Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Сентябрь 2014
« Вернуться к журналу  

Системный сбой


Эксперты – руководители туристических компаний - рассуждают о причинах и следствиях громких потрясений в отечественной туриндустрии

 

ВЛАДИМИР ДОРОФЕЕВ, генеральный директор компании «Верса»

Если в течение последних трех лет мы наблюдали несколько банкротств операторов, а в этом году они уже идут чередой – это означает наличие в отрасли системного кризиса. «Нева», «Лабиринт» и другие – это не частные случаи, а системный сбой. Сбой в работе государственного управления туризмом: закон оказался нерабочим, а власти фактически устранились от процесса. А если есть системный кризис, то и лечить его надо не полумерами, а как хроническую болезнь. 

Помните петербургскую компанию ТБЛ? Как она могла допустить появление огромного по тем временам долга перед перевозчиком в 4,5 млн евро? А «Ланта-тур вояж»? А «Лабиринт»? Эти случаи ничего общего с туризмом не имеют. Однако они бросают на него тень, которая наверняка скажется на работе тех турфирм, которые хотят и могут делать честный бизнес в этой сфере.

В России до сих пор нет компании, которая могла бы застраховать финансовые обязательства «Версы». Когда появилась необходимость это сделать, я как ее руководитель столкнулся с массой проблем – никто из российских страховщиков не хочет брать на себя ответственность за обеспечение гарантий в таких объемах. И государство в этом отношении должно себя проявить как грамотный регулятор, обеспечив максимальную защиту туриста – своего налогоплательщика.

На Западе банкротства туроператоров тоже случаются, однако туристов никто из отелей не выселяет и все получают компенсации.

 

ТАТЬЯНА ТОПУНОВА, заместитель генерального директора компании «Солвекс-Турне»

Мы хотим честно и эффективно работать, однако сейчас законы, которые должны обеспечивать порядок в отрасли, создают нам больше проблем, чем помогают. Например, до сих пор непонятно, из какого расчета берутся объемы фингарантий: почему, например, у «Лабиринта», у которого их величина гораздо меньше, чем у «Солвекс-Турне» или «Версы», в реальности туристов за рубежом оказалось гораздо больше?

 

ТАРАС КОБИЩАНОВ, генеральный директор компании «Русский Экспресс» 

Представляется непростым на данном этапе оценить объемы ущерба туротрасли, вызванного банкротством очередной компании. Необходимо понимать, как изменится позиция государственных органов к рынку, что будет с экономикой, находящейся в предкризисном состоянии и каким на фоне всего этого будет спрос, учитывая, что ослабление российской экономики неминуемо приведет к снижению покупательной способности населения. И будут ли туристы в этом случае доверять турфирмам?

Напомню, что о полуторамиллиардной задолженности «Идеал-тура» перед «Оренбургскими авиалиниями» стало известно за месяц до остановки полетов, но никаких попыток помочь компаниям найти точки соприкосновения, выстроить график рейсов исходя из существующей задолженности для того, чтобы не пострадал потребитель, главенствующие туристические органы не предприняли.

 

ДМИТРИЙ ФЕСИК, генеральный директор группы компаний «Южный Крест»

Банкротства - это эволюционный процесс, в результате которого на рынке останутся те, кто сильнее и умеет более успешно работать в современных условиях жесткой конкуренции. Безусловно, заслуживают сожаления те туристы, которые пострадали от приостановки деятельности целого ряда компаний. Однако с точки зрения развития бизнеса ничего неожиданного не происходит: высокая конкуренция «выдавливает» с рынка тех, кто не способен адаптироваться к его реалиям. Но тем, кто останется, будет легче. К тому же происходящее заставит компании не идти на поводу у «потребительского экстремизма», который в последнее время доминировал на рынке, вынуждая их демпинговать и «столбить» рынок вопреки экономике.

 

СОФЬЯ РИСОВА, генеральный директор компании «Флейм Тревел» 

Банкротства повлияют на развитие туризма не только в худшую, но и в лучшую сторону. Рынок самоочищается и обвала не будет. Все достаточно закономерно: европейский туррынок тоже когда-то все это прошел, и остались сильнейшие - всего несколько больших туроператоров. Безусловно, каждое громкое и болезненное банкротство снижает доверие к туристическому бизнесу, но при этом позволяет игрокам рынка скорректировать свою работу и понять ошибки.

 

ОЛЬГА СМЫЧКОВСКАЯ, генеральный директор компании «Астарта групп»

Происходящее будет способствовать выбору надежных операторов. Скорее всего, время, когда турист выбирал путевку исключительно по критерию ее минимальной стоимости, уходит. Теперь он, особенно приобретая тур заранее, станет гораздо тщательнее изучать все нюансы, которые могут свидетельствовать о надежности компании. Вместе с тем череда банкротств может подтолкнуть часть клиентов к выбору самостоятельной организации путешествий: особенно это касается поездок в «ближнюю» Европу - в страны Балтии, Скандинавии, Финляндию.

 

АЛЕКСАН МКРТЧЯН, генеральный директор компании «Розовый слон» 

Уход с рынка того или иного туроператора, безусловно, не лучшим образом сказывается на бизнесе в целом. Ситуация в туротрасли сейчас накалена, и градус увеличивается с появлением в СМИ информации о новых возможных банкротствах. Клиенты заняли выжидательную позицию. Мы в свою очередь возвращаем туристам агентское вознаграждение, пытаемся объяснить ситуацию, успокоить.

Но я надеюсь, что, ситуация стабилизируется, рынок начнет восстанавливаться, доверие туристов вернется.

 

АЛЕКСАНДР СКРЫПНИК, генеральный директор компании «Салют Европа» 

То, что сейчас происходит в туристической индустрии, бесспорно, можно отнести к беспрецедентной ситуации. Однако при всей своей плачевности она все же не способна привести к полному краху отрасли. Судя по статистике, каждый год с рынка уходит не одна туристическая компания, но особенность нынешнего года – банкротства компаний с громкими именами, безусловно, привлекавшими внимание. И все же происходящее необходимо расценивать как естественный процесс, который направлен на укрепление явно «перегретого» рынка. Не исключаю, что к осени будет новая волна банкротств, но и это будет некой «зачисткой» - падение турпотока приведет к уходу с рынка слабых игроков.

В этой ситуации туристам необходимо будет ответственно подходить к выбору компании и, покупая тур ниже себестоимости, отдавать себе отчет в возможном негативном развитии сценария.

 

ЛЮДМИЛА КУСКОВА, генеральный директор компании «Мама-тур» 

Приостановка деятельности сразу нескольких туристических фирм – сильный удар по отрасли, однако банкротство само по себе не означает, что рынок находится на пороге серьезных потрясений.

Думаю, что рынок выдержит и станет здоровым. Уход ряда крупных компаний, на мой взгляд, вызван финансовыми причинами. Турбизнес стал для банков рискованным бизнесом, поэтому они пересмотрели политику кредитования в отношении турфирм, что для многих компаний является губительным. В дальнейшем новые банкротства, безусловно, будут происходить, как и в любой другой сфере бизнеса.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72