туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Ждем попутного ветра Главными «тормозами» в развитии речных круизов в России являются экономика туров, низкий уровень воды, хилая береговая инфраструктура и продолжающееся старение флота. Однако это не мешает их организаторам верить в то, что в 2016-м объемы вырастут на 20–30%.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
В прошлом году навигация продлилась в России 187 дней и была почти на неделю короче, чем в 2014-м. При этом из примерно 120 имеющихся в стране речных круизных лайнеров «на работу» вышли только 96 судов разного типа и класса. Около десятка после зимовки так и остались в затонах, пять завершили навигацию спустя месяц после выхода на линию, а еще столько же перестали выходить в рейс задолго до конца сезона.
Сели на мель Есть ли в России интерес к такому виду отдыха? Безусловно. В целом по стране в сезоне 2015 года предлагалось до 3 тысяч речных круизов, а численность обслуженных в их рамках туристов составляет не менее 200 тысяч человек. При этом поток туристов из-за рубежа, желающих отправиться в речные круизы по России, в последнее время «обмелел». Число гостей из Америки и части стран Европы значительно снизилось, а их места на самых комфортабельных теплоходах должны были занять россияне, ранее отдыхавшие за рубежом. И поначалу дело пошло: спрос вырос на 15–20% практически по всем круизам. Однако скоро в бочку позитивных ожиданий вылилось «ведро» негатива. Основным его компонентом стало маловодье: речные лайнеры, выполнявшие длинные круизы, не имели возможности их осуществлять.«Большим испытанием для круизных компаний стало обмеление Волги в районе Городца, – говорит Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму ОАО «Мостурфлот». – Оно «закрыло» три популярных направления из Москвы и Петербурга с июля по октябрь в сторону Астрахани, Ростова-на-Дону и Перми. Увы, но 2016 год будет уже третьим с тех пор, как существует эта проблема». Пытались ли ее решать? Конечно. Меняли четырехпалубные теплоходы на трех- и даже двухпалубные. Укорачивали программы. И даже использовали два теплохода, перевозя пассажиров через проблемный маловодный участок на автобусах... Но разве это выход? Однако не только маловодье «тормознуло» речные круизы 2015 года: береговая инфраструктура по-прежнему далека от совершенства и характеризуется устаревшей причальной и сервисной базой, в то время как ставки за обслуживание судов постоянно растут. Яркий пример: в Петербурге в том месте, которое по старинке именуют Речным вокзалом, имеется только причальная стенка – другой инфраструктуры для обслуживания пассажиров нет. Никакой. Председатель правления СЗРО РСТ Леонид Флит по этому поводу говорит: «За отсутствие в Питере современного Речного вокзала городу должно быть стыдно». А поскольку в результате спора хозяйствующих субъектов «ВодоходЪ» свои суда с Речного вокзала Петербурга увел в более-менее обустроенную Уткину заводь, питерский «вокзальный» пассажирооборот за 2015 год сократился в сравнении с 2014-м почти вдвое (до 58,84 тысячи человек). А въездных туристов стало меньше практически в три раза (16,4 тысячи). К тому же не все уверены, что остановка в ходе сезона ряда больших теплоходов была вызвана маловодьем. «Эксплуатация крупных энергоемких теплоходов оказалась попросту невыгодной», – считает Михаил Корнышев, исполнительный директор туроператора «НИКА».
Строить или реконструировать? Ждут ли рынок речных круизов в России перемены? В 2016 году Минпромторг предполагает заложить несколько круизных судов проекта PV300VD вместимостью 306 туристов. Новые лайнеры предполагается эксплуатировать на линиях Петербург – Москва и Ростов-на-Дону – Москва, а также с выходом в море до портов Крыма. Постройка судов займет до трех лет, а срок окупаемости – не менее 20-ти. В период до 2021 года в стране планируется построить 15 круизных судов. При стоимости одного лайнера в 2,3 млрд рублей суммарные затраты составят 34,5 млрд. Из которых 26,45 млрд предполагается получить от судовладельцев. Участники рынка не уверены, что появление новых судов кардинально изменит ситуацию. «Проблема не в том, что у нас старый флот – она в том, что он находится у нас в запущенном состоянии», – говорят эксперты. И приводят примеры, когда из старого лайнера методом реконструкции получают теплоход с условиями, которые не уступают имеющимся на европейских речных судах. «Спрос на такие теплоходы огромный, – констатирует Светлана Гончарова. – По лайнеру«Княжна Виктория» он превысил 150%, а по «Александру Грину»–900%. Да и на теплоходе «Михаил Булгаков» в первую очередь выкупают каюты от 14 до 26 кв. м с балконом. И это при том, что цена на них выше стандартной на 60–100%». Операторы спрос чувствуют: по словам Андрея Михайловского, коммерческого директора компании «Инфофлот», в навигацию-2016 эта компания выведет на линию фирменный теплоход «Дмитрий Фурманов» с особым сервисом на борту. Даже намеревающиеся участвовать в программе компании признают: сейчас нехватки судов фактически нет. «В связи с нестабильной ситуацией на въездном рынке на внутренний переведены комфортабельные теплоходы «иностранной» линии», – отмечает Андрей Смолин, коммерческий директор компании «ВодоходЪ». В этой связи мнения относительно строительства новых теплоходов разные. Причем есть и достаточно резкие. Некоторые эксперты говорят о том, что «один теплоход, скорее всего, построят не для того, чтобы на нем зарабатывать, а чтобы построить – и заработать на этом». «При стоимости, которая называется, он не окупится никогда, поскольку должен эксплуатироваться 300 дней в году, – такова позиция пессимистов. – Планы эксплуатировать его после завершения навигации на российских реках в Черном или каком-то другом море, а также на Дунае – полная ерунда».
