туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Деньги придут, если работать с душой Компания «7-Тур», на протяжении многих лет известная как один из ведущих туроператоров по Абхазии, недавно начала работать на новом для себя, а во многом и для российского рынка, направлении – балканские страны. В интервью «ТБ» генеральный директор фирмы ЕЛЕНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ рассказывает о том, чем ее привлекает этот регион, о принципах работы на рынке и о том, насколько важно быть искренне увлеченным своим делом.
БЕСЕДОВАЛА АННА ЮРЬЕВА
Год назад «7-Тур» открыла новое направление – балканские страны. Как и почему был сделан такой выбор? Это редкое, пока не раскрученное направление, которое, тем не менее, на мой взгляд, очень перспективно. Сама я попала на Балканы впервые в июне 2013 года после того, как на туристической выставке в Москве познакомилась с нашими теперешними партнерами по Боснии и Герцеговине. Я поехала туда, а затем - в Сербию, Македонию, и была очень впечатлена тем, что увидела.
Как известно, одно из наших направлений, которым мы занимаемся с середины 1990-х, это Абхазия. Балканы мне показались очень близкими и по природе, и по отношениям между людьми, по атмосфере. Побывав там, невольно задаешься вопросом, почему эти страны не стали еще популярны в России? Конечно, это не отдых на море. Но это прекрасные лечебные курорты, горнолыжные, экскурсионные, паломнические туры. Македония – это озеро Охрид, включенное в список объектов Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.
Вы удовлетворены результатами первого сезона? Да, вполне. Для первого сезона все прошло гладко: мы не брали сумасшедших блоков, но хорошо отработали и испытали полное удовлетворение, в первую очередь от того, что выполнили договоренности с партнерами. Это тоже было важно: мы – новая компания, все смотрели, как мы поведем себя на рынке. А мы ведем себя корректно, выполняем обязательства и не толкаемся локтями.
А главное – я чувствую перспективу этого направления, вижу, как информация о нем передается по сарафанному радио. Очевидно, что больших денег в первые сезоны мы не получим, но я абсолютно уверена, что если продукт сделан с душой, деньги придут.
В истории с Балканами для меня очень важно то, что, привозя туда сотрудников, туристов, я вижу, как искренне они восхищаются этими новыми для них местами. А я испытываю невероятное удовольствие от того, что открыла им что-то прекрасное, что и мне самой очень нравится. Это же и есть на самом деле главное в моей работе. Работать только ради денег я бы никогда не смогла.
Вы начали заниматься туризмом «по зову сердца»? Мне кажется, я с этим родилась: всю жизнь интересовалась географией, другими странами. К сожалению, как и у многих, образование у меня с туризмом не связано. Но когда у меня появилась возможность – подрос ребенок и появилось время, я сразу же посвятила себя тому, о чем мечтала. Окончила специализированные курсы и начала заниматься внутренним туризмом. На тот момент казалось, что это проще, а кроме того, останется больше времени на семью.
Мы открыли небольшую компанию, всего несколько человек. Основными направлениями были туры по России, Крыму, Абхазии. Со временем закрепились на рынке, хотя время было очень непростое. В 1998 году мы потеряли все наши средства в банке, но очень гордимся тем, что справились с этой ситуацией, никого не обманув, что могли с чистой совестью смотреть в глаза всем своим партнерам.
Непросто было работать и потому, что в Абхазию, одно из основных наших направлений, в середине девяностых годов никто не хотел ехать. Приходилось вкладывать средства в его развитие и продвижение. Сейчас ситуация в корне изменилась, появились хорошие отели, на рынок выходят многопрофильные операторы, уже приходится бороться за квоты мест. Но у нас очень серьезные позиции на этом направлении, мы входим в четверку лучших операторов по Абхазии, в структуре бизнеса она занимает около трети оборота нашей фирмы.
Не было соблазна в тот момент, когда на направлении был кризис, отказаться от него и переключиться на зарубежные курорты, популярность которых росла тогда очень быстро? Нет, такого соблазна не было. Я всегда вижу перспективу. Как сейчас с балканскими странами, так и тогда с Абхазией для меня было совершенно ясно, что это направление будет востребовано туристами. Работать в набравших популярность регионах, конечно, можно. Но гораздо интереснее направление развивать и видеть, как к нему приходят успех и признание туристов. А еще интереснее непосредственно в этом участвовать.
Понятно, что на тот момент, 10 лет назад, это в основном был вопрос стоимости тура. Люди ехали, потому что знали, что за сравнительно небольшие деньги они получат чистый воздух, чистое море, гораздо чище, чем в Сочи, получат интереснейшую экскурсионную программу. И все это при весьма недорогом проживании. Эта ниша экономичного пляжного отдыха была очень востребована, на мой взгляд, она всегда будет востребована. У нас большая страна, людей много и далеко не все могут себе позволить дорогие курорты, а отдыхать хотят все.
Я хорошо помню драки за квоты мест по Крыму, потому что путевка туда стоила $5–7 в сутки по сравнению с ценой в $20 на зарубежные отели. Это был бюджетный вариант: люди получали море, хорошее отношение, неплохой сервис за эти деньги.
