туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Лечение на родных просторах
Поездки за здоровьем на российские курорты пользуются устойчивым спросом. Уникальные методики лечения вкупе с лояльной ценовой политикой делают отечественные санатории востребованными и конкурентоспособными. Однако отсутствие развитой инфраструктуры и низкий уровень сервиса остаются серьезным препятствием для развития данной сферы.
ТЕКСТ СОФЬЯ КОНСТАНТИНОВА
У туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, предложения по санаторно-курортному отдыху занимают весомую долю в общем объеме продаж: у «Алеана» – порядка одной трети, у «Мультитура» – около 30%, у «Криптона» – примерно 20%.
«Клиентов, отдающих предпочтение оздоровительным турам, с каждым годом становится все больше.Подводя итоги 2015 года, мы отметили тренд на оздоровление. Спрос на услуги санаториев в межсезонье увеличился практически вдвое», – рассказывает Елена Захарова, PR-директор туроператора «Алеан». «Сейчас люди стали больше заботиться о своем здоровье. Могут отказать себе в каких-то развлечениях, но купить путевку с лечением», – подтверждает Дмитрий Шаров, генеральный директор компании «Мультитур». Юрий Бурлаков, генеральный директор компании «Криптон», отмечает, что в его компании появились туристы, которые ранее делали выбор в пользу зарубежных оздоровительных курортов. При этом, несмотря на повышенный спрос, удовлетворить его не всегда возможно. «В России мало объектов, еще меньше достойных», – констатирует эксперт. По оценке Российскойассоциации медицинского туризма (АОММТ), за последние десять-двенадцать лет число российских санаториев сократилось примерно на 30%. Тем не менее сейчас ситуация складывается более чем благоприятно для развития отрасли. По экспертным данным, в 2014 году объем рынка санаторно-курортных услуг увеличился на 1,6%, а в 2015 году показал рост уже в 2,8%.
Без иллюзий Эксперты единодушны в том, что Россия обладает колоссальным потенциалом в плане оздоровительного туризма. Реализовать его мешает в первую очередь изношенность материально-технической базы санаторно-курортных объектов и низкий уровень обслуживания.«В старых советских санаториях инфраструктура или медицинское оборудование давно не обновляются, но при этом лечение – очень хорошее», – говорит Дмитрий Шаров. «Вновь прибывающие отдыхающие устанавливают определенную планку уровня обслуживания для персонала здравниц. Наша задача – оправдать ожидания. Не все получится, не стоит строить иллюзий. Но значительный скачок в развитии здравниц обязательно мы будем наблюдать», – уверена Марина Розанова, коммерческий директор ЗАО СКО ФНПР «Профкурорт». Постепенно в России появляются новые санатории, не уступающие зарубежным конкурентам. Но таких пока очень мало. Константин Онищенко, президент АОММТ, отмечает и другие проблемы. Во-первых, нехватка узкоспециализированных кадров.По его словам, сокращение количества российских здравниц повлекло за собой и значительное сокращение многих специалистов, что впоследствии вызвало острый кадровый дефицит. Ситуация начала меняться в 2011 году, когда специальность врача по санаторно-курортному лечению была внесена в реестр медицинских должностей. Среди других «тормозящих» факторов –отсутствие комплексной системы управления санаторно-курортными объектами, в которую входит составление реестра учреждений, стандартизация их деятельности, обновление технического оснащения, повышение квалификации специалистов. «Следует отметить и то, что санатории только лет пять назад начали активно использовать маркетинговые инструменты в своих бизнес-процессах, научились реализовывать путевки, донося все свои преимущества до потребителей услуг», – констатирует Константин Онищенко. Не менее важна и туристическая инфраструктура региона в целом: ведь клиенты хотят не просто поправить здоровье, но и обеспечить себе культурный досуг. «Учитывая, что продолжительность курса лечения начинается от двух недель, этот факт позволяет некоторым курортам неизменно занимать лидирующие позиции, другим оставаться узкоспециализированным продуктом», – говорит Елена Захарова.
На одном языке с клиентом Главное преимущество российских санаториев, перекрывающее их минусы, – ценовая доступность. Отечественные здравницы в этом году увеличили цены, по оценкам операторов, примерно на 10%. Повышение некритичное, а в условиях удорожания себестоимости предоставляемых услуг – вполне оправданное. По оценке Марины Розановой, цены Кавминвод, Краснодарского края и Средней полосы адекватны ситуации и спросу. «Что касается Крыма – затрудняюсь ответить. Мы не проводили конкурентный анализ. Предполагаю, что цены завышены», – считает эксперт. Что касается предпочтений россиян, то здесь нет серьезных изменений. Наибольшим спросом пользуются туры в регион Кавказских Минеральных Вод, популярны санатории Краснодарского края (в первую очередь Сочи), Крыма, Средней полосы России. Потребности и предпочтения клиентов, по словам туроператоров, разные. Туристы старшего поколения, как правило, выбирают более экономичные варианты. Туристы до 40–45 лет – более требовательны к качеству услуг. «Целевая аудитория за последние два года не изменилась, к сожалению. Есть тенденция увеличения количества отдыхающих с детьми. Нужно акцентировать на этом внимание и сделать все возможное и «невозможное», чтобы эта тенденция сохранилась. Многие здравницы адаптируются и готовят инфраструктуру к приему родителей с детьми», – подчеркивает Марина Розанова. Нынешний спрос туроператоры оценивают положительно. «В этом году мы досрочно завершили традиционную акцию «Раннее бронирование» как раз в связи с ростом спроса на наш продукт в целом и на санаторно-курортное лечение в частности», – рассказывает Дмитрий Шаров. Юрий Бурлаков также доволен продажами: «Они начались раньше обычного и пока идут успешно. Глубина бронирований – до девяти месяцев. Средний чек – более 30 тысяч рублей». Эксперт уверен: продажи санаторно-курортных путевок – это хороший способ для агентств заработать в межсезонье, так как опытный турист едет в санатории именно в это время (нет очередей,не надо отвлекаться на посещение пляжа). «Но с таким клиентом важно разговаривать на одном языке», – подчеркивает эксперт. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|