Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Декабрь 2014
« Вернуться к журналу  

Бизнес в штормовую погоду


Туристический рынок дошел до состояния «девятого вала». Как следствие, штормит и рынок гостиничных услуг. Что на горизонте? АЛЕКСЕЙ МУСАКИН, член правления российской компании Cronwell Hotels&Resorts, заглянул в будущее.

 

БЕСЕДОВАЛ ЕВГЕНИЙ ГОЛОМОЛЗИН

 

Нынешнюю ситуацию на рынке туризма можно назвать беспрецентной?

И раньше не так уж много было благоприятных моментов для развития туризма и гостиничного бизнеса в России. Нынешнее время тоже замечательным не назовешь - сократился поток туристов из США, Германии и Франции. Это обусловлено снижением экономической привлекательности России, ведь порядка 60% зарубежных гостей Санкт-Петербурга – деловые туристы. На мой взгляд, число людей, приезжающих на отдых, снизилось незначительно. Как только восстановится деловая активность, быстро увеличится число деловых поездок.

 

В гостиничном бизнесе падение составило около 10%. Однако отельеров больше беспокоит не уменьшение числа клиентов, а снижение рентабельности, которая упала более чем на 10%. Это произошло из-за увеличения затрат. В следующем году рентабельность выйдет на минимальный уровень, и гостиницам будет непросто выжить. Особенно сложно придется мини-отелям, у которых рентабельность и раньше была довольно низкая. Основной бум открытий в этом сегменте рынка пришелся на 2003 год. Это значит, что большинству подобных объектов размещения сегодня требуется ремонт, а денег на него может не хватить. Уже сейчас появилось большое количество предложений о продаже мини-отелей.

 

Как выживать операторам в условиях кризиса?

Нужно искать новые рынки. Сейчас все говорят о восточных рынках, но на этом направлении резкого роста ожидать не приходится. Последние годы китайские и корейские туристы достаточно активно посещают Москву и Санкт-Петербург, поэтому существенного увеличения их числа не будет. Чтобы привлечь больше азиатских деловых туристов, нужно создать более комфортные условия для работы. Если говорить о России в целом, то активность китайских деловых партнеров сейчас и так довольно высока.

 

Какие проблемы создает отельерам несовершенство законодательства?

Прежде всего, проблемы связаны с миграционным учетом. Для гостиниц эта процедура достаточно сложная. Непонятно, зачем она вообще нужна, если существует регистрация при пересечении границы?

 

Вторая проблема состоит в том, что у нас гостиницы не отличаются от любой другой коммерческой недвижимости. Здание или земля под строительство приобретается по рыночной аукционной цене. При этом доходность гостиничного бизнеса в разы меньше доходности других видов бизнеса, связанных с нежилым фондом. Неоднократно поднимался вопрос о целевом выделении участков и зданий под гостиницы, но до его практической реализации дело так и не дошло.

 

Как борются за выживание мини-отели?

Мини-отели, размещенные в жилом фонде, изначально оказались вне правового поля, ведь, согласно российским законам, гостиничные услуги могут предоставляться только в нежилом фонде. Привести ситуацию в соответствие с законом невозможно, поскольку мини-отели занимают не отдельное здание, а подъезд, этаж или бывшую расселенную коммунальную квартиру в обычном жилом здании. Перевести такой дом целиком в нежилой фонд в принципе нельзя. Можно оценить масштаб проблемы, если учесть, что только в Санкт-Петербурге действует более 700 мини-отелей. За десять лет закрылось более 100 малых гостиниц.

 

Как ситуация с хостелами? Соответствует их уровень международным стандартам?

О соответствии стандартам говорить сложно, поскольку в разных странах они имеют свою специфику. Сейчас набирают популярность модульные отели, которые можно отнести к категории хостелов, но они, как и малые отели, не попадают в рамки отечественного законодательства. Номер в таком отеле напоминает купе в железнодорожном вагоне, но без окна, а это недопустимо по существующим санитарным нормам. А жаль, поскольку такие гостиницы позволяют существенно снизить стоимость койко-места.

