Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Октябрь 2015
« Вернуться к журналу  

СЕРГЕЙ РОМАШКИН – признанный авторитет туристического рынка, коллеги по бизнесу уважают его за профессионализм и беспристрастные оценки. В интервью «ТБ» руководитель туроператора «Дельфин» делится своим видением ситуации в отрасли, рассуждает о соперничестве ивыводит формулу успеха.

Сергей, как вы пришли в туризм и почему решили заняться именно внутрироссийскими направлениями?

Наверное, стоило бы сказать, что двадцать лет назад я предвидел рост внутреннего туризма и выбрал самый перспективный сегмент. Но все было несколько проще.

Я отношусь к предпринимателям так называемойпервой волны. В 1990-е годывсе занимались всем. Мы пробовали себя в разных сферах бизнеса: производстве, рекламе, торговле ценными бумагами, брокерских услугах. Компаний было много, одна из них осталась как туристическая. Какого-то стратегическогозамысла, связанного с внутренним туризмом, у нас не было, мы не могли предвидеть, что через 20 лет российский туризм будет на подъеме.

Когда меня спрашивают, в чем секрет успешной компании, я отвечаю: «Выберите какое-то дело, делайте его ответственно 20 лет, развивайтесь – и будет вам счастье». Мы всегда очень серьезно подходили к тому, чем занимаемся, ведь ответственность туристического бизнеса выражается не только в деньгах. Люди доверяют нам самое ценное, что у них есть в жизни – свободное время, отпуск. Если человек неудачно подстригся, то оноб этом быстро забудет, и цена такой ошибкиневелика. А в туризме –большие семейные бюджеты, в поездки вовлекаются дети, взрослые, иногда бабушки и дедушки, поэтому любая ошибка турбизнеса – проблема для всей семьи и не может быть оценена только в рублях. Истории о неудачных поездках передаются в семьях из поколения в поколение. Мы стараемся, чтобы передавались истории успешных поездок.

Еще со студенческих времен я активный горно-пешеходный турист.Я окончил институт в 1986 году, и к этому времени уже посетил Кавказ, Алтай, Карелию, много мест в центральной России, Крым, Краснодарский край и даже добрался автостопом от Абхазии до Москвы. К моменту основания компании я хорошо представлял туристические возможности России, поэтому мой приход во внутренний туризм был, с одной стороны, случайным, а с другой – я был к этому готов. Первой проданной нами путевкой была путевка в Крым.

За границу – в Испанию – я попал первый раз в 1995 году. Тогда наша фирма уже успешно развивалась, и я не видел финансового стимула «спрыгнуть» с одного направления на другое. И конечно, увидев сервис там, мне захотелось сделать что-то похожее здесь. Вместе с нашими отелями мы как туроператор формировали новую деловую среду и стандарты обслуживания, участвовали в законодательной работе. На наших глазах с рынка уходило поколение, для которого турист был досадной помехой, а не гостем.Мы одними из первых создали систему онлайн-бронирования, доступную 24 часа 7 дней в неделю. Мы дали туристам ассортимент, быстроту поиска, удобство бронирования. Было интересно работать!

Какие трудности пришлось пережить вашей компанииза минувшие 20 лет?

Мы, как и все, переживали кризисы 1998 и 2008 годов, но я бы не сказал, что это были уникальные сложности. Кстати, 1999 год был для нашей компании как раз лучшим за все годы ее существования. Кризис 2008 года – другой. Летний сезон тогда прошел удачно, а спад начался в 2009 году. У людей стало меньше денег, снизилась покупательская способность, в итоге мы не досчитались около 30% туристов. Конечно, девальвация рубля делает внутренний продукт конкурентным, но надо понимать, что общая экономическая нестабильность и падение реальных доходов, неуверенность в будущем также снижают и внутренний турпоток. Объяснять все действия туристов удешевлением или подорожанием туров слишком поверхностно.

