Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Сентябрь 2014
« Вернуться к журналу  

Поставили на конвейер

 

В середине июля, когда одна из известнейших российских турфирм неожиданно заявила о приостановке своей деятельности, рынок замер в ожидании последствий. «Принцип домино» сработал незамедлительно.

 

ПОДГОТОВИЛ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

 

Виноват рынок

По состоянию на конец августа около десятка российских туроператоров, а также компаний, тесно связанных с этим бизнесом, заявили о приостановке своей  деятельности или банкротстве.

 

Среди покинувших рынок - крупные операторы федерального уровня («Лабиринт», «Нева»), посреднические компании по реализации авиабилетов («Идеал-тур», «Авиачартер»), небольшие специализированные операторы («Экспо-тур», «Нордик стар») и даже нишевая фирма «Ветер странствий», вовсе не принимавшая участия в чартерных программах. Самым большим размером фингарантий обладала «Нева»  - 454,2 млн рублей, а наиболее крупный урон с точки зрения ущерба для туристов нанес «Лабиринт»: только находящихся за рубежом у него оказалось больше 20 тысяч человек.

 

В качестве причин банкроты, как под копирку, называют внешние обстоятельства в виде роста курса валют, демпинга, сокращения числа потенциальных клиентов и т. д. Все верно – целый ряд объективных причин в летнем сезоне 2014 года сделал турбизнес в России делом еще более рисковым. Вместе с тем очевидно, что «Экспо-тур», скорее, стал жертвой политики, чем «Нева» или «Лабиринт». А уж тем более «Идеал-тур».

 

Рыба - с головы

В действительности даже сами банкроты признают наличие проблем в собственном менеджменте, регулировании и контроле отрасли в целом. А подчас в казавшихся сходными делах, часть из которых уже стали уголовными, явно видны признаки мошенничества.

 

И если в случае «Невы», «Экспо-тура» или «Нордик стара» это не столь очевидно, то «Лабиринт» и связанные с ним одной целью «Идеал-тур» и «Авиачартер» запросто могут оказаться звеньями одной мошеннической цепи. К ним вплотную примыкает и дело питерского оператора «Ветер странствий», владелец которого неожиданно исчез, виртуально обвинив в причинах приостановки деятельности собственных сотрудников.

 

Многие эксперты сразу же заговорили не о частных случаях, а о системном управленческом кризисе в отрасли. И справедливо задавали вопросы о том, почему часть крупных российских операторов не обеспечивает фингарантии в требуемом законом размере? Почему оказывается возможным реализовывать турпакеты за рубеж, вовсе не имея гарантий? Как получилось, что сразу несколько десятков операторов, включая обладающих многомиллиардными оборотами, оказались обеспечены фингарантиями в малоизвестной страховой компании, взявшей на себя риски по более чем миллиарду рублей обязательств? Ответ чаще всего таков: все это стало возможным из-за того, что должного контроля и регулирования в отрасли нет.

 

Даешь крайнего

В сложившейся ситуации стрелочником оказались страховщики: одна только СК «Восхождение» благодаря туроператорам-банкротам «попала» практически на весь свой уставный капитал (обязательств по «Неве» и «Лабиринту» у нее на 494,2 млн рублей, а капитал – 500 млн).

 

Под раздачей оказались и многие другие страховые компании. В их числе «ВСК» (по «Лабиринту»), «Либерти Страхование» («Нордик стар» и «Ветер странствий»), ERV (ООО «Единый расчетный центр»), «Адвант страхование» («Экспо-тур»). Однако общая сумма потенциальных выплат по линии фингарантий операторов - ниже 800 млн рублей - окажется куда меньше реального ущерба. Только по «Лабиринту» он, вероятно, превышает миллиард рублей, а в целом по компаниям-банкротам будет, по крайней мере, вдвое больше.

 

Нежелание ведущих отечественных страховых компаний брать на себя ответственность за большие риски операторов проявлялось и раньше, а теперь желающих страховать турбизнес станет еще меньше. Кто же из находящихся в здравом уме страховых предпринимателей будет это делать, на живых примерах убеждаясь в том, что сами операторы практически никакой ответственности за приостановку своей деятельности не несут? Ведь факт умышленных действий, приведших к банкротству (а тем более мошенничество), еще надо доказать. Так, Следственный комитет, подозревая «Неву» в преднамеренности, видит для этого основания, а вот АТОР – нет.

 

С умыслом или без

Вся предыдущая история российского турбизнеса свидетельствует: за крайне редким исключением в отрасли безответственно можно делать все. Примеры «Капитал-тура» или «Ланта-тур вояжа» говорят о том, что, даже «кинув» тысячи клиентов и партнеров, можно выйти из воды сухим.

