Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Сентябрь 2014
« Вернуться к журналу  

Как исправить туриндустрию


Член Совета директоров ОСАО «Ингосстрах» АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВ - откровенно о дальнейшем сотрудничестве между операторским и страховым бизнесом.

 

За неполных два месяца в разгар сезона мы имеем пять крупных банкротств туроператоров и десятки тысяч пострадавших граждан. Так называемые эксперты отрасли, топ-менеджеры обанкротившихся турфирм и чиновники туриндустрии объясняют это либо санкциями США и Евросоюза (действуя по принципу «война все спишет»), либо ростом курса евро. Второе объяснение звучит особенно смешно, если учитывать, что большинство направлений, обслуживаемых обанкротившимися компаниями, относится к долларовой зоне. А курс доллара не рос до конца июля вообще.

 

Истинные причины нынешнего положения дел кроются совершенно в другом. Большая часть туристических фирм не имеет реального капитала, работает «с колес», сильно закредитована банками и партнерами и демпингует. Часто акционеры и менеджеры этих фирм выводят из них деньги на свои нужды.

 

Правда, очень напоминает страховую отрасль? Но устойчивость турфирм к негативным событиям и факторам гораздо ниже, чем у страховщиков. У последних все же и требования к капиталу высокие, и отчитываются они перед страхнадзором регулярно, да и «рисовать» отчетность им не так легко. А реальное финансовое состояние туристических компаний вообще никем не проверяется.

 

Руководители этих фирм публично заявляют,  что  «социально ответственные менеджеры» будут нести ответственность на сотни миллионов рублей, не имея ни копейки на счетах, но имея огромные обязательства. А никому не известные страховые компании с резервами в миллион рублей смогут  возместить ущерб в 400 млн рублей тысячам граждан.

 

Именно поэтому надежные и профессиональные страховщики так негативно относятся к страхованию ответственности туроператоров. И именно поэтому ситуация после последних событий  ухудшится.

 

Где выход? Для страховых компаний он очень простой. Если закон не будет изменен, то они просто не будут участвовать в этом виде страхования, что по факту уже и произошло. У первой двадцатки страховщиков вряд ли найдется хотя бы сотня полисов, проданных туроператорам. А вот для небольших компаний типа «Восхождения» выход только один – уход с рынка.

 

Страховщики много боролись за нормальное страхование в туризме, когда этот закон принимался. Но хочу напомнить, что именно акционеры туристических компаний, объединения турфирм и чиновники туриндустрии не дали принять его в более приемлемом виде. И это нужно понять самой туриндустрии.

 

Напомню, что проведенные во время принятия закона расчеты показали, что тариф  не будет превышать $10 с тура.  Нам отрасль ответила: «Дорого, туристы не согласятся, а страховщики опять будут пировать».  Между тем средний тур стоит от $500 до $1000 за неделю на человека. Дополнительные $10 – это так существенно для туриста? А сейчас люди согласны повторно оплачивать чуть ли не всю стоимость тура? Может, хватит рассказывать про социальную ответственность отрасли, которой нет ни у ее участников, ни у чиновников.

 

Могу повторить то, что справедливо для любого вида страхования. Либо вы устанавливаете обоснованный актуарно рассчитанный тариф, и страховщики должны и будут выполнять свои обязательства нормально, а люди – получать реальное возмещение своих потерь, либо вы будете иметь кризис отрасли.

 

Изменения должны быть следующими.

 

1. Лицензирование и создание СРО туристических компаний с гарантийными взносами. Но они должны быть не смехотворными, как сейчас, а реальными: 0,5–1% от обязательств. Обращаю внимание: не от выручки или дохода компании, а от обязательств, рассчитанных на текущий год. И если компания стала обслуживать больше туристов,  чем заявляла, то взнос должен быть увеличен. При этом СРО не должна разрешать туроператором вести деятельность в объемах, не подкрепленных обеспечительным взносом. А если туристическая компания говорит, что взнос для нее обременителен, значит, она должна будет вести бизнес в меньшем объеме и обслуживать меньше туристов.

 

2. СРО должна нести финансовую ответственность перед страховщиком за  достоверность информации о плановом количестве туристов и факте оплаты взноса. В случае недостоверности представленной информации СРО возмещает страховщику понесенный ущерб.

 

3. СРО должна разрабатывать стандарты финансовой  устойчивости участников туриндустрии и требования к допуску на рынки, осуществлять регулярный анализ устойчивости компаний, принимать меры по недопущению на рынок неустойчивых турфирм.

 

4. Страховать необходимо каждый тур и стоимость страховки должна зависеть от количества туристов в каждом туре. При этом страховщики должны иметь право устанавливать тариф на рыночной актуарной основе. Национальный союз страховщиков ответственности должен разработать типовые правила, утвердить рассчитанные актуариями верхний и нижний пределы тарифов и согласовать их с СРО туркомпаний.

 

5. Банк России должен изменить правила допуска страховщиков на рынок страхования ответственности туроператоров и не позволять брать большую ответственность компаниям без капитала и резервов.

 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72