Похож ли нынешний кризис на предыдущий?

Тогда, в 2009 году,как я уже сказал, у нас был спад. Сейчас, к счастью, его нет, но рост турпотока незначительный, примерно 5%. Мы пережили волну колоссального спроса в феврале-марте, когда в отдельные недели рост превышал 100% к такой же неделе прошлого года. Но, как нам стало понятно в апреле, люди просто «сбрасывали»подешевевшие рубли, которые остались с 2014 года. Все успокоилось к маю. За восемь месяцев динамика наших продаж примерно соответствует прошлогодней. Мы считаем это неплохим результатом на фоне падения выездного потока.Динамика турпотоков на курортах различна.Количество туристов, посетивших Крым, выросло на 50% по отношению к прошлому и на 20% к 2013 году. В то же время Анапа «просела» на 15%, причем причины до сих пор не до конца ясны. Скорее всего, от поездки на курорт в этом году отказались бюджетные путешественники, которые составляли там основную долю турпотока.

Не сказались ли на ваших результатах активные действия крупных туроператоров, вышедших на российских рынок?

Когда два туроператора борются на каком-либо выездном направлении, то можно реально оценить их конкуренцию. Известно, сколько туристов ежегодно посещают, например, Хорватию. Если один игрок поставит дополнительный борт, это очевидно увеличит его возможности и снизит возможности соперника. Здесь есть почва для конкуренции, и рынок мал.

В России ситуация другая. Здесь колебания самого рынка в разы превышают возможности любого туроператора что-либо с этим рынком сделать. «Библио Глобус» запустил чартерный поезд в Анапу. Сказалось ли это на рынке перевозок на курорт? Конечно, нет. Поезд ходил в Анапу, кажется, дважды в неделю, то есть за летний сезон, по моим оценкам, перевез около 15 тысяч человек. При этом туристические власти города говорят о 3,5 миллионах отдыхающих.

На рынке внутреннего туризма конкуренция не так заметна. Стоит вспомнить, что еще несколько лет назад здесь активно оперировали такие крупные игроки по России, как «Ориент» и «Астравел», объемы которых в расцвет превышали объемы нынешних новичков. Поэтому с точки зрения глобальной рыночной позиции и конкуренциидля нас мало что изменилось.

Как вы считаете, удалось ли новичкам реализовать свои амбиции на внутренних направлениях этим летом?

Я точноне помню, какие цифры они заявляли, но считаю, что никому из крупных выездных игроков не удалось войти в тройку туроператоров по внутреннему туризму. Лидер по объему туристов на нашем рынке – «Алеан»,вторая строчка у нас, третья – у «Мультитура».

Новички «подняли», вероятно, более 100 000 туристов в этом сезоне, это отличный результат,но, тем не менее, этого недостаточно, чтобы войти в первую тройку, и экономика этого выхода, по моим оценкам, близка к нулевой. Цены изначально были на 8–10% ниже, чем наши, а это фактически вся прибыль, весь доход оператора. Так, с определенным демпингом,и принято выходить на новые рынки.Мы нев обиде, продали то, что хотели, в тех объемах, в которых планировали и с прибылью.

Крупные выездные операторы, а также, например, «Алеан», предлагают пакетные туры по России. «Дельфин» – нет. Это ваша принципиальная позиция?

Мы экспериментировали с пакетными турами, но финансовый результат нас не устроил ни в один год. Обычно он был нулевой, иногда с небольшим убытком. Возможно, у туроператоров, имеющих свои авиакомпании или особые условия работы с крупными перевозчиками, экономика этого процесса выглядит лучше.

У меня сложилось впечатление, что когда туристы говорят о пакетном туре, то подразумевают предельно дешевый горящий тур из серии «500 рублей за неделю отдыха с перелетом». Мы можем сформировать пакет, но будет ли он конкурентоспособен на фоне таких экономических чудес, которые делают другие игроки? Скорее всего, нет. Другое дело, что эти экономические чудеса не могут длиться долго. Посмотрим, кто останется на рынке через пять, через десять лет. Мы не торопимся.

