туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Российский турбизнес, подобно Одиссею со своими спутниками, должен пройти целый ряд испытаний, прежде чем достичь тихой гавани устойчивого спроса. Несмотря на препятствия, отечественная туриндустрия демонстрирует завидную живучесть. «Другого варианта нет: выживет только тот, кто умеет принимать и успешно реализовывать неординарные и эффективные решения», – в один голос говорят участники рынка.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
Очевидно, что иллюзий на перспективу питать не стоит. Вместе с тем генеральный директор TEZTour Владимир Каганер не исключает, что «если экономическая ситуация в стране изменится и спрос вырастет, программы будут корректироваться». Соглашается с ним и президент «Натали Турс» Владимир Воробьев: по его мнению, туристический рынок вслед за экономикой станет «поворачиваться» в ту или иную сторону».
Идти вслед за спросом Основной тренд сезона – серьезное падение рынка выездного туризма. Больше всего пострадали визовая Европа и дальнемагистральная массовая экзотика. А вот долларовым направлениям (особенно предлагающим сервис allinclusive) пока удается удерживать спрос. Сохраняется он и в сегменте туров, рассчитанных на состоятельных клиентов. И, конечно, теперь в дележе туристического «пирога» принимает участие Россия. В количественном отношении радоваться, увы, нечему: сведения по отдельным направлениям выезда оказались даже хуже среднего показателя. Греция завершила полугодие с минусом в 53,5%. Испания – в 43,1%. Таиланд – в 53,1%. Индия – в 56,1%. А Тунис и Мексика вообще «провалились»: первый за 6 месяцев 2015-го по въезду туристов из России «упал» на 75,4%, а вторая сократила турпоток из РФ на 74%. Поэтому в текущей ситуации «достижения» Турции или Египта, которые сумели по максимуму сохранить интерес россиян (в первом случае снижение составляет 25,7%, а во втором – 13,4%), считаются наилучшими. Причем Египет все же «сделал» Турцию, так как за 6 месяцев 2015 года российских туристов там побывало на 23 тысячи больше (1,054 против 1,031 млн). «Падение отмечается практически на всех направлениях выездного туризма, – говорит генеральный директор сети офисов продаж «Горячие туры» Светлана Макарова. – Очень сильно «просел» Тунис, туристы стали чаще отказываться от поездок в Мексику и Доминиканскую республику, а в связи с ростом курса евро сократился турпоток и на европейском направлении». Владимир Каганер констатирует: больше всего страдают дальнемагистральные (следовательно, дорогие) массовые направления – Доминикана, Куба, Мексика. Вместе с тем Владимир Воробьев, к примеру, заявил, что при среднем «проседании» европейских направлений на 50% по всем из них, кроме Греции, в «Натали Турс» удалось достичь «очень хороших маржинальных показателей». «Кто не ставил себе целью захватить часть рынка, этим летом мог работать и зарабатывать», – уверен он. Эксперты убеждены: в обозримой перспективе альтернативы Турции и Египту, как главным зарубежным курортным направлениям лета и зимы, не будет. «Зимой делаем ставку на массовый Египет: взяли 4,5 тысячи кресел в неделю, расширили региональные полетные программы», – говорит Анна Малинина, директор по продажам компании «Натали Турс». В «TUI Россия» Египет называют «одним из наиболее востребованных направлений» и не скрывают, что если не в этом сезоне, то в ближайшем будущем снова хотят выйти по стране в лидеры рынка. Вместе с тем ряд экспертов полагает, что в дополнение к Египту с его козырем в виде «все включено» в наступающем сезоне спросом будут пользоваться и другие безвизовые долларовые направления, пребывание в которых обходится относительно недорого. «Таиланд хоть и включает дорогую авиаперевозку, но наземное обслуживание там очень бюджетное», – отмечает Владимир Каганер. В этой связи, кроме Таиланда, выиграть в спросе могут такие направления, как Индия (в частности, Гоа) или Вьетнам. К которым, скорее всего, примкнет и ОАЭ: отдых в Эмиратах хотя и недешев, но абсолютно безопасен и весьма комфортен. Да и лететь туда не так уж далеко. Что касается России, то мнения разные. Однако предстоящей зимой отправлять туристов «внутрь» намерены даже те игроки рынка, которые летом 2015 года занимали выжидательную позицию. Например, к поставившей поезд в Великий Устюг «НТК «Интурист» присоединился TUI: как пояснила руководитель пресс-службы «TUI Россия» Ольга Маликова, впервые в своей практике компания выходит на рынок внутреннего туризма с предложением «пакетных» туров в Великий Устюг и на Красную Поляну. А PegasTouristik вообще заявил о том, что с конца октября авиакомпания PegasFly начнет осуществлять регулярные рейсы в Сочи и Симферополь из шести российских городов (Самары, Казани, Уфы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Красноярска), которые станут выполняться вплоть до апреля 2016 года. Не исключено и появление туров, «привязанных» к этой перевозке.
