Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Декабрь 2015
« Вернуться к журналу  

Поворотный момент


Еще в октябре казалось, что главным трендом «экзотического» сезона станет фактор стоимости тура. Но после страшной трагедии в небе Египта стало понятно, что деньги решают не все. А «нарисованные» было планы на будущее пришлось кардинально перекраивать.

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

 

Чтоб не пропасть поодиночке 

Всуществующих реалиях спрос– при самом оптимистичном прогнозе – сохранится на уровне прошлого года. В результате на российском туристическом рынке происходит небывалое: федеральные операторы практически перестали использовать тактику «столбления» направлений по принципу «захватим, а там посмотрим».

«Сейчас не время гоняться за показателями: гораздо важнее определить эффективность объемов, которые всех устроят», – примерно так рассуждают многие их представители. Отказ от жестких блоков, приведение объемов в соответствие с реальным спросом и приобретение билетов по операторским тарифам под запрос на регулярных «пляжных» направлениях – один из двух наиболее важных трендов сезона.

Второйтренд – объединение интересов. Если раньше каждый имеющий на то возможность оператор считал практически обязательным «подъем» собственного чартера, то сейчас основные игроки рынка не стесняются объединять усилия для того, чтобы загрузить «чужие» самолеты.

Особенно это характерно для регионов, в которых общие объемы перевозки, как и выбор востребованных направлений,значительно ниже, чем в Москве. В Сибири, например, основные игроки рынка (в их числеPegasTouristik, CoralTravel, ANEXTour и Sunmar) идут на взаимовыгодныекомпромиссы, в общих интересах используя лайнеры компаний RoyalFlight, AZURAir, NordWind и PegasFly, входящих в структуру разных компаний. И «летать» на бортах конкурентов зазорным теперь вовсе не считается – лишь бы на этом зарабатывать.

 

Не ставить на Красное

До недавних событий эксперты были уверены – фаворитом сезона будет Египет. Теперь, после ввода запрета на полеты в Страну пирамид, вопрос стал открытым.

Основных игроков рынка, которые «делают погоду» на направлении, можнона пальцах пересчитать. Поэтому и коллегиальное решение по поводу египетских программ было принято довольно быстро: операторы предложили либо заменять тур на аналогичный в другие страны, либо переносить поездкуна более поздний срок втечение года, фактически«заморозив» на депоненте клиентские деньги. При этом PegasTouristik, CoralTravel, ANEXTour, «TUI Россия» и Brisco тут же переориентировали полетные программы на Анталью, предложив клиентам заменить тур в Египет на сходный по параметрам в Турцию. А «Натали Турс» пошел даже на то, что «при аннуляции заказов по Египту будет произведен возврат полной стоимости тура». Исключением стал только «Библио Глобус», который предложил туристам Кипр и заявил, что «заморозка» касается лишь будущих египетских туров.

Каковы объемы переориентации турпотока? Не выше 30%. В Питере, например, из числа более чем 200 пассажиров первого «запретного» рейса в Шарм-эль-Шейх, согласились изменить Египту с Турцией 54 человека. За двапервых дня таких набралось около 200, в то время как вылететь на отдых должны были свыше 1 тыс. И очевидно, что по мере завершения сезона в Турции и на Кипре переток «египетских» туристов в Средиземноморье станет еще более слабым.

Альтернатива Египту? Для «массовых» туристов европейской части РФ ее практически нет, поскольку туры во все остальные «пляжные» зарубежные туристические дестинации (включая Израиль и ОАЭ) стоят на 40–50% дороже. «Основная масса туристов привыкла покупать поездки в Египет по цене в 20–25 тысяч рублей на человека, – констатирует генеральный директор компании SpaceTravel Артур Мурадян. – И для того чтобы поехать на отдых по другому, более дорогому направлению,таким клиентам придется копить деньги несколько лет».

«Потеря Египта – серьезный удар по отрасли, неприятный для всех, – полагаетгенеральный директор оператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Причем на ситуации с внутренним туризмом положительно это тоже не скажется, так как произошедшее лишь добавляет клиентам неуверенности в завтрашнем дне».

Адекватно оценивают положение и в тех компаниях, которые непосредственно «попали» в египетскую проблему. «Весь египетский турпоток, который в целом по России достигает как минимум 2,5 млн человек в год, «повернуть» куда-нибудь невозможно»,– комментирует генеральный директор CoralTravelДжошкун Юрт. А генеральный директор PegasTouristik Анна Подгорная сообщила, что только на депозитах в египетских отелях находится 300 млн рублей.

В свою очередь, президент «Натали Турс» Владимир Воробьев подсчитал, что на вывозе туристов из Египта все операторы могут потерять до $10 млн. «В этой связи наиболее приемлемый вариант для операторов, агентств и туристов – депонирование средств», – считает Анна Подгорная. Однако для этой компании, имеющей большую региональную сеть, острота проблемы может быть сглажена хотя бы тем, чтодля Сибири и Дальнего Востока потеря Египта не так принципиальна: за Уралом он занимал не более 12% рынка и клиенты вполне могут быть переориентированы на Азию.

Не считая, конечно, того, что «египетские» операторы, все последние годы активно развивавшие собственные авиакомпании, столкнутся и с проблемой загрузки бортов. Ведь подавляющая часть их флота – среднемагистральные «Аэробусы» и «Боинги» – из Москвы или Петербурга летать в ЮВА не смогут.