 

Разница в действиях компаний есть. Если у одних ущерб оказался минимален и действительно может быть объяснен давлением внешних обстоятельств (например, в случае «Экспо-тура»), то у других умысел все же был. Ведь трудно заподозрить в глупости или отсутствии предпринимательских знаний и опыта Михаила Шаманова, который сознательно создавал группу компаний (вел переговоры об этом, к примеру, с «Солвекс-Турне») и задолжал 1,5 млрд  рублей. А как можно квалифицировать действия генерального директора компании «Ветер странствий» Любови Агафоновой, которая тайком отправила сама себя в отпуск и фактически сбежала, бросив все и всех на произвол судьбы?

 

Что касается «Невы» и прочих, то следствие разберется. Но если компания реализует туры, точно зная, что клиенты никуда не улетят и месяцами будут ходить по разным инстанциям, рассчитывая получить хотя бы часть оплаченных за отдых сумм, то с логикой Следственного комитета трудно не согласиться. Ведь продавали до последнего, заведомо зная о невозможности выполнения обязательств. 

 

Закрутить гайки

Когда маховик банкротств еще только начал раскручиваться, государство от происходящего тут же открестилось. Министр культуры Владимир Мединский не преминул заявить, что во всем виноваты «жадные турфирмы и жадные туристы», а Ростуризм ничего не мог сделать, поскольку у него нет контрольных и надзорных функций. То есть все видит, но ничего не регулирует – нет полномочий.  

 

Как теперь предлагают закрутить гайки? Вариантов много. Повысить размер фингарантий и жестко контролировать их соответствие реальным объемам. Проводить среди страховщиков жесткий отбор и создать перестраховочный пул. Страховать каждый тур. Создать СРО в туризме и страховании. Законодательно заставить перевозчиков выполнять обязательства перед партнерами и туристами. Заблаговременно ставить в известность регулятора, если у оператора или перевозчика появились проблемы.

 

Между тем Александр Григорьев, член совета директоров ОСАО «Ингосстрах», считает, что настоящих причин банкротств туроператоров две. Это – плохое управление финансами и необузданный демпинг в погоне за сохранением объемов кэша.

 

Первая проявляется в ничем не обоснованных и никак не просчитанных заказах объемов у партнеров и авиакомпаний. Эти заказы приводят к значительным авансам и потерям при невыборке запланированного количества туристов. Кроме того, туроператоры неспособны заключить договоры на перевозку пассажиров на выгодных условиях, не умеют просчитать маржу по направлению и сформировать правильную цену для клиента. Значительные средства отвлекаются на оплату кредитов банкам. Причем эти расходы не заложены в цену тура.

 

Такие турфирмы несут неоптимальные, а часто – сильно завышенные управленческие расходы, в первую очередь на зарплату менеджеров. Есть и еще одно очень важное обстоятельство – накопленная отрицательная маржа (или проще – убыток) прошлых лет. Это называется работа «с колес».

 

Вторая причина – демпинг, который проявляется в снижении цен на туры и тяге к объемам кэша, получаемым любой ценой с одной надеждой – проскочить.

 

По мнению Александра Григорьева, подобная многолетняя деятельность туристических компаний – это не что иное, как финансовая пирамида: новые поступления покрывают исполнение старых обязательств. И менеджеры турфирм прекрасно осознают, что они делают. Устойчивость большинства компаний настолько низка, что любой негативный фактор: снижение планового числа туристов, «дебиторка» партнеров, изменение курса валюты, отказ банка от кредитования или изменение его условий – приводит к невозможности платить по заключенным и часто невыгодным контрактам. А как следствие – к остановке деятельности.

 

Голь на выдумки хитра

Способна ли система, в которой все гайки закручены как надо, на 100% гарантировать качественный отдых? До 16 июля все делали вид, что у нас и без того все нормально.

 

На самом деле изобретать велосипед нет необходимости: в разных странах мира, причем весьма успешно, давно работают механизмы защиты прав туристов. Да, у них тоже бывают случаи банкротств. Но ни разу не приходилось слышать, как из отеля выселяют британцев или немцев. И компенсации они получают сполна. Есть еще одна странность: многие европейские инвесторы, которые пытались работать на российском туристическом рынке, очень скоро с него уходили. Причем цивилизованно. Так может быть, у нас что-то не так с системой бизнеса в целом?

 

Что касается гарантий от невозможности повторения банкротств, то их нет. И вряд ли будут, потому что туризм – это бизнес. А в бизнесе бывают и честные игроки, и мошенники. И покуда туризмом в России могут заниматься все без разбора, а должного контроля и надзора как не было, так и нет - будут и банкротства, и мошенничества.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72