Перспективы сезона Несмотря на ряд проблем, участники рынка смотрят в будущее позитивно и верят как в рост объемов, так и в возможность расширения спектра предложений речных круизов. «Спрос превысил аналогичные показатели предшествующего года, – заверяет Андрей Смолин. – Количество туристов, для которых сегодня забронированы места в круизы навигации-2016, на 30% больше». «Февраль показал рост интереса к работе с круизами среди агентств,– соглашается и Андрей Михайловский. – Динамика продаж 2016-го демонстрирует растущий спрос на этот вид путешествий внутри страны – каждый год отмечаем плюс 20–25%». Что касается маршрутов, то у основных игроков рынка ситуация разная. В «Водоходе» констатируют, что для «иностранных клиентов маршрут Москва – Петербург практически безальтернативный вариант». Среди соотечественников популярностью также пользуются «ближние» круизы выходного дня. Вместе с тем Андрей Смолин отмечает, что среди «профессиональных» речных путешественников спросом пользуются многодневные и необычные круизы. «Например круизы-«маевки»: путевки на эти рейсы выкупаются задолго до их начала», – уверяет он. В свою очередь Андрей Михайловский отмечает: если постоянные клиенты бронируют рейсы на полюбившихся им теплоходах по интересующему их маршруту (обычно от 7 дней) сразу, как только открываются продажи на следующий год, то новички чаще начинают с круизов на выходные или продолжительностью 3–4 дня (из Москвы до Углича, Твери или Мышкина, а из Петербурга – до Валаама). «Есть у нас и рейсы, входящие в «Золотую коллекцию круизов» и пользующиеся особой популярностью,– говорит он. –Среди них «экспедиционный» рейс до Вятки и «Северное ожерелье». «Мостурфлот» расширил линейку этнокруизов: в навигацию 2016 года состоится 23 таких круиза на пяти теплоходах. Также компания предлагает ряд тематических круизов. «Есть и другие новинки, – говорит Светлана Гончарова. – Например, в этом сезоне нами разработан новый маршрут для четырехпалубного теплохода Москва – Медвежьегорск (Соловецкие острова) – Москва».И еще: в 2016-м компания реализует проект «Россия с борта теплохода»: на ее сайте в режиме онлайн будет транслироваться видео с камер всех лайнеров. А вот «НИКА» пошла другим путем. Компания восстановила речные круизы в трех водных бассейнах. Во-первых, это круизы по Оби и Иртышу на двухпалубном теплоходе «Ремикс», прошедшем капитальную реконструкцию (из 258 мест осталось 60). Во-вторых – круизы по Енисею на теплоходе «Куприян», на котором всего восемь кают. Третья новинка – круиз по Амуру из Хабаровска.«Мы не ставим перед собой задачу сделать эти турпродукты массовыми, – говорит Михаил Корнышев. – У нас другая цель – вывести на рынок речных круизов предложения, которые по качеству комфорта и сервиса ничем не будут уступать европейским». Что ждет рынок речных круизов в нынешнюю навигацию? По общему мнению, значительное падение числа иностранных туристов в течение прошлого года в лучшем случае удастся компенсировать не более чем на 10–15%. Если вообще удастся. А вот внутренний рынок, несмотря на рост цен на речные круизы в пределах 10%, может вырасти на 15–30%. «В этом году ситуация в целом останется примерно такой же, как в 2015-м, – полагают эксперты. – А вот в сезоне 2017 года спрос (в том числе и со стороны иностранцев) станет расти». |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|