Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2016
« Вернуться к журналу  

Выстоять вместе

 

Ассоциация «Альянс туристических агентств» продолжает привлекать взоры тех участников рынка, которые подходят к анализу ситуации в турбизнесе системно: не меньше, чем текущая обстановка, их интересует вопрос – как это будет завтра? К сегодняшнему дню АТА объединилаоколо тысячи подобных «системных» участников – как сетевых, так и самостоятельных, и стала обозначать один из базовых векторов развития отечественного туризма.

 

ТЕКСТ ГЕННАДИЙ ГАБРИЭЛЯН

 

АТА – первое объединение турагентств, участники которого получили возможность, организовавшись, принимать участие в работе над законопроектами и таким образом оказывать влияние на совершенствование отраслевого законодательства, подчеркивает исполнительный директор АТА Наталья Осипова. До этого момента даже вовлеченные в процесс депутаты Госдумы никого мельче туроператоров не замечали.

 

Большим достижением стало в свое время то обстоятельство, что типовойдоговор «турист–турагент», разработанный участниками АТА, получил одобрение Минкультуры. Следующим шагом стало создание реестра агентств, которым все чаще пользуются туристы. Агентства проверяются управляющими офисами сетей, затем сведения подаются в Альянс. При этомрастет и число вступающих вассоциациюсвободных, несетевых агентств, которые получают ту же юридическую и организационную поддержку, что и «тяжеловесы». Кроме того, АТА активно и на постоянной основе принимает участие в законопроектной работе.

 

Что можно считать главным завоеванием Альянса на сегодняшний день?

То обстоятельство, что он де факто стал саморегулируемой организацией. У нас появился компенсационный фонд, из средств которого можно оказывать помощь туристам в ситуациях, когда агент не выполняет своих обязательств по тем или иным причинам.

 

В противовес «Турпомощи»?

Нет. «Турпомощь»– организация, которая была создана на случай банкротства операторов по выездному туризму. Наш фонд к этому не имеет никакого отношения. А вот если, например, агентство перечислило деньги туроператору, а деньги не дошли, и оператор получает право заявку снять – вот тогда мы подключаемся. Но есть ряд вопросов, по которым мы взаимодействуем с «Турпомощью».

 

Чего вы ждете от следующего высокогосезона?

Альянс подписал соглашение о сотрудничестве с министерством по туризму Крыма. Надеюсь, мы убедим и агентства, и туристов, что Крым – это направление, куда ехать можно и нужно, где уже многое сделано для отдыха российских туристов. Но, конечно, предстоит еще большая работа для того, чтобы Крым стал жемчужиной отечественного туризма, в которой АТА примет непосредственное участие. В ближайшее время должен начаться перспективный диалог о сотрудничестве АТА с Абхазией.

 

Ожидаете ли вы конкретных шагов от Ростуризма в свою сторону, для того чтобы рынок увидел полезность и эффективность вступления в АТА?

Альянс был создан при поддержке Ростуризма – это верно, однако в любое время мы, как ответственное и достаточно сильное объединение участников турагентского сообщества прежде всего рассчитываем на собственные силы – авторитет и опыт своих членов. В то же время мы уверены, что деятельность Альянса не остается незамеченной Ростуризмом. У меня как у исполнительного директора есть принцип – привлекать агентства в Альянс только методом разъяснений, решение вступать или не вступать в Альянс я всегда оставляю за агентствами. Наилучшим призывом вступления является сама работа Альянса – это результаты участия членов АТА в происходящих на рынке процессах, они свидетельствуют сами за себя.

 

Что можножелать бизнесу на обозримую перспективу?

Выстоять. На основе равноправного взаимодействия агентского рынка с операторским.

 

Говоря члены правления АТА


РАШАД МАМЕДОВ, вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств», генеральный директор группы компаний TBS Group 

«Вместе мы сила!» – вот в чем заключается рыночная миссия АТА. Это объединение единомышленников – владельцев туристических сетей и агентств, других компаний туристической сферы, которые хотят работать в цивилизованных условиях и в полном соответствии с законодательством. Отмечу, что членство в АТА благоприятно воспринимается и туристами наших сетей. Они видят, например, что управляющая компания TBS Group заинтересована в долгосрочной и эффективной работе на рынке, минимизации возможных рисков для туристов.

Ассоциации и альянсы такого масштаба, как АТА, крайне полезны для эффективного развития туристического бизнеса в России. Действуя сообща, турагентствам и другим туристическим компаниям проще лоббировать актуальные и необходимые поправки к законам, улучшать качество сервиса и формировать общественное мнение. В ходе тех мероприятий, которые проводила АТА за время своей работы, обсуждались действительно острые вопросы функционирования агентского бизнеса в текущей экономической ситуации, были найдены пути решения многих проблем, наладился и диалог с представителями власти. Наши проблемы и пожелания наконец-то были услышаны «наверху». В общем, мы получили именно то, чего ожидали, вступая в АТА.

Каковы дальнейшие перспективы распространения идеи о саморегулировании? На данный момент создание СРО в сфере туризма отложено. Как известно, президент Путин поддержал идею создания единого реестра турагентств, и проект находится на стадии реализации. Мы ожидаем результатов и надеемся на реальную эффективность созданного реестра. Нужно напомнить, что несколько реестров турагентств уже вполне успешно функционируют, например, в самой АТА и в Роспотребнадзоре.

