Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Август 2014
« Вернуться к журналу  

Где густо, а где пусто


В последние годы очевидны две тенденции в развитии отечественного внутреннего туризма. С одной стороны, принятую несколько лет назад федеральную целевую программу, которая в немалой степени финансируется за счет средств госказны, никто не отменял и не подвергал сокращению. Вместе с тем недавно назначенный глава Ростуризма Олег Сафонов открыто признал, что при реализации этой программы встречается немало серьезных препятствий. Уже то, что в программу входит всего семнадцать из восьмидесяти с лишним российских регионов, само по себе показательно.

 

ТЕКСТ ГЕОРГИЙ ОСИПОВ

 

Что имеем — не храним

Кандидаты на вступление в программу есть, и их участие в проекте вполне возможно. Но не худшей иллюстрацией к сложившемуся в ряде регионов положению дел служит либо сокращение, либо полная ликвидация в ряде областей административных структур, занятых развитием туризма. Например,  в исключительно богатой природным и историко-культурным наследием Курской области подобных структур, по сути, не было никогда. Один из местных экспертов откровенно сказал: «Уже не первое поколение наших начальников не выделяет на развитие туризма ни гроша, а на вопросы о федеральной программе по внутреннему туризму отвечают, что это очередная блажь московских властей, которая скоро пройдет».

 

В Пермском крае - своя беда. То, что на протяжении многих лет делалось для развития туризма и сопутствующих отраслей, сейчас сознательно и планомерно уничтожается. Давно не работает некогда популярный у пермяков и гостей города туристско-информационный центр. Ликвидируется один из самых популярных у отечественных и иностранных туристов мемориальный лагерь «Пермь-36» близ Чусового. На грани прекращения работы открытый Маратом Гельманом  в отреставрированном здании бывшего речного вокзала Музей современного искусства. Полностью прекращено финансирование многих культурных проектов — скажем, летнего фестиваля «Белые ночи» - занимавших видное место в пермском туристическом календаре и обеспечивавших городу-миллионнику на Каме солидный турпоток.

 

Мал золотник

После внесения поправок в федеральный закон, позволивших местным властям — по их усмотрению — заниматься развитием туризма, с каждым годом становится все очевиднее тенденция развития туризма на самом что ни на есть низовом уровне. Заметна она уже довольно давно — начало было положено открытым на Верхней Волге районе маршрутом «Мышкинское Заволжье». Схожие по тематике маршруты существуют с 2009 года в «Рязанской Украине» (удаление на второй слог) — дальних районах Рязанской области (Кадом, Сасово, Шацк). Раскручиваются они порой с немалым трудом, но вместе с тем жители сел, деревень и поселков на собственном опыте постигают, что иначе как развитием индустрии гостеприимства сегодня просто не прожить.

 

Яркий пример такого рода — постижение собственной туристической  идентичности в Калининском районе Тверской области. В июне по инициативе и поддержке муниципальной власти здесь был организован пресс-тур с участием федеральных СМИ. Опыт создания и развития туристического поселения «Ивановка» в том же Калининском районе весной был проанализирован на тематическом круглом столе в Государственной Думе РФ. Однако «специализированной» туристической структуры в областной администрации сейчас нет.

 

Туристическое сообщество уже не на первом примере убеждается в том, что развитие отрасли в том или ином регионе — скорее, к сожалению, чем к счастью — зависит от его «первого лица». Положительный опыт — еще недавно целинная в плане туризма Тульская область, где планы выдвижения на туристический рынок ее малых городов - Белёв, Венёв - встречают поддержку и у местного населения, и у властей. Последний пример — открытие небольшого «мемориала»  преподобной Матроны Московской в ее родной деревне.

 

Громкие имена

Еще интереснее, что заметно прибавляют в туристическом отношении и вроде бы вполне благополучные и раскрученные в отрасли регионы. Как, например, Владимирская область, недавно показавшая свой потенциал — в том числе и пока неизвестный туристический — в Москве. Главные козыри региона в представлении не нуждаются, равно как и существующее уже не первый год «Малое Золотое кольцо Владимирской области».

 

Весьма показательно, что к уже входящим в него городам (Александров, Вязники, Гороховец, Муром, Суздаль, Гусь-Хрустальный) вскоре могут добавиться и куда менее известные — Петушки, Ковров, Собинка, Меленки и Судогда. Последний, похоже, может в ближайшие годы существенно прибавить в известности — в 3 км от него находится недавно ставшая частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника усадьба Владимира Храповицкого Муромцево — одна из лучших русских усадеб конца XIX - начала ХХ века.

 

Необходимые на восстановление этого дворянского гнезда суммы исчисляются миллиардами рублей, но руководство региона твердо намерено ему помогать. Уже готов рассчитанный на 50 тысяч человек в год однодневный туристический маршрут «По реке к замку» - он пройдет по Клязьме от Владимира к знаменитой усадьбе. Связан ряд интересных туристических проектов и непосредственно с областным центром. Музей-сказка «Бабуся-ягуся» (привет ярославскому Кукобою!) и историческая кузница Бородиных уже принимают туристов, восстанавливается находящийся прямо в историческом центре Патриарший сад, готовится снова стать судоходной рекой и обрасти туристической инфраструктурой Клязьма.

 

Гранты и гранды

По мере возможности способствуют развитию  «низового» туризма и существующие частные фонды. Уже более десяти лет проводится благотворительным фондом Владимира Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Победители этого конкурса связаны в основном с более или менее крупными городами (пример — обустроенный к юбилею А. П. Чехова его родной Таганрог).

 

Весной нынешнего года к «Меняющемуся музею...» добавился Всероссийский конкурс проектов для малых городов и сел (общий фонд — 67 млн рублей, размер грантов — от 500 до 700 тысяч рублей) благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Имена 123 победителей из всех округов России, включая один проект из Крыма, были оглашены в июне. Приблизительно две трети проектов-победителей пришли из деревень, сел и поселков. Правда, советник по культуре президента России Владимир Толстой подчеркнул, что реализованы из них не более одной десятой части, остальные пока что «гладко вписаны в бумаги». Но опыт, как известно, дело наживное.

 

Тематический диапазон проектов-победителей необычайно широк. Тематика природная: проект «Саянское братство» — 16 уникальных мест Западных Саян. Возрождение забытых промыслов: проект «Создание ткацкой мастерской» (поселок Верхний Уфалей Челябинской области), «Новинская деревянная игрушка» (село Новинки Нижегородской области). Активный отдых: проект «Лето в неолите» (село Нылга, Удмуртия). Восстановление старых дворянских гнезд: «Традиции образцового хозяйства XIX века в усадьбе Подвязье» (одноименное село Бородинского района Нижегородской области). Создание кулинарных брендов, что вполне в русле общемировой тенденции, поскольку Всемирная выставка будущего года в Милане будет посвящена именно вопросам питания: проект «Фестиваль сладостей в столице доброты» (поселок Добрянка Пермского края). Наконец, специализированные туристские маршруты, такие, как «Заволжская Бастилия. История галичской ссылки» (город Галич Костромской области).

 

И если на презентации конкурса о туристической отрасли говорили не слишком часто, то на церемонии награждения о важности развития туризма на уровне городских и сельских муниципальных поселений упоминали очень многие. Интереснейшая деталь: больше всего победивших проектов представил на конкурс Пермский край.

 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72