И вашим, и нашим… Следующий тренд – четкое позиционирование турпродукта под определенную категорию клиентов. При этом операторы формируют туры для массового «бюджетного» туриста по минимально возможным сейчас ценам, а для взыскательного покупателя, требующего «изюминки», расширяют ассортимент за счет неординарных предложений. Если клиенты хотят получать туры дешевле – операторы их создают. «Предлагаем больше доступного продукта, отелей 3–4*, апартаментов, – говорит Ольга Маликова. – Фокусируемся на наиболее востребованных направлениях, отказываясь от неэффективных курортов и отелей». В компании, чувствуя интерес к безвизовым странам, продолжат развивать Турцию, Египет и Черногорию, к которым в этом зимнем сезоне впервые добавят и Сербию. «Меньшее «проседание» мы отмечаем по тем странам, где туристы могут отдохнуть по системе «все включено», – соглашается с трендом Светлана Макарова. «Структура рынка меняется в сторону более бюджетного продукта, – констатирует Надежда Найдис, руководитель отдела рекламы и PRPACGroup. – Поэтому в нашем ассортименте в сезоне «осень-зима» значительную часть занимают бюджетные предложения горнолыжных и экскурсионных туров». Примерно такого же мнения и генеральный директор TEZTour Владимир Каганер. «По горнолыжным направлениям этого сезона ожидаем небольшого спада спроса, а также оттока туристов на более бюджетные направления, – замечает он. – На такие, как Болгария, Андорра и, возможно, Россия». При этом эксперты отмечают, что глубина продаж сокращается. По оценке Надежды Найдис, в среднем по европейским направлениям она составляет только 2–3 недели. Однако на таких направлениях, как круизы или горнолыжный отдых, показатель все же гораздо выше – здесь он может достигать 4–6 месяцев. Но есть и несколько другие оценки. «В момент, когда курс валют растет, туристы активно бронируют и оплачивают туры, чтобы потом «не попасть» на доплаты, – считает Елена Кокоева из ANEXTour. – Прежде чем забронировать тур, они тщательно подходят к выбору туроператора, предложенного в агентстве, изучают детали договора. Время, когда турист искал дешевый тур, закончилось». По ее оценке, сейчас наблюдается тенденция, когда клиент отказывается от приобретения сомнительно дешевого тура и не просит сумасшедших скидок, которые составляют часть комиссионного вознаграждения агентства. «Турист не пренебрегает отдыхом за границей: скорее речь идет о сокращении числа поездок, – отмечает Елена Кокоева. – Теперь ему важно качество услуги и наличие гарантии сервиса высокого уровня. На что мы и делаем больший упор». И еще: на фоне изрядно «просевшего» по ряду направлений массового бюджетного отдыха «дорогие» туристы выглядят бодрячком. Эксперты отмечают: те, кто располагает средствами, по-прежнему не экономят. «Спрос на высокобюджетный отдых сохранился», – говорит Надежда Найдис. «Экзотические направления, пользующиеся спросом у обеспеченных туристов, потеряли мало», – отмечает и Светлана Макарова. В этой связи игроки пришли к пониманию того, что концентрироваться только на отдельных направлениях или сегментах рынка не стоит – сейчас клиенту нужен широкий ассортимент, из которого он в любом случае мог бы выбрать подходящий именно ему тур. Вместе с тем и Владимир Воробьев, и его тезка из TEZTour Каганер констатируют, что в целях возможной экономии на ряде европейских направлений (особенно это касается горнолыжных туров) снова усилится отток туристов в самостоятельное «плавание». «Доля туроператоров продолжит сокращаться», – замечает первый. «К этому их подталкивает и введение биометрии при получении виз», – считает второй.