«Дельфин»изначально двигался в другую сторону. Сейчас идет отделение букинговых систем от операторской работы, и причина здесь не только в экономике. Booking.com, наверное, не испытывает проблем с дефицитом средств, при этом не пакетирует размещение в отеле с другими услугами. Мыразвиваемся как система бронирования, вкладываем в это много сил, поэтому не считаем целесообразным пакетировать туры. Есть достаточное количество туристов с билетами или планирующих поездку на машине к морю. Им нужна только наземка.

Чем вы лучше того же Booking.com, Ostrovok.ru и других онлайн-игроков?

Booking.com и аналогичные сервисы представляют предельно простой сегмент – отели.Но туризм – это не только отели. Это и экскурсионные туры, и туры с лечением. Ассортимент предлагаемых нами отелей и туров по России шире и настраивался он с учетом специфики внутреннего туризма и клиентских предпочтений. Главное–нам удалось реализовать бронирование санаториев и экскурсионных туров, сделать это было непросто.

Взять экскурсионные туры. Если искать их по названию города –например, Санкт-Петербург –выпадает слишком много вариантов. По названию «Три волшебных дня в Северной столице» человек не поймет, какая конкретно программа ему предлагается. Мы разработали поиск по достопримечательностям Санкт-Петербурга. Клиент может выбрать Эрмитаж, Петергоф и Русский музей – и система покажет ему все доступные варианты поездок с посещением этих мест. Такая система поиска экскурсионных туров на моей памяти былареализована впервые. В санаториях другая специфика – десятки профилей лечения и сотни методов. Требуются другие фильтры для выбора такого сложного турпродукта.

Часто ли вы путешествуете по России и миру? Куда любите возвращаться?

В течение года один раз отдыхаю за границей и один раз – в России. Пять лет назад встал на горные лыжи и теперь катаюсь зимой либо в Европе, либо на Красной Поляне. Кстати, там действительно удобно, современные подъемники, интересные трассы, нет очередей.

Не так давно я возобновил пешие походы, прошел два раза по маршруту Архыз – Красная Поляна, это примерно 100 км, четыре перевала через Кавказский хребет и около 10 дней. Мы ходим в такие походы с семьей, это очень интересно, а виды – просто роскошные.

Люблю Крым, Кавказ, а также Подмосковье, поскольку живу здесь.

В одном из интервью вы сказали, что в день принимаете около 60 звонков. Откуда черпаете силы?

Секрет работы руководителем длительное время в поддержании баланса физической и эмоциональнойэнергии. Если этого не делать, то потеряешь интерес к любому делу. Бизнес – это условная «гора», на которую ты должен подниматься каждый день, и запас энергии надо готовить уже с вечера.Для этого надо уметь «отрывать» себя от работы и посвящать свое свободное время хобби, семье. В то же время туризм – это интеллектуальный вид бизнеса, он постоянно развивается, здесь действительно интересно.

Какие цели, как руководитель, вы на данный момент считаете для себя ключевыми?

Пора выращивать смену. Я нахожусь сейчас в процессе обучения своих сотрудников, имею опыт преподаваниястудентамтуристических ВУЗов. Не скажу, что эта работа на 100% по мне, но это частьработы директора. Вообще лучший директор тот, который в офисе не сидит, а задачи ставятся и решаются без него теми людьми, которые для этого наиболее подходят.

Успех компании прост: лучший продукт, лучшие специалисты по продукту, лучший директор и 100% отдача всех сотрудников. Люди готовы делать 80% работы отлично, а 20% – кое-как. Нет, так не пройдет. В нашем бизнесе те, кто делает 80% работы, не получают ничего. Только тот, кто выложится на все 100%, получит туристов, которые скажут спасибо.

Беседовала Софья Константинова



Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72