И сейчас те, кто выбирает Абхазию, делают это из соображений экономии? Вовсе не обязательно. В какой-то момент в Абхазии стали востребованы отели более высокого уровня, и они там появились. Несмотря на большую разницу в цене, очень многие туристы стали выбирать новые хорошие гостиницы.
Мы верили в то, что это направление будет развиваться, теперь можно сказать, что мы до этого дожили, предчувствие меня не обмануло. Нет сомнений в том, что в ближайшее время число отелей в Абхазии будет расти.
Вы упомянули, что компания начинала работу силами всего нескольких сотрудников? Что изменилось за прошедшие годы? Да, компания начиналась всего с нескольких человек, но со временем мы выросли, и на пике роста штат достигал сорока человек. В какой-то момент мы поняли, что можем справиться и меньшими силами. Сейчас в компании десять человек, которые очень функциональны, каждый выполняет определенный объем работы. Увеличение штата мы рассматриваем только в случае открытия новых направлений.
У нас почти нет текучки кадров, если вновь пришедший сотрудник нам не подходит, это становится понятно в первые две недели. А тот, кто остается, остается с нами надолго.
Героиня фильма «Москва слезам не верит» говорила: «Трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения». На ваш взгляд, есть ли разница между управлением командой из 40 человек и из 10 человек? Для меня разница, безусловно, есть. Я ко всем сотрудникам отношусь как к близким людям. Мы постоянно находимся рядом, знаем друг друга очень хорошо. Конечно, в компании из 40 человек такое невозможно, на всех души не хватит. Но если развитие потребует такого штата, он у нас будет. Другое дело, что и управлять им придется совсем иначе.
Есть жесткие бизнесмены, есть менее авторитарные. Я отношу себя, скорее, ко вторым. При том, что у меня есть собственная стратегия в руководстве, которая всегда побеждает. Я считаю, что в компании крайне важно взаимное уважение и доверие. У нас не проходит фальшь, никому из сотрудников мы не поем дифирамбы. Строить отношения в небольшой компании как-то иначе очень трудно. Мы спорим, причем, как с моим мнением считаются, так и я всегда выслушиваю советы сотрудников, потому что понимаю, что могу быть неправа.
Очень важно, чтобы люди относились к компании как к своей, болели за дело, которым они занимаются. Я не жалею ни денег, ни усилий на то, чтобы сотрудники сами ездили, узнавали направления, которыми мы занимаемся, чтобы они потом они могли предоставить исчерпывающую информацию «из первых рук» и агентствам, и частным лицам.
Сейчас среди работодателей обсуждается проблема поколения молодых людей, которые только начинают карьеру. По мнению многих, они очень нетерпеливы, хотят быстрого успеха и не желают работать по пять лет ради каждого повышения. Сталкивались ли вы с такой проблемой? Как ее можно решить? Я бы не сказала, что в туриндустрии сейчас остро стоит эта проблема. В связи с закрытиями компаний на рынке безработица, поэтому и зарплатные, и другие ожидания сильно уменьшились.
Мне кажется, что человек вообще без амбиций компании был бы неинтересен. И если стремление к быстрому росту подкреплено способностями, если человек готов работать для того, чтобы достичь этой цели, то такого специалиста надо брать в компанию и платить ему достойную зарплату. К сожалению, таких я в последнее время встречала мало.
Как сочетается настолько интенсивная работа с семьей, увлечениями? Так получается, что если человек занимается бизнесом и у него много свободного времени, то одно из двух: или это уже не бизнес, или он настолько хорошо налажен, что не требует участия. Мне кажется, что в туризме это не очень реально. Это не нефть или газ, а индустрия услуг, сервиса, здесь за всем нужно следить особенно тщательно.
Конечно, как и у многих, работа и отдых, семья сочетаются тяжело, но времени на все хватает, нужно поблагодарить за это моих сотрудников, которым многое можно доверить делать самостоятельно. Еще спасибо мужу и дочери, которые выдергивают меня на культурные мероприятия, прогулки. Мы катаемся на роликах, ездим на горнолыжные курорты. Сейчас из-за открытия нового направления нагрузка увеличилась, и времени на развлечения стало чуть меньше, чем было два года назад.
Ваша дочь не планирует связать свою жизнь с туризмом? Нет, она получила хорошее образование, сейчас работает в иностранной компании. Возможно, она, наблюдая в течение длительного времени, как я работаю, поняла, что хочет больше свободного времени. Или ей это в принципе не очень интересно.
Какой вы видите компанию «7–Тур» в ближайшем будущем? В первую очередь твердо стоящей на ногах, что в наше время уже немало. Во-вторых, уважаемой на рынке: и нашими партнерами, и нашими клиентами. У нас есть клиенты, которые с нами начиная с 1996 года, мы очень их ценим. В-третьих, динамично, но с осторожностью развивающейся. Это наша стратегия, мы стараемся не рисковать: работаем на мягких блоках, чтобы не вводить компанию в долговые обязательства. На сегодняшний день таковы пункты моего плана. Если мы встретимся через пять лет, вполне вероятно, что все кардинально изменится. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|