Что делать В условиях быстрого изменения коньюнктуры рынка его игроки особенно осторожно подходят к формированию полетных программ. Становятся максимально «гибкими» в поисках новых направлений отдыха и способов реализации туров. И там где это возможно и выгодно, отдают предпочтение «мягким» блокам мест и даже регулярной перевозке. По оценке большинства опрошенных экспертов, пока раннее бронирование явно «буксует»: потенциальные клиенты заняли выжидательную позицию. «Темпы раннего бронирования немного ниже, чем в прошлом году, но постепенно стабилизируются, – отмечают в «НТК Интурист». – Поскольку скидки от отелей в этом случае составляют до 20–30%, не думаем, что интерес к продажам по акции пропадет. В конце сентября традиционно мы запускаем раннее бронирование следующего лета, и этот год не станет исключением». «Сейчас бронирование идет сдержанно – повторяется та же ситуация, что была весной во время раннего бронирования летнего сезона, – согласна Ольга Маликова из «TUI Россия». – Однако в октябре его темпы традиционно ускорятся». «В основном туристы ждут до последнего в надежде выиграть на курсовой разнице и получить дополнительный дисконт по спецпредложениям, – констатирует и Надежда Найдис из PACGroup. – Хотя остается и процент туристов, фиксирующих стоимость поездки заблаговременно». «Внимательно следим за ситуацией на рынке и стараемся сбалансированно выстраивать нашу полетную программу, – комментируют в «Интуристе». – Нами проводятся и будут проводиться стимулирующие акции для менеджеров туристических агентств, что играет немаловажную роль в увеличении продаж и, как следствие, помогает поддерживать поток туристов». «Оптимизируем расходы, не ведем рискованную региональную политику, максимально сохраняем ассортимент с вылетами из Москвы, – отвечает Надежда Найдис. – В предстоящем горнолыжном сезоне ставим собственные программы по Италии, Франции и Австрии на весь сезон, а на «высокий» также есть программы в Андорру, Швейцарию и Финляндию». В свою очередь, в «Натали Турс» наращивают ассортимент и переходят на принципы динамического пакетирования туров. Задача поставлена четко: по словам Владимира Воробьева, уже нынешней зимой в компании по всем направлениям хотят иметь динамические пакеты, «которые позволяют опережать конкурентов на 4–5 часов». В «TUI Россия» тоже предлагают новинки. Например, в рамках акции раннего бронирования в течение трех дней после него клиент должен оплатить лишь 25% стоимости тура. А полностью – за 2 недели до даты вылета. В этом сезоне в компании особый акцент делают на бюджетный турпродукт, предлагая наиболее востребованные клиентом варианты. Причем это касается практически всех направлений, включая и новые для компании Сербию или Финляндию. Что в итоге? Российский турбизнес ждет новый сезон, который простым явно не будет. Однако, переживший уже не одно потрясение, он приспосабливается к ситуации и умирать вовсе не намерен. «Если бы с аналогичным падением национальной валюты столкнулись западные страны, их выездной туризм вообще бы исчез. А у нас – жив, – заявил по этому поводу генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. – Отрасль способна выживать даже в экстремальных условиях. И главное – ей не мешать». |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|