Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2016
« Вернуться к журналу  

Путевка по расчету

Когда рубль достигает очередного исторического минимума, разговоры о том, что ждет отечественную туриндустрию, разгораются с новой силой. Очевидно одно: туристы в 2016 году при выборе направлений отдыха будут руководствоваться исключительно прагматическими соображениями, а туроператоры последуют призывам властей «энергичней осваивать внутренний рынок».

 

ТЕКСТ СОФЬЯ КОНСТАНТИНОВА, АЛЕКСАНДРА ПОЛЯНСКАЯ

 

Если верить декабрьскому опросу «Левада-центр», почти половина россиян – 45% – считает, что ездить за рубеж стало слишком опасно. Лишь 11% опрошенных отмечают, что дело не в угрозе безопасности, а в том, что зарубежный отдых стал слишком дорогим. С последним утверждением не поспоришь: в 2015 году стоимость туровза границу увеличилась минимум в два с половиной раза.

 

Наступивший год не принес ожидаемой стабильности на валютном рынке. В конце января российский турбизнес пережил очередной «черный четверг», когда курс доллара взлетел до 85 рублей, а курс евро превысил 93 рубля. Усугубление экономического кризиса ведет к снижению покупательской способности населения и делает прогнозы на год крайне затруднительными.

 

Тем не менее участники турбизнеса не склонны драматизировать ситуацию. «Те, кто ездил за рубеж при курсе евро 80 рублей, поедут, даже если евро поднимется до ста рублей, и прекратят ездить, наверное, только в том случае, если европейская валюта достигнет отметки в 200–250 рублей, – считает Алексан Мкртчян, директор ростовской туркомпании и сети турагентств «Розовый слон». – Те, кто выезжал за рубеж при курсе евро 45 рублей, сейчас или не ездят, ожидая улучшения своего материального состояния, или отдают предпочтение российским курортам».

 

О том, что Россия станет в этом году главным направлением отдыха наших граждан, не говорит только ленивый. Однако «торжеству» внутреннего туризма может помешать Египет, а европейские страны готовы побороться за право занять вакантное «турецкое» место.

 

Не упустить момент

Большинство игроков уверены: в наступившем году Турция потеряна для российского туристического рынка. В случае с Египтом ситуация иная: есть шанс, что авиасообщение со странойвозобновится уже этой весной. «Мы ожидаем, что Египет откроют к марту. Для этого есть все предпосылки: конструктивная работа египетских властей и двусторонней комиссии, взаимное понимание по ключевым вопросам безопасности», – говорит Лариса Аханова, PR-директор туроператора TEZ Tour.

 

По словам министра туризма Египта Хишама Заазу, из-за запрета полетов из России страна ежемесячно теряет $280–300 млн. Власти страны делают все, чтобы вернуть наших соотечественников на свои курорты. В частности, они потратят $32 млн на внедрение системы полного контроля за безопасностью в Шарм-эль-Шейхе и Хургаде. Российские туроператоры уверены: если Египет «вернется», то спрос на направление в силу его ценовой доступности будет колоссальным. По оценке Дмитрия Горина, вице-президента АТОР, в случае возобновления авиаперелетов в первый же месяц в Египет могут отправиться около 100 тысяч российских туристов.

 

Однако пока этого не произошло, другие направления стремятся воспользоваться сложившейся на рынке ситуацией. Яркий пример – Израиль. В конце минувшего года Министерство туризма страны возобновило субсидирование российских чартеров в Эйлат, а также запустило в России рекламную кампанию с общимбюджетом в $2 млн. По мнению Майи Ломидзе, исполнительного директора АТОР, за счет «беспрецедентной активности» со стороны израильского министерства, у направления есть большие шансы «перетянуть» на себя часть египетского турпотока.

 

Что касается других зарубежных направлений и прогнозов на летний сезон, то среди наиболее вероятных фаворитов туроператорыназывают Грецию. По словам Ирины Тюриной, пресс-секретаря РСТ, в этом году страна рассчитывает на 60%-ный рост турпотока из России. При нынешнем курсе евро эти ожидания явно завышены, учитывая необходимость оформления биометрической визы.

 

Тем не менее генеральный директор компании «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди прогнозирует, что греческое направление в этом году может «прирасти» на 30–40%. Анатолий Гаркушин, генеральный директор туроператора «Пантеон», отмечает, что «все будет зависеть от общей ситуации в стране, от политики государства по отношению к туроператорам». По мнению Карена Гончарова, генерального директора компании DSBW, на греческое направление выйдут новые крупные игроки и начнутся ценовые войны. «При этом не стоит забывать, что в Греции ограничено количество мест размещения. Как будет развиваться ситуация на греческом рынке? Это интересная загадка», – рассуждает эксперт.

