстоятельство, что наша страна занимает одно из первых мест в мире по добыче нефти.
Наблюдается и такой парадокс. В летнее время вместо того, чтобы привлекать отдыхающих на курорты в тот же Сочи, авиаперевозчики задирают цены в 2–3 раза. Недавно на Кавказе и в ряде других регионов страны начала действовать программа субсидирования региональных авиаперевозок, но ее эффекта лично я на себе не ощутил. По-моему, пока это только разговоры. Билет в Кавминводы стоит порядка 5 тысяч рублей, хотя его реальная стоимость – 2 тысячи рублей. Чтобы наши отдыхающие поехали в регион Кавказских Минеральных Вод, а не в Карловы Вары, нужно как минимум, чтобы уровень сервиса там был не ниже, чем за границей, а цены – не выше.
Для инвесторов важен вопрос загрузки курортов, а его решение напрямую зависит от того, как граждане воспринимают то или иное место отдыха. Актуальный вопрос для Северного Кавказа – обеспечение безопасности будущих курортов. Без его решения развития туристической отрасли не будет. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|