 

ЮВА ждет битва за «наших»

В связи с выбытием из числа фаворитов Египта, роль доступных для россиян стран Юго-Восточной Азии явно повышается: теоретически они могут «оттянуть» часть турпотока. Но по причине достаточно высокой стоимости туров вряд ли это приведет к резкому росту спроса.

«В зимнем сезоне Таиланд станет рентабельным направлением, – считает PR-директор TezTour Лариса Аханова. – Несмотря на отдаленность, он проявит устойчивость в силу бюджетного наземного обслуживания, а также по причине наличия массового спроса и удешевления (из-за падающей в цене нефти) авиаперевозки».

Вместе с тем достаточно сильную конкуренцию Таиланду окажет Вьетнам. По предварительным данным, Нячанг в общем объеме сибирских полетных программ занимает свыше 27%. Да и в европейской части России он становится все более популярен: ANEXTour, по словам исполнительного руководителяPR-департамента компании Елены Кокоевой, расширил программу собственных чартеров во Вьетнам, организовав рейсы не только в Нячанг, но и, впервые, в Хошимин. Оператор удивил рынок и принципиальной новинкой сезона, организовав чартер из Новосибирска в Камбоджу с периодичностью три раза в месяц.

По объективным причинам многие крупные операторы «пересели» на регулярную перевозку (в основном это Emirates) или объединили усилия с коллегами-конкурентами. «Натали Турс» (а также  некоторые другие операторы) даже из Москвы «летает» в Таиланд на «регулярке» (с посадкой в Дубае). А в Петербурге, к примеру, из чартерной «экзотики» ЮВА остались лишь Таиланд (Бангкок и Пхукет), Вьетнам (Нячанг) и Индия (Гоа). Причем все эти маршруты выполняет «Катэкавиа».Что касается продолжительности отдыха, то на курортах Юго-Восточной Азии, это в среднем 10–12 дней. Основные курорты, которым отдают предпочтения россияне, все те же. В Таиланде – Паттайя и Пхукет, во Вьетнаме – Нячанг, Фантьет и, реже, остров Фукуок.

 

Прибавят в спросе 

А что же происходит с другими «пляжными» экзотическими направлениями зимы? Как показал опрос экспертов, в фаворе оказались Мальдивы и ОАЭ.«Изменение турпотоков меньше всего затрагивает ОАЭ и Мальдивы, – полагает Дмитрий Арутюнов. –Первые потому, что недалеко, тепло, качественно и безопасно: в целом небольшое снижение объема по направлению есть, но не в «дорогом» сегменте. А Мальдивы сохраняют интерес и объемы за счет других островов Индийского океана, несколько потерявших популярность из-за отсутствия вариативности перевозки и большей стоимости отдыха, за счет открытия множества новых отелей, а также по причине весьма конкурентной цены на перелет».

По мнению Артура Мурадяна,ОАЭ могут «перетянуть» часть «египетской» клиентуры за счет предложения разнообразного и безопасного отдыха для семей с детьми. «Но это касается туристов среднего ценового сегмента, способных платить за качество услуг», – подчеркивает он.

Солидарна с коллегами и Ирина Мануильская, начальник отдела продаж компании «Содис». «По Мальдивам нет падения: они по-прежнему пользуются высокой популярностью, – рассказывает она. –А вот Маврикий и Сейшелы чуть «просели»: особенно это касается первого, так как теперь нет прямого рейса «Трансаэро». В результате не исключено, что по этим направлениям общий объем останется прежним, но он перераспределится в пользу Мальдив». Эксперт констатирует, что в продажах компании направление как занимало первое место, так его и занимает, в то время как ОАЭ находятся на 3–4 месте, а ЮВА остается во второй десятке.

Некоторые эксперты полагают, что на фоне последних событий и ОАЭ, и Мальдивы могут усилить свои позиции в России. Например, президент «Натали Турс» Владимир Воробьев констатирует, что спрос на ОАЭ и «до того» был стабильным, а теперь направление по объемам способно пойти в рост. «Эта страна может принять часть туристов, отказавшихся от идеи поездки в Египет», – считает он.

Вместе с тем направление Индийского океана в лучшем случаеможет рассчитывать лишь на 10% «египетского» клиентского «пирога». По той причине, что туристы, ездившие в Страну пирамид, в большинстве случаев просто не располагают средствами, необходимыми для поездок в ОАЭ и на океанские острова.

Статистика последнего года показывает это весьма ярко. Да, по мнению экспертов, реализующих в ОАЭ и на острова туры для состоятельных клиентов, падения спроса по ним практически нет. А вот по данным Росстата, ОАЭ в рейтинге пятидесяти наиболее популярных у россиян направлений в течение последнего года хотя и поднялись с 9-го на 7-е место, но в объемах потеряли более 46% российского турпотока. А Мальдивы с 47-го переместились на 50-е, утратив почти 53% «наших».

Исследования общественного мнения россиян подтверждают: операторам, реализующим «экзотику», надо быть готовыми предложить рынку как максимально дешевые туры (с минимально возможным набором услуг), так и эксклюзивные путевки для дорогих и весьма требовательных клиентов. Вариативность, гибкость и способность быстро изменять спектр предложений в соответствии со спросом – формула выживания в современных реалиях.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72