 

Ниша отелей высокого уровня уже заполнена или требуются новые гостиницы подобного класса?

Пик роста числа таких отелей в Санкт-Петербурге пришелся на 2000 и 2010 годы. Их количество будет увеличиваться, поскольку при появлении свободного помещения, например, напротив Адмиралтейства или возле Эрмитажа, высока вероятность того, что здесь откроют пятизвездную гостиницу. Например, планировалось открытие отеля Jumeirah в самом центре города. Правда, сейчас вопрос «подвис» в связи со строительными ограничениями со стороны законодательства.

 

Исаакиевскую площадь называют также «площадью пятизвездных отелей», поскольку на ней находится сразу несколько гостиниц высокого уровня. При этом они ориентируются на разную клиентуру – от консервативной публики до активной «золотой» молодежи. Сейчас отели высокой ценовой категории стремятся к специализации, и эта тенденция будет сохраняться, а значит, будут появляться новые гостиницы.

 

Как идет процесс классификации отелей?

В западных странах этим занимаются общественные гостиничные ассоциации, где работают профессионалы, несущие ответственность за свои экспертные оценки. Они способны грамотно оценить гостиницу. У нас право проводить классификацию передано в регионы, и организации, которые этим занимаются, напрямую зависят от региональной власти.

 

Представьте себе некую гостиницу в центре города N, построенную в 1970-х годах. Ее не ремонтировали более 15 лет. По площади номеров она подходит под категорию «три звезды», но по сервису и инфраструктуре не тянет даже на две. Однако я уверен, что любой губернатор захочет иметь гостиницу с большим количеством звезд. Предположим, местная власть все-таки захочет получить объективную оценку. Но в России имеется всего около сотни экспертов, из которых только двадцать полностью соответствуют требованиям. Чтобы к 2020 году провести классификацию всех российских гостиниц, потребуется, чтобы эксперты работали без выходных.

 

Это приведет к формализации и дискредитации системы классификации. Каков результат? Иностранный клиент, остановившийся в вышеуказанной гостинице категории «три звезды» в городе N, поймет, что в России нельзя жить в отеле ниже «четырех звезд». И мы потеряем огромный рынок бюджетных клиентов. Поэтому в целом я за классификацию и, например, почти все отели нашей сети имеют звезды в Национальной системе классификации, но я против того способа, который предлагается для ее реализации.

 

Есть сложности в подготовке персонала?

Ситуация улучшилась только с персоналом среднего и высшего звеньев. Это стало возможным благодаря международным гостиничным сетям, которые открывают в России отели и серьезно относятся к вопросу подготовки кадров. Сети не только обучают их, но и дают возможность поработать в нескольких гостиницах за рубежом. Поэтому сейчас стало немного проще найти квалифицированного старшего администратора или начальника департамента, чем 2–3 года назад.

 

Есть проблемы в отечественной системе образования. Сейчас почти в каждом вузе имеется факультет туризма или гостиничного хозяйства, но довольно часто там преподают люди, которые никогда не работали в гостиничном бизнесе. Доходит до смешного. Много лет подряд я задаю студентам и преподавателям элементарные вопросы, связанные с гостиничным делом. Правильные ответы дают менее 1%. Никто, например, не знает, что такое рек-рейт. Представьте, что студенты математического факультета не знали бы, что такое интеграл.

 

Другая проблема состоит в том, что основная масса выпускников приходит в гостиницы из высших учебных заведений, рассчитывая возглавить какой-нибудь департамент, а попадают в лучшем случае за стойку регистрации. Я не представляю, чему можно учить в течение четырех лет гостиничных менеджеров. Три четверти учебных программ посвящены общим наукам, не имеющим отношения к реальному гостиничному делу. При этом выпускники вузов не хотят стоять за стойкой, а желают быть как минимум начальниками отдела. Однако они не имеют для этого никаких знаний и навыков.

 

У меня был случай, когда на работу пришла устраиваться выпускница, имеющая красный диплом менеджера по международному туризму. При этом она не владела английским языком! Приходится готовить персонал самим. Простого администратора можно обучить за три недели, а старшего – за полгода.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72