Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2016
« Вернуться к журналу  

Лечение на родных просторах

 

Поездки за здоровьем на российские курорты пользуются устойчивым спросом. Уникальные методики лечения вкупе с лояльной ценовой политикой делают отечественные санатории востребованными и конкурентоспособными. Однако отсутствие развитой инфраструктуры и низкий уровень сервиса остаются серьезным препятствием для развития данной сферы.

 

ТЕКСТ СОФЬЯ КОНСТАНТИНОВА

 

У туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, предложения по санаторно-курортному отдыху занимают весомую долю в общем объеме продаж: у «Алеана» – порядка одной трети, у «Мультитура» – около 30%, у «Криптона» – примерно 20%.

 

«Клиентов, отдающих предпочтение оздоровительным турам, с каждым годом становится все больше.Подводя итоги 2015 года, мы отметили тренд на оздоровление. Спрос на услуги санаториев в межсезонье увеличился практически вдвое», – рассказывает Елена Захарова, PR-директор туроператора «Алеан». «Сейчас люди стали больше заботиться о своем здоровье. Могут отказать себе в каких-то развлечениях, но купить путевку с лечением», – подтверждает Дмитрий Шаров, генеральный директор компании «Мультитур».

Юрий Бурлаков, генеральный директор компании «Криптон», отмечает, что в его компании появились туристы, которые ранее делали выбор в пользу зарубежных оздоровительных курортов. При этом, несмотря на повышенный спрос, удовлетворить его не всегда возможно. «В России мало объектов, еще меньше достойных», – констатирует эксперт.

По оценке Российскойассоциации медицинского туризма (АОММТ), за последние десять-двенадцать лет число российских санаториев сократилось примерно на 30%. Тем не менее сейчас ситуация складывается более чем благоприятно для развития отрасли. По экспертным данным, в 2014 году объем рынка санаторно-курортных услуг увеличился на 1,6%, а в 2015 году показал рост уже в 2,8%.

 

Без иллюзий

Эксперты единодушны в том, что Россия обладает колоссальным потенциалом в плане оздоровительного туризма. Реализовать его мешает в первую очередь изношенность материально-технической базы санаторно-курортных объектов и низкий уровень обслуживания.«В старых советских санаториях инфраструктура или медицинское оборудование давно не обновляются, но при этом лечение – очень хорошее», – говорит Дмитрий Шаров.

«Вновь прибывающие отдыхающие устанавливают определенную планку уровня обслуживания для персонала здравниц. Наша задача – оправдать ожидания. Не все получится, не стоит строить иллюзий. Но значительный скачок в развитии здравниц обязательно мы будем наблюдать», – уверена Марина Розанова, коммерческий директор ЗАО СКО ФНПР «Профкурорт».

Постепенно в России появляются новые санатории, не уступающие зарубежным конкурентам. Но таких пока очень мало.

Константин Онищенко, президент АОММТ, отмечает и другие проблемы. Во-первых, нехватка узкоспециализированных кадров.По его словам, сокращение количества российских здравниц повлекло за собой и значительное сокращение многих специалистов, что впоследствии вызвало острый кадровый дефицит. Ситуация начала меняться в 2011 году, когда специальность врача по санаторно-курортному лечению была внесена в реестр медицинских должностей.

Среди других «тормозящих» факторов –отсутствие комплексной системы управления санаторно-курортными объектами, в которую входит составление реестра учреждений, стандартизация их деятельности, обновление технического оснащения, повышение квалификации специалистов. «Следует отметить и то, что санатории только лет пять назад начали активно использовать маркетинговые инструменты в своих бизнес-процессах, научились реализовывать путевки, донося все свои преимущества до потребителей услуг», – констатирует Константин Онищенко.

Не менее важна и туристическая инфраструктура региона в целом: ведь клиенты хотят не просто поправить здоровье, но и обеспечить себе культурный досуг. «Учитывая, что продолжительность курса лечения начинается от двух недель, этот факт позволяет некоторым курортам неизменно занимать лидирующие позиции, другим оставаться узкоспециализированным продуктом», – говорит Елена Захарова.

 

На одном языке с клиентом

Главное преимущество российских санаториев, перекрывающее их минусы, – ценовая доступность. Отечественные здравницы в этом году увеличили цены, по оценкам операторов, примерно на 10%. Повышение некритичное, а в условиях удорожания себестоимости предоставляемых услуг – вполне оправданное. По оценке Марины Розановой, цены Кавминвод, Краснодарского края и Средней полосы адекватны ситуации и спросу. «Что касается Крыма – затрудняюсь ответить. Мы не проводили конкурентный анализ. Предполагаю, что цены завышены», – считает эксперт.

Что касается предпочтений россиян, то здесь нет серьезных изменений. Наибольшим спросом пользуются туры в регион Кавказских Минеральных Вод, популярны санатории Краснодарского края (в первую очередь Сочи), Крыма, Средней полосы России.

Потребности и предпочтения клиентов, по словам туроператоров, разные. Туристы старшего поколения, как правило, выбирают более экономичные варианты. Туристы до 40–45 лет – более требовательны к качеству услуг. «Целевая аудитория за последние два года не изменилась, к сожалению. Есть тенденция увеличения количества отдыхающих с детьми. Нужно акцентировать на этом внимание и сделать все возможное и «невозможное», чтобы эта тенденция сохранилась. Многие здравницы адаптируются и готовят инфраструктуру к приему родителей с детьми», – подчеркивает Марина Розанова.

Нынешний спрос туроператоры оценивают положительно. «В этом году мы досрочно завершили традиционную акцию «Раннее бронирование» как раз в связи с ростом спроса на наш продукт в целом и на санаторно-курортное лечение в частности», – рассказывает Дмитрий Шаров. Юрий Бурлаков также доволен продажами: «Они начались раньше обычного и пока идут успешно. Глубина бронирований – до девяти месяцев. Средний чек – более 30 тысяч рублей». Эксперт уверен: продажи санаторно-курортных путевок – это хороший способ для агентств заработать в межсезонье, так как опытный турист едет в санатории именно в это время (нет очередей,не надо отвлекаться на посещение пляжа). «Но с таким клиентом важно разговаривать на одном языке», – подчеркивает эксперт.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72