 

Другое европейское направление, способное составить конкуренцию Греции будущим летом, – это Испания. По словам Сергея Самохвалова, директора по развитию сетитурагентств Global Travel, некоторые туроператоры активно «ставят» на Испанию: планируют чартерные программы и берут блоки в отелях. В частности, «Натали Турс» сохранили прошлогодние объемы. Однако рост на направлении,по мнению Марии Конабеевой, директора по маркетингу сети турагентств TBS, маловероятен: туристы, которые выбирали недорогие отели Турции, работающие по системе «все включено», вряд ли смогут позволить себе европейский отдых.

 

Как и в случае с Грецией, будущим летом спрос на отдых в Испании возрастет, но в первую очередь со стороны европейских туристов, что, по прогнозам туроператоров, может привести к дефициту «наземки» на этих направлениях.

 

Также среди перспективных летних стран эксперты выделяют Кипр, важным преимуществом которого является простота в оформлении визы, и Болгарию. «Для отдыха в Болгарии не требуется сдача биометрии, к тому же в стране собственная валюта, что может быть выгодным для россиян», – говорит исполнительный директор Майя Ломидзе. Власти Болгарии уже заявили о том, что ожидают 30%-ного увеличения турпотока из России этим летом и готовы работать над упрощением визового режима. Хотя туроператоры не столь оптимистичны в прогнозах, в целом позитивно оценивают перспективы направления.

 

Пока бронирования на летний сезон единичны, а глубина продаж в целом по рынку не превышает двух недель.

 

Фокус внутрь

Главным конкурентом зарубежных направлений в наступившем году будет Россия. В прошлом году крупные туроператоры стали активно осваивать внутренние направления. По оценке Сергея Ромашкина, генерального директора туроператора «Дельфин», в Краснодарском крае удалось прочно закрепиться «Библио Глобусу» и CoralTravel, в Крыму –«Пегас Туристик» и «НТК Интурист». Эксперт уверен: в наступившем году число туроператоров, которые выйдут на рынок внутреннего туризма, однозначно вырастет.

 

Его слова уже получили подтверждение: о выходе на рынок внутреннего туризма объявили в «Натали Турс». В компании рассказали, что к открытию направления готовились давно, так как «не могли не прореагировать на фундаментальные изменения в потребительском спросе». Россией планирует заняться и туроператор BRISCO. Эксперты считают решение игроковскорее вынужденным: нынешние реалии таковы, что другого выбора у операторов, по сути, не остается.

 

Основное конкурентное преимущество России – ценовая доступность. Однако некоторые крымские отельеры, «опьяненные» успехом минувшего летнего сезона, решили повысить стоимость размещения на 30%. Туроператоры констатируют: такая недальновидная политика может привести к тому, что объекты в сезон будут полупустыми.

 

«Если соотношение цены и качества разочарует туристов, то в следующие годы эти люди уже не приедут повторно к нам на отдых», – признает глава республики Крым Сергей Аксенов. Его слова применимы ко всему рынку внутреннего туризма.

 

«Российские туристы достаточно требовательны к качеству предлагаемых услуг, поэтому массовой переориентации на курорты России мы не ожидаем, – комментирует Елена Кокоева, исполнительный руководитель PR-департамента компании ANEX TOUR. – Турист должен быть готов к уровню сервиса и не иметь завышенных ожиданий к российским курортам, за который оплатил немалые деньги».

 

Сергей Зенкин, генеральный директор группы компаний «Роза ветров», в свою очередь призывает не считать внутренний туризм «панацеей». «Уменьшение доходности населения может привести к тому, что многие туристы вообще никуда не поедут, а предпочтут проводить свой отдых на дачах», – подчеркивает эксперт.

 

На всех не хватит

«Выйти на Россию – это полдела, надо еще начать зарабатывать», – резонно отмечает Сергей Ромашкин. С доходностью в туризме сейчас все сложно, а значит, тенденция сокращения количества игроков на операторском и агентских рынках в этом году продолжится. По оценке Сергея Самохвалова, рынок покинет примерно 20% туроператоров.

 

Эксперты констатируют: в ушедшем году крупные игроки вели достаточно сбалансированную политику: не наращивали неподъемных объемов и не вели агрессивную ценовую политику. Это принесло свои плоды: год прошел без громких банкротств.

 

При этом реестр туроператоров заметно «похудел». По словам Дмитрия Горина, «перед кризисом у нас было 2050 компаний, занимающихся организацией международных путешествий, сейчас их осталось 650, сокращение – 69%».В АТОР считают, что при оптимистичном варианте развития событий в 2016 году останется около 500 операторов по выезду, при негативном – 300.Все будет зависеть от общеэкономической ситуации в России.

 

Максим Приставко, заместитель генерального директора компании «Джет Тревел», уверен: «Тактика «кто не рискует, тот не выигрывает» работать не будет». При этом предновогодние события доказали: какую бы тактику ни избрали участники турбизнеса, все может измениться – российская туристическая отрасль полна сюрпризов.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72