туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Шторм и штиль круизного сезона
Текст Александра Полянская
Принято считать, что круизный сегмент в наименьшей мере пострадал от спада турпотока. Однако, по мнению большинства экспертов, кризис в туротрасли, западные санкции и курсовые колебания заметно сказались и на состоянии рынка морских круизов, потому к наступающему летнему сезону участники этого сектора относятся с острожным оптимизмом.
Туроператоры по морским круизам неоднозначно оценивают ситуацию в этом сегменте рынка. По мнению большинства из них морской туризм, продемонстрировавший в первой половине 2014 года традиционную устойчивость к негативным факторам рынка, к концу года незначительно, но просел. И если в течение последних лет эксперты отмечали высокую глубину продаж, что отчасти и обеспечивало устойчивость рынку, то нынешние реалии, напротив, породили тенденцию к позднему бронированию круизов и уменьшению бюджетности туров.
Влияние кризиса на круизный рынок
"Состояние российского рынка морских круизов такое же, как и во всем российском выездном туризме. Это состояние спада и стагнации. Возможно спад несколько ниже, чем в наземном туризме. Причина "устойчивости" круизного рынка в большой доле возвратных туристов. Это своего рода страсть и увлеченные люди готовы идти на "жертвы" ради своих желаний", - говорит Валентин Елисеев, президент круизной компании "Нептун".
"Круизы имеют очень лояльную аудиторию и по статистике круизных компаний девять из десяти человек, однажды побывавших в морском путешествии, становятся их постоянными клиентами, - разделяет мнение коллеги Михаил Фельдман, руководитель департамента круизов компании PAC Group.
"Возвратность, безусловно, играет важную роль в стабильности этого сегмента рынка, - соглашается Марина Ионко, представитель Silversea Cruises, - при этом устойчивость, на мой взгляд, объясняется, прежде всего, тем, что спрос на этот вид отдыха в России пока не так велик. Из общего потока выезжающих за рубеж туристов (порядка 45 млн. путешественников в год) на долю морских круизов приходится лишь 70 тыс.".
"Спад спроса был ощутим во второй половине 2014 года, с января же этого года наблюдается стабильное оживление продаж, - рассказала Екатерина Илюшина, коммерческий директор компании Круизный Дом "МК". Особенно хочется отметить активность продаж не только на ближайшие месяцы, но и на дальние, например, новогодние круизы, январские заезды 2016 года, бронирования на каюты класса President siut . По нашему мнению причина такого оживления в двух факторах: отложенный спрос, стабилизация ситуации в стране.
"Мы ощущаем затишье, объемы продаж значительно ниже уровня продаж прошлого года, несмотря на богатые предложения в том числе по Юго - Восточной Азии, налицо переориентация туристов на внутренний туризм, - говорит Дарья Оуэнс, коммерческий директор компании "Магазин круизов и путешествий", при этом прогнозы на летний сезон у нас позитивные". "Круизы с отправлением из российского порта Сочи показывают хорошую динамику продаж", - подтверждает г-н Фельдман.
Илья Милитицкий, замдиректора компании "Бриз Лайн", говорит также о переориентации туристов в Азию и Японию. "Основное структурное изменение - переориентация круизных туристов из Европы в Азию и Японию. Что касается спроса, то в 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 турпоток вырос примерно на 20%, делать прогнозы на 2015 год представляется непростым", - сказал он.
"Круизы – уникальный растущий вид отдыха, и последние несколько лет мы наблюдаем устойчивый рост. Турпотоки PAC Group в круизной сфере за три года постоянно растут – от 17 тыс. пассажиров в 2012 году до 23 тыс. в 2013 -2014 годах, а текущие продажи отстают от прошлогодних лишь на 15-20%, - говорит г-н Фельдман. -
Глубина бронирования в круизном сегменте составляет порядка полугода. Клиенты предпочитают заранее забронировать нужный тип кают на выбранном круизе. В зависимости от экономической ситуации могут быть колебания, но они незначительны. Также на продажи влияет наличие специальных акций и предложений, которые мы получаем от нашего партнера MSC Cruises".