 

ВИКТОР АКУЛИНИН, директор Бюро международного молодежного туризма «Спутник-Тамбов»

Наша цель состоит в создании мощного, влиятельного органа, которой мог бы выражать мнения и защищать интересы участников очень слабого, разобщенного и раздробленного сегмента отечественного турбизнеса. На фоне хаоса и почти полного отсутствия правил игры для участников рынка туруслуг АТА предложила пути решения ключевых проблем. Это разработка типовых договорных документов, стандартов деятельности турагентов с последующим их внедрением, участие в подготовке законодательных актов. Альянс четко заявляет, что единственным механизмом решения накопившихся проблем турагентов в настоящих условиях должно стать саморегулирование. И действительно – кто может лучше хозяина знать истинное положение в доме и навести в нем порядок! Подчеркну, что деятельность Альянса нацелена на защиту и продвижение интересов не только его членов, но и всех участников турагентского сообщества.

Почему мы не видим массового вступления агентств в Альянс? Каждый варится в собственном соку, надеясь на законодательные шаги со стороны государства.

 

СЕРГЕЙ КУЛЬКО, генеральный директор Группы компаний «Спутник»

«Спутник» в туризме давно, мы многого достигли, знаем процессы и технологии на всех этапах работы, понимаем все трудности отрасли, причины, тормозящие развитие туризма в России. С идеями сделать туристический рынок эффективным, конкурентным для участников, безопасным для потребителей, значимым для государства мы и пришли в АТА. Глобальные задачи – это не быстрый процесс, но очень важно, что проходит он при поддержке экспертов туриндустрии, объединенных АТА.

2016 год будет серьезным испытанием. Рост турпотока на отечественные пляжные курорты ожидается колоссальный, и перед ними стоит глобальная задача – предоставить клиентам достойный сервис, а инвесторам оправданные ожидания. Задействованы все административные рычаги по развитию инфраструктуры. Но слабые точки еще остаются.

 

АЛЕКСАН МКРТЧЯН, генеральный директор компании «Розовый слон»

Альянс особенно важен для региональных агентств, поскольку они чувствуют себя более беззащитными, чем их столичные коллеги, – как в отношениях с туроператором, так и перед потребителем. Членство в подобном объединении повышает авторитет агентства в глазах туриста и одновременно ограждает от попыток оператора тем или иным способом ущемить его интересы. Если посмотреть внимательно, члены Альянса находятся в основном в регионах, и их мотивация понятна: они получают дополнительную юридическую и коммерческую защищенность.

Создание компенсационного фонда – столь же вынужденная, сколь и естественная мера, и она как раз выступает как позитивный фактор в глазах клиента, стоящего перед выбором. Например, что будет, если турагентство не сможет выполнить своих обязательств перед туристом? В его распоряжении нетни одного рубля страховой суммы. А ведь оборот некоторых членов АТА превышает оборот туроператора средней руки! При этом многие сети имеют единый центр бронирования, то есть структуру, через которую средства всех членов сети идут к туроператорам. Отсюда становится ясной та степень риска, которая возникает в отсутствие страховки – и для продавца, и для покупателя.

 

СЕРГЕЙ САМОХВАЛОВ, директор по развитию сети «Глобал Трэвел»

Операторы пользовались разобщенностью на агентском рынке и могли продвигать любые свои идеи и предложения. А ведь их банкротства напрямую били по агентствам. Создав общее лицо – АТА, агентства обрели голос. Наладили связь с Ростуризмом, представителями власти, смогли начать с ними диалог. Именно с подачи АТА и при помощи круглых столов, выездных мероприятий многие острые вопросы в агентской и операторской среде были подняты на поверхность. Кое-что уже решено.

Полумеры никому не нужны.Однаконепонимание важностисоздания СРО у агентств и операторов со стороны Ростуризма пока не дает возможности использовать компенсационный фонд АТА в полном объеме. Попытка федерального агентства вместе с «Турпомощью» создать реестр в нашейсреде вряд ли изменит ситуацию с обеспечением защиты прав потребителей. Ни агентствам, ни туристам от такого реестра ни горячо ни холодно. И остается главный вопрос: кто и из каких средств будет компенсировать банкротства агентств и операторов в этом и последующих годах? А они будут. Считаю, что СРО и у агентств, и у операторов надо создать и закрепить законодательно. И ввести страхование каждого тура – как во внутреннем, так и в выездном туризме.

 

ИРИНА СЕМЕНОВА, генеральный директор компании «Едемвотпуск.ру»

Ударная приостановка деятельности туроператоров пришлась именно на Санкт-Петербург, где мы работаем, и многие проигранные иски больно ударили по агентствам. В это непростое время объединение агентств посредством Альянса дало нам более гибкий механизм для работы с партнерами. В определенный момент стало понятно, что АТА – единственная организация, которая пытается защитить агентства как от корыстных туроператоров и недобросовестных конкурентов, так и от «профессиональных туристов».

СРО – это незаменимый механизм, способныйпомочь в решении юридических и иных вопросов, с которыми сталкиваются агентства, а также в налаживании партнерских отношений с другими членами и партнерамиАльянса. Ведь саморегулирование – это еще и ответственность друг за друга.

Компенсационный фонд Альянса как раз и рассчитан на взаимную поддержку и помощь.Я вижу его как своего рода профсоюзную организацию или известную раньше «кассу взаимопомощи».Полагаю, что агентства будут и дальше укрупняться в сети и объединения, консолидироваться. АТА – это лучший из всех перспективных сценариев такого процесса.

 

 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72