"Испытав в конце 2014 – начале 2015 года спад наряду со всеми, круизный рынок достаточно быстро восстановился за счет перераспределения спроса постоянных клиентов между ценовыми сегментами (что возможно даже в пределах ценового диапазона предложений одного круизного отправления) и продолжения экстенсивного роста числа приверженцев этого вида отдыха, потенциал которого сохранится в среднесрочной перспективе", - уверен Александр Иванов, ген.директор компании "Инфлот Круиз энд Ферри".
Летний сезон - тенденции и опасения
"Наши иностранные партнеры сформировали в этом году привлекательные ценовые предложения специально для российского рынка, что сразу сказалось на продажах. Так, в середине апреля мы отправили больше 100 человек в круиз из Сингапура в Токио, - рассказывает г-жа Оуэнс. - На летний сезон мы предлагаем круизы по норвежским фьордам по умеренным ценам, спец. тарифы выставлены и на круизы по Средиземному морю и другим направлениям. Например, недельные туры из Барселоны, Стамбула стоят 599 долларов, что, конечно, привлекает туристов. Вероятно, мы не достигнем уровня прошлого года, но и провальным летний сезон точно не будет", - говорит эксперт.
О большой ориентированности круизных компаний на российский рынок говорит и г-н Милитицкий. "Ярким примером служит расширение программы круизов из СПБ лучшей круизной компанией на этом направлении - princess Cruises. Кроме того они запустили на эти круизы свой лучший и самый новый лайнер - флагман Regal Princess 5* Lux".
"Даже достижение прошлогоднего уровня продаж уже будет маленькой победой, - продолжает г- н Елисеев. - В этом году "бюджетные" туристы не поплывут вообще. Средний сегмент ополовинится и на 70% станет "бюджетным". Только ВИП-туристы не поменяют своего потребительского поведения (или почти не поменяют) и численности. Глубина продаж не изменится и будет достаточно низкой как и в прошлые годы.
Чем больше стабильность и выше доходы населения, тем более активнее будет развиваться рынок морских круизов в будущем".
Об отсутствии изменений в сегменте люкс-продукта говорит и г-н Фельдман: "по востребованности он остается на прежнем уровне, также сохранился спрос на самые выгодные предложения в экономичном сегменте".
"В первые месяцы 2015 года преобладали нехарактерные для круизного сегмента бронирования глубиной 1-1,5 месяца. Начало апреля ознаменовалось оживлением спроса на осенние, и даже новогодние круизы. Туристы, действительно, более внимательно относятся к расходам на отдых, но происходит это не за счет маршрутов и продолжительности круиза, а за счет меньшей требовательности к размещению и использования специальных предложений, - говорит г-н Иванов.
"Мы надеемся на позитивный сезон, - заявила г-жа Ионко. - 50% наших клиентов - возвратые, потому мы всегда предлагаем им новые, необычные маршруты, программы. Главный тренд последних лет - русский Дальний Восток (Камчатка, Сахалин), Австралия (Кимберли), заметно увеличились продажи экспедиционных туров в Антарктиду, пользуются спросом круизы по экзотическим направлениям. Традиционно востребованы туры по Средиземному морю и Карибам.
"Самые востребованные маршруты неизменны, - в свою очередь, рассказал г-н Фельдман. - Летом - это круизы по Средиземному морю, тем более, что в этом году мы представляем возможность отправиться в такой круиз не только из европейских портов, но и из родного порта Сочи, а также Северная Европа и фьорды, особенно с выходом из Санкт-Петербурга. Зимой, помимо Средиземноморья, наблюдается традиционно высокий спрос на круизы по Ближневосточному региону, с посещением стран Персидского Залива – ОАЭ и Омана, а скорое введение дактилоскопии при получении шенгенской визы только увеличит приток туристов в ближневосточные круизы, где оформляются электронные визы", - рассказал г-н Фельдман. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|